Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Новость дня


Ходят ли белорусы в театры? Судя по статистическим данным Министерства культуры — да. Заполняемость залов, например, в театрах оперы и балета приближается к 100 процентам. В драматических театрах ситуация похуже. Так, в Купаловском театре распродается 75 процентов билетов, в Горьковском — 60 процентов.

В общем-то, тянутся белорусы к Мельпомене, тянутся. Хотя ни для кого не секрет, что значительную часть билетов на спектакли скупают оптом для школьных культпоходов. Ведь, как говорят специалисты-музыковеды, ту же оперу действительно любят и понимают всего лишь от 1 до 5 процентов людей. Впрочем, как писал Фридрих Ницше, балет и опера — это такие виды искусства, которые нужно приучать себя любить и понимать. Удается это немногим.

А как дела с репертуаром белорусских театров? В принципе, он обновляется достаточно неплохо. В некоторых театрах за сезон выпускают более десятка премьер. Правда, например, драматург Андрей Курейчик считает, что ставится много весьма посредственных спектаклей. Есть подозрение, что такая тенденция сохранится. Выступая недавно в Белорусской государственной академии искусств Александр Лукашенко заявил, что в культуре должны действовать определенные идеологические стандарты: "Будьте добры в государственных вузах, в государственных учреждениях культуры придерживаться этих стандартов. Не хотите — у нас свобода, создавайте за свои деньги театры новые, согласно нашим законам, действуйте". Идеологическая стандартизация вряд ли будет благоприятствовать свободе мысли и экспериментаторству, а следовательно, появлению оригинальных и смотрибельных спектаклей.

Главное ведь все-таки не количество, а качество постановок. Пока же мы больше гордимся тем, что наши театры вообще выживают и, тьфу-тьфу, не закрываются. В той же Академии искусств президент Беларуси сказал, что ему непонятны "стенания некоторых деятелей искусства о том, что у нас культура "гіне і адзінае выйсце для творчых людзей — замежжа". Но давайте к зарубежному опыту. Это — факты. Возьмем для примера Прибалтику. В Риге закрыты многие театры. Некоторые актеры содержат пивнушки, большинство просто бедствуют. Это информация культурных деятелей Риги, Латвии. В Западной Европе также сокращается театральное пространство. Германия после объединения не может содержать знаменитые ранее в Берлине три оперных театра. Во Франции из четырех парижских оперных театров работает всего один. Римская, Флорентийская, Лиссабонская опера дают только шесть спектаклей в месяц. Это мировые жемчужины!"

Качество спектаклей в белорусских театрах будет зависеть не только от жесткости идеологического заказа, но и от состояния экономики страны. Потому что, практически все белорусские театры — государственные. Самое лучшее положение с финансированием новых постановок и с зарплатами артистов в тех театрах, которые имеют статус национальных. Это театры оперы и балета, театры имени Купалы и Горького, а также Коласовский театр в Витебске.

Главный приоритет — все-таки театры оперы и балета. Так во всем мире, потому что это так называемые репрезентативные виды искусства. Как говорит известный оперный исполнитель и художественный руководитель "Белорусской капеллы" Виктор Скоробогатов, поедете вы, например, во Францию, пойдете в Париже в "Комеди Франсэз" — и ничего в отличие от "Гранд Опера" не поймете.

Хотя наши театры оперы и балета и считаются приоритетом государственной политики в сфере культуры и искусства, у них полным-полно проблем. Например, уже много лет говорится о реконструкции здания Большого театра на площади Парижской коммуны, а ее все нет и нет. Не помешало бы и увеличение объемов финансирования, чтобы можно если не вернуть многих уехавших за рубеж музыкантов, певцов и танцоров, то хотя бы удержать тех, кто еще остается в Минске. По словам, художественного руководителя театра балета Валентина Елизарьева, средняя зарплата здесь равняется 300 долларам, а, например, в Москве солист балета получает только за один выход на сцену тысячу долларов.

В конце о хорошем. Скоро в Оперном театре установят табло с бегущей строкой на русском языке, чтобы зрители могли понять, о чем собственно поется. Думается, благодаря установке такого табло опера станет более доступной и популярной.

Кирилл ПОЗНЯК

Белорусские новости