/

В книге Евгения Малашевича "Минск. Книга жизни" приводится дата – 18 марта 1633 года. В этот день король Владислав IV Ваза издал грамоту, в ней впервые упоминается "типография в Менске при монастыре Святого Петра и Павла", которому разрешено было иметь ее "для печатания книг и увековечения в них людей годных, как духовных, так и светских". [1]. Сегодня TUT.BY рассказывает об истории книгопечатания в Минске и минских типографиях.

Начало книгопечатания

Общеизвестно, что эпоха белорусского книгопечатания началась с 1517 года, когда Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу - "Псалтырь". Первой типографией на территории современной Беларуси была типография в Бресте, основанная в 1553 году известным ученым-гуманистом Бернардом Воевудкой. В 1562 году Сымон Будный выпустил в свет свой "Катехизис" - первую на территории Беларуси книгу, изданную на белорусском языке.
 

Титульный лист "Псалтыря" Франциска Скорины, 1517 год
Однако еще раньше, в 1480 году, выходец из Великого княжества Литовского Ян Литвин основал в Лондоне типографию, в которой издал на латинском языке индульгенцию папы римского Сикста IV, потом "Размышления о XII книгах метафизики Аристотеля", комментарии к псалмам и др. [2]

Первыми же книгами, напечатанными "русскими буквами" на церковнославянском языке, были изданные в 1491 году в Кракове печатником Швайпольтом Фиолем богослужебные сборники для православной церкви - "Октоих", "Часослов", "Триодь постная", "Триодь цветная". [3]
 
"Октоих" Швайпольта Фиоля, богослужебная книга, изданная в 1491 году в Кракове
Распространение Реформации и обострение церковно-религиозной борьбы на территории ВКЛ в XVI веке сильно увеличило спрос на книги. Белорусские магнаты, общественные деятели, религиозные организации начали активно создавать типографии и печатать книги на различных языках, предназначенные как для высших слоев общества, так и для простого люда.
 
Европейская типография XVI века
 

Ордена и братства

В XVI - XVII вв. на территории ВКЛ при православных церквях и монастырях возникали братства, объединяющие православное городское население. Они вели культурно-просветительскую деятельность, открывали школы, типографии, библиотеки.
 
Средневековая типография
В Минске православное братство возникло в 1611-1613 годах при Петропавловской церкви. Типография была создана под руководством странствующего украинского книгопечатника иеромонаха Павла Домжив-Лютковича, который после закрытия православного братства в Вильно переехал в Менск, где 20 декабря 1622 года вместе с помощником издал надмогильное "Казанье на память пана Александра Федоровича Шептицкого" собственного сочинения и посвященное жене и сыну покойного. [7], [8].
 
Печатный станок XVI – первой половины XVII века (ручной станок И. Гутенберга - изобретателя книгопечатания)
Братские типографии в основном использовали кирилличные шрифты, печатали книги на понятном народным массам "русинском" (белорусском, белорусско-украинском) или церковно-славянском языке. Они издавали книги уменьшенного формата, что делало братские издания удобными в использовании, более дешевыми и доступными.
 
"Казанье полоцкого архиепископа… на смерть виленского архимандрита". Титульный лист, братская типография в Вильно, 1620 год [9]
Следующие сведения об одной из минских типографий связаны с деятельностью ордена базилиан. Со второй половины XVI века в ВКЛ развернулась контрреформация, и в книгоиздательское дело активно включились католические ордена. Особо выделялся орден базилиан, который за 1628-1800 годы напечатал около 1080 книг, причем 40% из них составляла светская литература. В Минске в конце XVIII в. орденом базилиан было выпущено 22 (по другим данным – 14) книг на польском и латинском языках. [10]
 
Со второй половины XVII века книгопечатание в ВКЛ вступило в полосу затяжного кризиса, который совпал с общим социально-экономическим кризисом Речи Посполитой. Продолжительные войны, ухудшение общественно-политических условий привели к разорению братства, к прекращению деятельности почти всех братских типографий.
 

