Павлюк Быковский, специально для TUT.BY

Полдня продолжавшиеся метели 15 марта проверили ответственность нас всех - и власть предержащих, и простых обывателей. После этого было уже время исправления ошибок. Только метель последовательно продолжала мести почти до самого утра 16 марта. Впрочем, в Гомеле был ливень.


Циклон "Хавер", который, как справедливо сообщало утром 15 марта ОНТ, парализовал Западную Европу, пришел и в Беларусь.

Вот только там, в Европе, природные катаклизмы создали проблемы не в пятницу, 15 марта, а еще в ночь с воскресенья на понедельник, 10-11 марта. Пострадали Франция, Германия, Бельгия, Венгрия, Великобритания, а также в некоторой степени Нидерланды и Швеция. Их терзали два циклона - Yorick (Йорик) и Xaver (Ксавер или Ксавьер), но в белорусских СМИ имя последнего почему-то трансформировалось на испанский манер в "Хавер" или "Хавьер" (от Javier?). Эти странные метаморфозы одного и того же имени, наверное, иллюстрируют уровень связи Беларуси и остальной Европы. Ведь после пересечения белорусской границы на российской Смоленщине "Хавер" опять стал "Ксавером".

Население предупредили об опасности

Впрочем, название - не суть важно, многие западные СМИ обошлись без названия циклона, что не помешало им писать сначала об угрозе метели, порывистого ветра, шторма, ливня и гололеда, а потом об их последствиях. Всю неделю можно было следить за проблемами, которые приближающийся к Беларуси циклон создавал в Западной Европе.

Еще в понедельник днем национальная метеорологическая служба Météo France сообщила, что сначала в 11, потом в 26 департаментах на северо-западе Франции был введен оранжевый режим опасности - он считается повышенным. СМИ распространили предупреждения населению и разработанную Météo France карту мест, где ситуация могла быть особенно опасной.

Уже вечером в понедельник их число увеличилось, и к моменту, когда из-за сильной метели начали возникать проблемы, службы экстренной помощи населению в 25 департаментах уже были переведены на усиленный режим работы. Стихия затронула и Париж. 12 марта в нескольких регионах ввели красный режим опасности (максимальный).

Школьные занятия отменили

В Нор-Па-де-Кале (северный французский регион) были отменены занятия в школах и лицеях во вторник и среду "из-за отсутствия надлежащей базы для обеспечения безопасности учащихся". Однако, несмотря на то что учеба была отменена, школы должны были оставаться открытыми. "Их миссия заключается в предоставлении убежища для тех учащихся, кто будет изолирован дома в одиночестве", -было сказано в приказе муниципальных властей.

Аналогично поступили их немецкие коллеги в школах федеральных земель Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония, а также руководство учебных заведений в южной части Великобритании и столицы Бельгии.

Транспортный коллапс

В Париже и практически во всем северо-западе Франции было парализовано движение наземного и воздушного транспорта. Движение проходящих через столицу Франции пригородных поездов RER сокращено, а вот городское метро Парижа продолжило работу с небольшими перебоями. Дирекция железных дорог Франции обратилась к пассажирам с просьбой по возможности не приезжать в Париж на работу из пригородов. Впрочем, предприятия не закрывались.

В Бельгии и северной Франции до 13 марта было приостановлено движение скоростных поездов Thalys, Eurostar, TGV, ICE. Стихия скорректировала расписание поездов по всей Европе, во многих направлениях прервалось автобусное сообщение. Из-за непогоды прекращали свою работу аэропорты Франкфурта-на-Майне в Германии, Бовэ и Лилля - во Франции, Шарлеруа - в Бельгии, Джерси, Гернси и Хитроу - в Великобритании. Вместе с тем 15 марта из-за забастовки персонала отменяли рейсы в аэропортах Кельна/Бонна, а также Дюссельдорфа#.

Из-за снежных заносов тысячи автомобилистов во Франции, Германии, Великобритании и Бельгии оказались блокированы в пути, многим пришлось переночевать в машине. Впрочем, спасательные службы и волонтеры помогли многим из них добраться к ближайшим населенным пунктам или придорожным мотелям. Пункты обогрева и ночлега были также созданы в школах и некоторых муниципальных учреждениях.

Жители ряда деревень лишились электричества и для них пожарные доставили дизельные генераторы, чтобы с помощью вырабатываемого ими электричества можно было отапливать дома.

В европейских странах не только на уровне муниципалитетов, но и на уровне национальных правительств были созданы кризисные центры для координации работы - сначала по предупреждению, а потом по преодолению проблем, вызванных мартовскими метелями.

