Владимир Чуденцов (фото автора), Максим Малахов (видео),

Проект создания белорусских беспилотных летательных аппаратов поначалу вызывал у "всеведущих" интернет-скептиков лишь иронию: мол, в лучшем случае закупят китайские радиоуправляемые модели да заменят наклейку. Однако на деле все оказалось более чем серьезно. В этом корреспонденты TUT.BY накануне Дня защитника Отечества 23 февраля собственными глазами убедились на военном аэродроме в Барановичах.

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

21 февраля исполнился ровно год, как военный белорусский беспилотник "Гриф-1" поднялся в воздух. С тех пор летные испытания аппарата идут постоянно: разработчики и заказчики выясняют, как ведет себя машина в различных эксплуатационных режимах и метеоусловиях. Специалистами ОАО "558 АРЗ" и экспертами исследуются летные характеристики планера, а его конструкция совершенствуется, хотя в целом летную часть уже можно считать успешно завершенной.

Беспилотный летательный аппарат - это не только средство доставки средств видеонаблюдения в зону разведки. Это составная часть сложного комплекса, призванного решать как мирные, так и боевые задачи, осуществляя мониторинг местности с воздуха. Создание оптики, электроники, средств радиосвязи, программного обеспечения еще продолжается.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (6.63 МБ)

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Пока "Гриф-1" оснащен лишь тестовыми камерами с разрешением 640х480, главная задача которых - испытания радиоканала, по которому данные передаются на землю. В будущем беспилотник "обрастет" системами, способными снимать и транслировать видео высокого разрешения, а также данные инфракрасного диапазона: к примеру, обнаружить группу диверсантов в лесу посреди ночи для него не составит проблемы, поскольку каждому живому организму свойственно излучать тепло. Однако это еще далеко не все: белорусский беспилотник будет интегрирован в общую систему управления военной авиацией, что позволит ему работать в тесной связке со "старшими братьями" и, например, наводить боевые самолеты на цель.

Главный конструктор Павел Случак
Главный конструктор Павел Случак

- Для организации выпуска беспилотных летательных аппаратов нам были необходимы три вида производств: точная механика, электронные сборки и композиты, - рассказал TUT.BY главный конструктор, начальник управления по развитию ОАО "558-й авиаремонтный завод" Павел Случак. - С первыми двумя у нас не возникло особых проблем, поскольку наш завод занимался этим всю свою историю. А вот производство композитов оказалось в новинку. Однако нашими конструкторами и технологами все эти вопросы были изучены, необходимое оборудование закуплено, а производство - организовано. Согласно Государственной программе, в течение 2013-2014 годов мы должны выпустить уже 30 готовых изделий, и, уверен, эта задача будет успешно выполнена.

Разработка самолета, по словам главного конструктора, заняла около года с учетом проведения всех полагающихся в современном авиастроении виртуальных, натурных и летных испытаний. На сегодня машина практически готова к началу серийного производства, к которому на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах планируют приступить в начале 2014 года.

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Основное предназначение новинки - военное, по документам она проходит как самолет-разведчик. Соответственно, использовать летательный аппарат будут структуры Министерства обороны, МЧС и других силовых ведомств. Однако конструкция машины допускает различные виды модернизации, благодаря которым белорусский беспилотник сможет трудиться и в мирных целях. Ряд организаций в стране и за рубежом уже проявили к самолету немалый интерес.

Комплектующие "Грифа" - на 70% белорусские. И это не только патриотизм разработчиков, но и вопрос безопасности страны: в меняющемся мире не слишком разумно попадать в прямую зависимость от иностранных поставщиков запчастей. К работе над проектом привлечены сразу несколько отечественных компаний.

Главный инженер ОАО "Агат системы управления" Виктор Веретынский
 Главный инженер ОАО "АГАТ – системы управления" - управляющая компания холдинга "Геоинформационные системы управления" Виктор Веретынский

- Задание правительства по созданию беспилотных авиационных комплексов сегодня выполняет ряд предприятий Беларуси, – рассказал TUT.BY главный инженер ОАО "АГАТ – системы управления" - управляющая компания холдинга "Геоинформационные системы управления" Виктор Веретынский. - Наша организация является головным исполнителем подпрограммы и обеспечивает тесную кооперацию ведущих предприятий страны, имеющих научный и производственный потенциал для создания летательного аппарата и его составных частей. Так, ОАО "558-й АРЗ" создают планер БЛА, НТЦ "ЛЭМТ" БелОМО - оптическую систему видеонаблюдения, Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси – систему видеонаблюдения в сложных метеоусловиях, НПУП "АТОМТЕХ" - аппаратуру радиационного и химического наблюдения и другое, а Минский завод колесных тягачей изготовит специальные шасси для наземного пункта управления и транспортировки летательных аппаратов. Программное обеспечение как для летательного аппарата, так и для наземного пункта управления создают отечественные программисты. Доля  комплектующих, поставляемых из дальнего зарубежья, сравнительно невелика, а в недалеком будущем станет постоянно уменьшаться.