Как печатали книги (XVI - начало XIX века)

Сперва из дерева вырезались в зеркальном отображении выпуклые буквы – литеры (позже они отливались из мягкого металла). Из них вручную набирали текст - литеры располагались в ячейках наборной кассы, создавая строки и страницы будущей книги. Затем с помощью ручного пресса производился оттиск на бумаге. Этот технологический процесс книгопечатания применялся более 300 лет, вплоть до начала XIX века, не претерпев существенных изменений. 

Процессы книгопечатания, изображенные на средневековых гравюрах

Переплетчик, 1561 г;
Книгопечатники, 1561 г.
Книгопечатники, 1520 г.

Книги отличались изысканностью и качеством оформления: в них широко использовались графика, наборный орнамент, заставки, концовки, фигурная ксилография, готический шрифт. 

Старопечатные книги XVI-XVII веков [6]

Губернская типография

С 1795 года в Минске начала работать губернская типография, которая существовала на средства губернского правления и занималась главным образом изданием разных государственных распоряжений, указов, отчетов, циркуляров, канцелярских бланков и т. д. Среди книжной продукции были издания учебного, научно-популярного и прикладного характера, произведения русских и польских писателей. В 1799 году был напечатан учебник "Легкий способ научиться читать по-русски и по-польски" - первое учебное издание общественной печати в Беларуси, которое имело тексты на русском языке. С 1797  по 1827 год губернская типография издала более чем 20 наименований книг. [13]
 
В 1817 году в типографии было напечатано нотное издание "Песня для полонеза". [12]. С 1838 года в типографии стала печататься официальная газета Минского губернского правления - "Минские губернские ведомости", которая в разное время выходила от одного до трех раз в неделю. [14]
 
С 1844 года типография размещалась в здании бывшего базилианского монастыря на площади Высокого рынка (ныне – пл. Свободы). В этом же здании находились главные административные учреждения губернии – присутственные места.
 
Здание присутственных мест на Соборной площади, 14.
С 1845 года начали выходить справочные издания "Памятные книжки Минской губернии" и "Обзоры Минской губернии".
 
"Памятная книжка Минской губернии на 1892 год" [15]
В середине XIX века типография выпустила на русском и польском языках книгу "Собрание древних грамот и актов городов Минской губернии", в которую вошло более 150 документов, хранящихся в городских архивах и православных монастырях Минщины.
 
В 1892 года из стен типографии вышла книга белорусского ученого-археолога Г.Х.Татура "Очерк археологических памятников на пространстве Минской губернии и ее археологическое значение". В конце XIX – начале XX века здесь издавались "Труды Общества минских врачей", "Труды Минской районной опытной болотной станции", "Северо-Западный календарь" (1888-1892) и др.
 
Титульный лист издания "Северо-Западный календарь на 1893 г.", под ред. А.И. Слупского, Минская губ. Типография, 1892. [11]
В 1890 году в типографии работало 30 работников. В 1893 года она была переоснащена современным для своего времени оборудованием и выполняла "всевозможные типографские работы" "по самым умеренным ценам".
 
Реклама типографии Минского Губернского Правления, размещенная на страницах "Северо-Западного календаря" . [11]
По данным Министерства внутренних дел Российской империи, Минская губернская типография в 1906 году по доходности занимала третье место после Пермской и Виленской. [3].
 

Частный бизнес

Частное книгопечатание, запрещенное в 1796 году Екатериной II, получило развитие на территории нынешней Беларуси после отмены запрета Александром I в 1801 году. В 1807 году стали открываться и первые частные типографии в Минске. Однако регулярным частное книгопечатание стало только в 1820-е годы, когда в городе начала работать частная типография Зымеля Пресса, Ивана Стафановича [3] и Г. Блаштейна.
 
До 1832 года вышло около 60 наименований книг, в основном это были издания на польском языке. После задушения восстания 1830-1831 годов минские частные типографии почти на 10 лет прекратили свою деятельность. Только с 1845 года книгопечатание постепенно начало оживляться.
 