Циклон был предсказан, синоптики предупредили об опасности

В Западной Европе на территории буйства стихий проживают миллионы человек - одних жителей пригородов Парижа 7 миллионов и они ежедневно ездят на работу в город. Но трагедии из-за метели не возникло, хотя были сотни аварий, многочасовые автомобильные пробки, транспортный коллапс и нарушение электроснабжения в сельской местности. Обошлось без паники, жизнь в европейских странах не была парализована, спасателей, как обычно, хвалили, коммунальные службы - ругали. Но что любопытно: в Европах нашлись новости покруче разбора последствий метели. Все эти катаклизмы отступили в национальных СМИ перед традиционными политикой с экономикой, взяв реванш лишь в местных изданиях.

У нас получилось наоборот. В Беларуси синоптики заблаговременно предупредили о приближении циклона и использовали в своем сообщении все приметы того, что считают ситуацию опасной. Можно предположить, что по соответствующим инстанциям они также не стеснялись сказать о том же. Тревогу синоптиков поддержала только ГАИ. Поэтому в завершении выпусков новостей, в традиционном "И о погоде" был призыв воздержаться от использования личного автотранспорта.

Как-то так получилось, но у широкой аудитории не отложилось в голове, что речь идет не об ожидании ветреной погоды, а о том, что выезды из Минска могут быть перекрыты, МКАД засыплет, а на основных автодорогах к городам-спутникам, откуда в столицу многие ездят на работу, возникнут многокилометровые пробки.

Удивительно, но государственная пропагандистская машина на этот раз не воспользовалась случаем воспеть европейские катаклизмы как следует - был бы шанс примерить проблему на себя и подготовиться к приходу этого самого Хавера-Хавьера-Ксавера-Ксавьера. А так предупреждение синоптиков мало кто принял всерьез: "Ну, поштормит и перестанет!"

Власть оказалась в отъезде

Оказалось не все так просто. По стечению обстоятельств накануне катаклизма первые лица нашего государства отбыли на заседание в Санкт-Петербург. В итоге 15 марта ни президент, ни премьер-министр, ни спикеры обеих палат Национального собрания не сделали ни одного публичного высказывания с предостережением согражданам. Они все заняты были на заседании Высшего госсовета Союзного государства, о чем не преминули сообщить телеканалы. Первый вице-премьер Владимир Семашко в этот день оказался на переговорах в Москве и тоже оказался не причастен к организации кризисного центра.

Собственно, не известно, был ли этот самый кризисный центр. Постфактум стало известно, что "на хозяйстве" после отъезда первых лиц оказался вице-премьер Анатолий Калинин. 17 марта он провел пресс-конференцию, где сообщил: "Президент, уезжая в командировку, дал соответствующее распоряжение всем органам государственной власти оперативно в течение светового дня провести работы по расчистке дорог, подъездов ко всем общественным учреждениям, а также дворовых территорий жилых домов, восстановлению инфраструктуры. Глава государства также поручил от его имени обратиться к гражданам и попросить их принять активное участие в расчистке дворовых и прилегающих территорий".

Но, судя по всему, речь не идет о командировке президента в Санкт-Петербург, так как 14 марта еще не успел нападать снег. Значит, поручение было дано уже 17 марта, когда Александр Лукашенко убывал в Индонезию и Сингапур. Возвращение главы государства в Минск ожидается 22 марта, тогда президент и устроит разбор полетов по борьбе с последствиями метели - если это все еще будет актуально.

Президентская вертикаль оказалась вынуждена проявлять инициативу

Конечно, циклон целую неделю подбирался незаметно, поэтому отменить в пятницу рабочий день власти не догадались. Но хотя бы принять решение о его сокращении?

Следует отметить, что циклон заставил президентскую вертикаль на местах принимать решения самостоятельно, так как вышестоящее начальство отсутствовало и было как-то неудобно звонить за инструкциями в Санкт-Петербург. Конечно, пример Западной Европы ни у кого перед глазами не стоял, но когда утром в пятницу метель захватила Брест, в Минске догадались перенести празднование "Масленицы" с субботы на воскресенье. При этом дорожники умудрялись делать ямочный ремонт, а озеленители - сажать деревья...

В это время уже возникли проблемы на дорогах, аэропорт Минска уже не принимал рейсы, а школьники заканчивали учебу в первую смену. В столице вовсю мела метель, когда первая смена учеников расходилась по домам, а вторая только приступала к учебе.

