Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Обязательное страхование транспорта будет передано в компетенцию трех государственных страховых компаний, говорится в распоряжении Совета министров, принятого накануне. По словам руководителей четырех десятков частных страховых фирм, полная монополизация этой сферы приведет к тому, что придется отказаться от услуг сотен страховых агентов, которые, в конце концов, пополнят ряды безработных. Также это может вызвать большие очереди, коррупцию и социальное недовольство.

Для большинства негосударственных кампаний страхование автотранспорта является основным видом деятельности. Теперь придется отказаться от услуг многочисленных страховых агентов. Руководитель страховой кампании "Богач" Петр Бобарыка констатирует, что должен расстаться с двумя сотнями сотрудников.

"Жаль людей, которых придется выбросить на улицу. Но нигде подобные действия власти невозможны, кроме, может быть, Кубы, где страхование полностью государственное. Если мы стремимся к тому, чтобы все больше людей жило плохо, подобный шаг логичен. Собственно говоря, если бы монопольное страхование было выгодно, оно было бы и в Германии, и во Франции. Однако нигде у наших соседей, не говоря уже о более отдаленных странах, нет монополии. А наши чиновники никак не желают учиться на чужих ошибках, все время наступая на старые грабли", -- заявил Бобарыка Радыё Свабода.

Государственных страховых компаний, которые созданы за счет бюджетных средств, три: "Белгосстрах", "Белэксимгарант" и "Стравита". На их долю с нового года придется более двух миллионов транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси. До сих пор эту функцию выполняли четыре десятка страховых компаний, на каждой из них работало от 100 до 200 страховых агентов. Петр Бобарыка убежден, что сужение рынка страховых услуг приведет к негативным последствиям.

"Появятся коррупция, очереди, другие общие неприятности. Никаких экономических оснований, чтобы прекращать работу негосударственных страховых компаний после 4,5 лет работы, не было – мы выполняли свою работу добросовестно. И потому убеждены: постановление ничем не аргументировано и будет действовать только против людей. Это возвращение к советскому времени, но монополия ни к чему хорошему еще не приводила. Года через 2-3 сама жизнь покажет, что решение было не взвешенное, непродуманное, без экономических мотиваций".

Экономист Борис Желиба также склонен рассматривать новое правительственное постановление как желание сориентировать денежные потоки в одно русло.

"В России собственники автомобилей уже поднимают вопрос: должно страхование быть обязательным, или добровольным? В Беларуси это даже не обсуждается, зато возникают другие нюансы. Во-первых, постановление уничтожает конкуренцию между страховыми компаниями. Во-вторых, приносит убытки негосударственным фирмам. В третьих, такая централизация поставит в очереди автовладельцев, а что это значит, мы знаем: люди обязательно начнут искать обходные пути. Сможет ли "Белгосстрах" организовать весь процесс? Думаю, реакция большинства автолюбителей негативная. Это очередной шаг властей – взять все под контроль и иметь в своем распоряжении как можно больше денежных средств".

Некоторые руководители частных страховых фирм говорят: монополизация автострахования может привести к тому, что многие компании будут вынуждены свернуть деятельность в Беларуси и перевести бизнес в Россию. Как немного раньше это в массовом порядке сделали многие фирмы-грузоперевозчики.