Типография И. Стафановича примечательна тем, что в ней в 1833 году была напечатана первая белорусская миниатюрная книга – "Подарок благонравным ученикам и ученицам на новый 1834 год, или Нравоучительные детские повести, служащие к образованию ума и сердца" А. Павлова. Формат книги – 98х33 мм, объем 38 страничек. [17]
 
В 1854 году была открыта типография Ёкеля Дворца (купленная им у Стафановича), в которой сначала издавались книги только на польском языке, большинство из которых являлись переводом с французского. В 1855-1857 годах Дворцем впервые были напечатаны четыре двухтомные книги В.Дунина-Марцинкевича - "Вечарнiцы" (1855), "Гапон" (1855), "Цiкавішся? - Прачытай" (1856) и "Дудар беларускi, або Усяго патроху" (1857). Деятельность типографии продолжалось примерно до 1863 года.
 
Издания Ё. Дворца произведений В. Дунина-Марцинкевича: 
Обложка
Титульный лист сборника "Вечарницы";
Титульный лист сборника "Интересуешься? – Прочитай!"; 
Обложка первого поэтического сборника В. Дунина-Марцинкевича "Гапон" с произведениями на белорусском и польском языках, изданного совместно с типографией братьев Бейлиных.[18]
Предприятие Ё. Дворца выпускало книги разносторонней тематики: религиозные, художественные, образовательно-педагогические, по языкознанию, по сельскому хозяйству. В его типографии выходили книги В. Сырокомли, Н. Лойки, "Столетие Минской губернии" (1893), "География Минской губернии" (1906) и др.
 
Типография Дворжеца Х.Я. находилась на ул. Губернаторской, 32, рядом с почтово-телеграфной конторой (ныне – ул. Ленина, 14).
В 1855-1860-е годы учитель рисования Минской гимназии Эмерик Адамович (ученик Яна Дамеля) организовал литографию, в которой для школьников печатались географические карты, ноты, рисунки для взрослых и детей, портреты, этикетки. В 1861 году им издана комедия-оперетка "Конкуренция" М. Лапицкого. По качеству его литографии не уступали аналогичным, изготовленным в Варшаве или Лейпциге.
 
В 1845 году в городе открылась литография Ф. Фалька, которая печатала иллюстрированные гравюрами издания, картинки для детей, книги на польском языке. [13] Одной из первых его работ стала "Карта Минской губернии" (1848), которая принесла Фальку широкую известность. [10]
 
"Карта Минской губернии", 1848 г. Литография Ф.Фалька [10]
Основной его заслугой в книгопечатании считают издание иллюстрированной азбуки для детей - "Абецадло". Она выходила в Минске на польском, немецком и русских языках в 1852, 1854, 1856, 1858 годах. [3]
 

Из рабочих – в фабриканты

В конце XIX – начале XX века большинство среди типографских рабочих составляли выходцы из мещан. Как отмечал историк З. Шибеко: "В мелком производстве царил произвол хозяев, положение рабочих было еще более тяжелым, чем на фабриках и заводах. Если в типографии Соломонова, где трудилось 50 рабочих, максимальный предел их месячной заработной платы в 1913 году достигал 26 рублей, то в типографии Данцига с 6 рабочими зарплата не превышала 16 рублей. Иногда платой за труд служили хозяйские харчи. Рабочий день в некоторых случаях продолжался 17 часов". [14].
 
Однако не все было так плохо. Например, фабрикант Илья Тасьман начинал наборщиком в губернской типографии, а спустя 15 лет (в 1879 году) открыл свою типографию [14], которая позже перешла в собственность к его сыну – В.И. Тасьману. Деятельность типографии началась с ее технического оснащения: покупки книгопечатающих станков в Ковно, Петербурге, Лейпциге, Варшаве, Берлине. Специализировалась на издании художественной литературы, книг по культуре, образованию, медицине. Заметным событием в культурной жизни города стал выход в 1902 г. книги Дорофея Бохана "Минские предания". Накануне Октябрьской революции предприятие В.И. Тасьмана процветало. В 1904 году в ней трудился 61 рабочий, работали два двигателя, 18 печатных машин. [10]. В канун Октябрьской революции типография по свидетельству журналиста и писателя Д. Бохана имела "колоссальные заказы". [14], [20].
 
"Минские предания и легенды" Д. Бохана, напечатанная в типографии И. и В. Тасьманов [21]

За годы своего существования типолитография Тасьманов выпустила 226 изданий, заняв вторую позицию среди частных типографий города.