Хорошо еще, что большинство детей учатся рядом с домом, вот и нет сообщений о жертвах. А ведь некоторые дети ездят в школу, секции, кружки на общественном транспорте, который уже в обед начал работать с перебоями.

Когда стало ясно, что ситуация выходит из-под контроля, в школах все-таки сократили занятия во вторую смену и объявили, что в субботу приходить не нужно (впрочем, большинство школ работает пять дней, а на шестой проводят лишь какие-то факультативы). Предполагалось, что благодаря сокращению второй смены дети успеют домой засветло, но фактически это совпало с массовым возвращением их родителей с работы. Хорошо еще, что основная масса школьников ходит домой пешком...

Дефицит кризисной информации

Дальше - больше. Правоохранительные органы перекрывали доступ в метро в центре Минска (на небольшое время) и выходы из города, чем предотвратили большое число жертв. Но людям не хватало информации, что именно нужно делать в данной ситуации. Инструкции нужно было дать еще тогда, когда они находились на рабочих местах. Вот это как раз и не было сделано.

Появление толп в подземке было предсказуемо для чрезвычайных служб, но не для каждого конкретного человека. Обывателю в любой стране трудно представить себе картину целиком. Именно поэтому в случае чрезвычайных ситуаций власти используют телевидение и радио, а теперь еще и интернет для того, чтобы помочь людям не попасть в беду, и что делать, если в беду все-таки попали.

Можно спорить о том, какие именно сообщения нужно было передавать, но не было никаких. В то время, когда толпы уже метались по городу, когда люди мерзли уже несколько часов в рейсовых междугородних автобусах и личных авто в многокилометровых пробках посреди поля, телеканалы об этом еще отмалчивались. Главным сюжетом был отчет из солнечного в тот момент Санкт-Петербурга. Лишь ближе к вечеру картинки с заснеженных минских улиц смогли потеснить отчет с заседания ВГС. Наконец-то пожилым людям и детям порекомендовали без крайней нужды не выходить на улицы.

Самоорганизация самопомощи

Если органы власти и создавали кризисный центр, то решили никому о нем не рассказывать. Горячая линия помощи пострадавшим возникла в эфире "Альфа радио" (не влетит ли редакции за инициативу?), на портале TUT.BY, люди самоорганизовывались на форумах и в социальных сетях.

Необходимо было решить две проблемы:
  • обеспечить ночлегом тех, кто живет за МКАДом и не может пешком прийти домой (как это сделали жители нескольких спальных районов столицы);
  • спасать тех, кто застрял в автобусах и личных машинах в чистом, но заснеженном поле.
Нельзя сказать, что государство самоустранилось от решения этих вопросов, так как МЧС, скорая помощь и милиция реально помогали людям. Но проблема ночлега и обогрева, похоже, разрешилась в основном без участия государства - если не считать развоза чая тем, кто проводил ночь с пятницы на субботу в заблокированных на дорогах машинах за городом.

Отдельным, но не таким массовым оказался вопрос питания и проживания пленников Национального аэропорта, а также участие в судьбе пассажиров рейса "Москва-Минск", приземлившихся в Гомеле.

Стихия выяснила, что у белорусского МЧС мало подходящей техники - по некоторым сведениям, у него всего два вездехода МЧС на шинах низкого давления, которые оказались действительно эффективны при борьбе со стихией. Один вездеход нашелся у "Красного креста".

Армия к решению проблемы подключилась уже к утру субботы, когда кто-то либо отважился сам взять на себя ответственность, либо дозвонился в Санкт-Петербург верховному главнокомандующему.

Нам в целом повезло, что в субботу циклон в основном покинул территорию Беларуси и в выходные дни была возможность почистить дороги. Уже 16 марта в спальных районах столицы в магазинах ощущалась нехватка продуктов, так как их просто не смогли вовремя завезти. А если бы метель не стихла, ведь циклон мог задержаться еще на денек?..

Минчане 15-16 марта узнали то, что уже давно знали жители "замкадья": что власть не готова брать на себя ответственность в кризисной ситуации по обеспечению гражданина транспортом, теплом, ночлегом, что человек вынужден сам пешком или на личном транспорте разрешать эти проблемы и что помочь ему смогут в первую очередь такие же, как он, обычные люди.

Осталось вспомнить, что все мы платим налоги и нанимаем государство разрешать наши проблемы. 


Мнение автора может не отражать точку зрения редакции TUT.BY
-10%
-15%
-15%
-10%
-12%
-10%
-40%
-50%
-20%
-42%
0071356