Настало время опробовать новинку в деле. Метеоусловия для полетов в Барановичах в день испытаний были далеки от идеальных: с утра шел снег, который активно чистили на взлетно-посадочной полосе здешнего военного аэродрома специальные машины. Однако белорусский беспилотник, в отличие, кстати, от многих зарубежных конкурентов, не слишком требователен к метеоусловиям, и разрешение на полеты вскоре было получено.

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

После тщательной предполетной подготовки "Гриф-1" доставили на место старта с помощью специального прицепа к мини-трактору. Рядом был развернут наземный комплекс управления, умещающийся в совершенно обычном на первый взгляд микроавтобусе - выдать его предназначение могли лишь установленные на переносном штативе антенны связи.

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Интересно, что управлять "Грифом" можно как с пульта в микроавтобусе, так и с портативного устройства. Последнее, ввиду относительно небольшой дальности радиосвязи, используется при выполнении самых сложных элементов полета - взлета и посадки.

Поднять беспилотник в воздух и затем его безопасно посадить - задача непростая. Выполняет ее во время летных испытаний пока единственный в Беларуси человек, в трудовой книжке которого имеется запись "Оператор беспилотного летательного аппарата", - 21-летний работник ОАО "558-й авиаремонтный завод" Евгений Зарожный.

Оператор беспилотника Евгений Зарожный
Оператор беспилотника Евгений Зарожный

Конечно, людей, освоивших данную специальность, в Беларуси намного больше - несколько десятков (даже специальный курс в Минском государственном высшем авиационном колледже недавно был введен), но коллеги считают Женю уникальным, поскольку он способен проделывать все это не в автоматическом режиме управления, а в полностью ручном. Кроме того, обычные операторы беспилотников имеют дело с уже поставленными на поток машинами, а Женя - управляет опытным образцом, что требует совершенно особых талантов. Если использовать авиационную градацию, то от обычного оператора Евгений отличается ровно настолько, насколько отличается от обычного пилота летчик-испытатель.

- Для начала это надо любить,
- признался TUT.BY Евгений Зарожный. - Без подобного чувства научиться управлять такой машиной будет очень сложно. А любовь к профессии началась у меня еще в детстве, разумеется, с радиоуправляемых моделей: познакомившись с ними, я понял, что это на всю жизнь. Самостоятельно учился я около 6 лет, а затем закончил специальные курсы в Минском государственном высшем авиационном колледже. Лишь после этого было трудоустройство на 558-й авиаремонтный завод.

Вскоре Евгений продемонстрировал свой высочайший класс на практике: под его управлением беспилотник "Гриф-1", совсем как большой и серьезный самолет, по всем правилам выехал с рулежной дорожки на уже расчищенную взлетно-посадочную полосу барановичского аэродрома и направился к месту старта, где развернулся по положенному курсу. После короткого разбега (к слову, 100-килограммовому белорусскому беспилотнику для этого достаточно всего 200 метров!) машина взмыла в воздух и выполнила несколько кругов над аэродромом.

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Несмотря на ощутимый ветер и небольшой снегопад, посадка была также мастерской и абсолютно мягкой. После приземления технические специалисты приступили к осмотру аппарата и изучению данных, которые он передавал на землю во время своего полета. К слову, за ним все это время внимательно наблюдал представитель главного будущего эксплуатанта - белорусской армии.

Полковник Юрий Леоновец
Полковник Юрий Леоновец

- Задача оснащения Вооруженных сил Республики Беларусь такими беспилотниками является для нас одним из приоритетных направлений,
- рассказал TUT.BY полковник Юрий Леоновец, начальник управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов Главного штаба ВВС и войск ПВО. - Мы рассматриваем их как многофункциональные средства, предназначенные для решения широкого круга задач, начиная от ведения воздушной разведки и заканчивая радиоэлектронным противодействием. В Вооруженных силах сейчас идет работа сразу по нескольким направлениям - это и создание нормативно-правовой базы для применения беспилотных многофункциональных комплексов в воздушном пространстве Беларуси, и подготовка персонала, способного ими управлять, и многое другое. С этого года в интересах Вооруженных сил запланировали набор и подготовку специалистов на военном факультете Минского государственного высшего авиационного колледжа.

Белорусский беспилотник "Гриф-1" испытывается на военном аэродроме в Барановичах. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

И военные, и гражданские специалисты уезжали с аэродрома довольные результатами очередных испытаний: несмотря на непростые метеоусловия, отечественный беспилотник "Гриф-1" справился со всеми поставленными заданиями. Что бы ни твердили доморощенные скептики, видевшие самолет лишь в качестве пассажира, отечественный высокотехнологичный проект уже можно считать успешным. Многие критики говорят, что гораздо проще "не изобретать велосипед, а купить готовые беспилотники за рубежом". Так поступили, например, в соседней России, имеющей, к слову, многолетнюю историю собственного авиастроения. Теперь жалеют: говорят, что закупленные в Израиле беспилотные авиационные комплексы не рассчитаны на эксплуатацию при температурах ниже +5 градусов. Белорусы пошли своим путем, с задачей справились, а к результатам их работы уже вовсю присматриваются иностранные специалисты. Сами разработчики о будущем своей новинки говорят пока осторожно, но, тем не менее, не исключают и ее экспортных перспектив.
-20%
-20%
-25%
-20%
-21%
-50%
-50%
-10%
-15%
0066814