На первом месте была типолитография Берки Исааковича Соломонова, которая с 1874 по 1917 год выпустила 234 издания разносторонней тематики: материалы о работе Минской болотной станции, церковно-археологические документы, учебники, один из первых художественных альманахов "Туманы" (1909 год), в котором содержалась статья белорусского публициста В. Самойло о творчестве А. Блока. При типографии было налажено производство конторских книг и тетрадей. В 1911 году в штате было 52 человека. [14]
 
И. Тасьман не был исключением. Деятельность многих типографий часто начиналась с мелких заказов, которые выполнялись на одной типографской машине или ручном станке. Со временем такое предприятие развивалось до типо- или электротиполитографии с широким спектром услуг. Ярким представителем такого предприятия была электротиполитография Неваха Нахумова, который после 12 лет работы наборщиком у И. Тасьмана, получил в 1892 году разрешение на право "держать в Минске машину для печатания".

В 1899 году он уже приобрел машину быстрой печати и др. оборудование для типографии, а в 1903-1904 годах стал книгоиздателем, владельцем типолитографии, в которой насчитывалось 16 рабочих. В 1913-1917 годах Нахумов был одним из первых минских издателей, кто начал издавать книги на белорусском языке. [10]
 
Типография Нахумова Н.М. – Преображенская, 29, рядом, на переднем плане – женская правительственная гимназия.

Как печатали книги (XIX – начало XX века)

Процесс печатания книг состоял из нескольких технологических операций. Сперва рукопись передавалась в наборное отделение, где наборщики, стоя у шрифт-касс, производили набор текста букву за буквой, строку за строкой.

 
Наборное отделение типографии
 
Наборщик текста перед шрифт-кассой
Набрав достаточное число гранок (столбцов из 40-50 строк), наборщики передавали их метранпажу. Метранпаж разбивал набор на отдельные страницы – сверстывал набор.
 
Сверстанный набор
Как только набиралось 16 страниц, метранпаж размещал их в определенном порядке и переносил в машинное отделение типографии, в котором был установлен "целый ряд типографских машин, приводимых в движение паровым, газовым или электрическим двигателем". Машины, получая листы чистой бумаги, отпечатывали на них всё, что находится в наборе.
 
Печатная машина
Обслуживали такую машину два рабочих: накладчик и приемщик. Первый накладывал на цилиндр листы чистой бумаги, второй принимал уже оттиснутые листы. За 5-6 часов работы такая машина могла отпечатать более пяти тысяч листов.
 
Пояснения к работе фальцовщика
После фальцовки заготовка книги поступала в брошюровочное отделение, где отдельные тетрадки сшивались вместе и к ним приклеивались обложка и корешок книги. [22]
 
"Весь Минск или спутник по Минску" под ред. С.М. Яхимовича, изданный в 1911 г. в типографии Фельдмана и Перского – кладезь интересной информации для всех, кто интересуется историей Минска [23]
 
Адреса минских типографии начала ХХ века
В 1911 году минские типографии и литографии размещались [23] :
Губернская – Соборная пл. 14;
Тасьманов И. и В. – Губернаторская, 20;
Дворжеца Х.Я. – Губернаторская, 32;
Соломонова Б.И. – Юрьевская, 10;
Бермонта – в доме Мельцера, угол Захарьевской и Губернаторской, 84/28.
Изакова И.З.– дом Фельдмана, угол Губернаторской и Преображенской.
Каплана И. – Губернаторская, 19;
Типография Нахумова Н.М. – Преображенская, 29;
Некрасова, С.А, - Захарьевская, 52;
Перского и Фельдмана – Губернаторская, 1;
Форина – Преображенская, 6;
Гатовского и Юрщика – Богодельная ул.;
Зисьмана М.Л. – Богадельная, 13;
Лифшица и Боршая – Губернаторская ул.;
Фридмана А. – Койдановская, 5;
Бернштейна – Губернаторская ул.;
Соськина Ш.А. – Юрьевская, 17;
Литография И.М. Зархина – дом Иргера, ул. Богадельная, 18.
 
Видна вывеска типографии Ильи Каплана, располагавшейся в доме Раковщиков по ул. Губернаторской, 19
 
Одно из изданий, выпущенное в 1915 году типографией Ильи Каплана
Типография С.А. Некрасова работала с 1902 года. Выпускала литературу преимущественно религиозного содержания, среди которой – первый (1909) и второй (1911) выпуски "Минской старины", "Кратная история западно-русского края" Г.А. Плавского; труды религиозного деятеля, краеведа А.В. Товарова "Исторический очерк Минской губернии в начальную пору существования Русского государства" (1910), "Личный состав Минской епархии на 1905 г." и др. [14].
 
Ул. Подгорная, вдали дом графа Чапского. На открытке напечатана рекламная информация: "Типография и переплетное заведение С.А. Некрасова".
  
Реклама типографии Ш.А.Соськина, предлагающая "художественное исполнение всевозможных типографских работ" в "Справочном и адресном указателе на 1904 г." [16]
Несмотря на широкое развитие типографского дела, издания на белорусском языке выходили очень редко. Из-за действия цензуры их было проще печатать в Петербурге или Москве. Литературу для белорусского населения публиковали петербургские издательства ''Круг белорусский'', ''Загляне сонца i у наша аконца'', виленские издательства ''Наша Нiва'', ''Наша хата'', ''Гомон'', ''Беларускае выдавецкае таварыства'' и др. [19]
 
 
После Октябрьской революции Советская власть повела политику на закрытие издательств и типографий других политических партий, на печать объявлений была введена государственная монополия. Следующим шагом стала национализация типографий, книжных и газетных киосков, частных контор по изготовлению и продаже печатной продукции. [3] Новая власть ясно понимала силу печатного слова.
Литература
1. Е.Малашевич, "Минск. Книга жизни", Минская фабрика цветной печати, 2006, с. 53.
2. http://www.belousovart.com/russian/liter_journal/publitsistika/xronika/
3. Ларыса Доўнар, “Гісторыя беларускай кнігі”, Мінск, БДУКМ, 2012.
4. Алег Лойка “Франціск Скарына, або Сонца Маладзіковае”, Мінск, “Мастацкая літаратура”, 1990.
5. "Становление книгопечатания на территории Беларуси" - http://cenadm.gov.by/ru/aktualinf?id=5658
6. Дзяржаўны музей БССР. Мінск, “Беларусь”, 1986.
7. "Кніжнае мастацтва брацкіх друкароў", “Вандроўны друкар”, Г.Я. Галенчанка, “Памяць. Мінск, Кніга.1-я”, с.307-308.
8. http://www.day.kiev.ua/ru/article/istoriya-i-ya/kniga-put-ko-spaseniyu
9. "Гісторыя беларускай кнігі", т.1.
10. "Гісторыя беларускай кнігі", т.2.
11. "Северо-Западный календарь на 1893 г.", под ред. А.И. Слупского, Минская губ. Типография, 1892.
12. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі, т. 4, Мн., “Беларуская энцыклапедыя” імя Петруся Броўкі., 1997, с. 210.
13. ”Друкарні”, Н.Ю. Бярозкіна, “Памяць. Мінск, Кніга.1-я”, с.426-427.
14. Шибеко З.В., Шибеко С.Ф., “Минск. Страницы жизни дореволюционного города”. Минск, 1990.
15. "Памятная книжка Минской губернии на 1892 год"
16. Справочный и адресный указатель с планом г. Минска и календарем на 1904 г. Минск, Типография Ш.А.Соськина, 1904.
17. "Першая беларуская мініяцюрная кніга”, В.А. Вільтоўскі, “Памяць. Мінск, Кніга.1-я”, с. 424.
18. Вінцент Дунін-Марцінкевіч, 1808-2008/ укладальнік і аўтар тэксту Ф.А.Ястраб. – Мн., Беларусь, 2008.
19. “Из иcтории книгопечатания в Беларуcи”, Н. Березкина http://www.bla.by/vestnik-bba/56-vestnik-bba-1996-2/107--c---c.html
20. "Пища для души и ума", Наталья Безвершенко, "МК".
21. "Минские предания и легенды" Д.Бохана, типография И. и В. Тасьманов, 1902.
22. Лункевич В.В., "Чудеса науки и техники, вып. 2: Книгопечатание. Фотография. Фонограф", Научно-популярная библиотека для народа", 1906.
23. "Весь Минск или спутник по Минску" под ред. С.М. Яхимовича, типография Фельдмана и Перского, 1911.