Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Новость дня


Выступая с лекцией в Белорусской государственной академии искусств, президент Беларуси несколько раз повторил, что государство поддерживало, поддерживает и будет поддерживать культуру. Временами можно было подумать, что это чуть ли не главнейший приоритет вообще всей внутренней государственной политики и что культура у нас расцветает или почти расцветает.

Особенно много Александр Лукашенко говорил о театре. Возможно, продолжает сказываться благотворное влияние Мельпомены после прошлогоднего культпохода президента в Купаловский театр, где наоткрытии сезона он смотрел "Князя Витовта" по пьесе Алексея Дударева. Глава государства заявил, что в театральном деле у нас все хорошо. В частности, в последние годы не закрылся ни один театр (сейчас их работает 27). Для пущей убедительности президент поведал о том, как дышат на ладан множество театров заграницей. По словам Александра Лукашенко, он не может всерьез воспринимать "стенания некоторых деятелей искусства о том, что у нас культура "гіне і адзінае выйсце для творчых людзей — замежжа". Но давайте к зарубежному опыту. Это — факты. Возьмем для примера Прибалтику. В Риге закрыты многие театры. Некоторые актеры содержат пивнушки, большинство просто бедствуют. Это информация культурных деятелей Риги, Латвии. В Западной Европе также сокращается театральное пространство. Германия после объединения не может содержать знаменитые ранее в Берлине три оперных театра. Во Франции из четырех парижских оперных театров работает всего один. Римская, Флорентийская, Лиссабонская опера дают только шесть спектаклей в месяц. Это мировые жемчужины!"

Здесь, учитывая состояние экономик Беларуси и этих стран, даже самый доверчивый сторонник президента может усомниться в том, что у нас все хорошо, а в Западной Европе так плохо, что даже театры приходится закрывать.

Известный оперный исполнитель и художественный руководитель "Белopуccкой капеллы" Виктop Cкopoбoгатoв, например, не в курсе, что в европейских столицах пачками закрываются оперы. А вот насчет того, что лучшие европейские оперы дают всего полдюжины спектаклей в месяц, белорусский президент абсолютно прав. Наш оперный театр дает целых двенадцать. Но здесь необходимо учитывать, что Минская опера — это регулярный театр, а в тех же миланской Ла Скала или лондонской Ковент-Гарден работают по-другому: набирают труппу, причем сплошь звезд со всего мира, на один определенный спектакль, который и показывается там на протяжении месяца. Так что сравниваться и хвалиться количеством поставленных опер некорректно.

В искусстве, как и во всем, главное — не количество, а качество, а в этом плане наша опера, понятное дело, уступает известнейшим операм мира.

Причина — не отсутствие талантов на земле белорусской, а дохлая экономика. Наших исполнителей и музыкантов действительно уезжает за рубеж немало. Не так давно на заседании коллегии Министерства культуры художественный руководитель белорусской оперы Маргарита Изворска-Елизарьева, в частности, жаловалась на элементарную неукомплектованность труппы и на финансирование постановок. Получается, что государство не может содержать в идеальном состоянии даже одну-единственную оперу в стране (к примеру, в Чехии их четыре, а в Польше — еще больше).

Впрочем, бедность — не порок. Но зачем же тогда так смело и безапелляционно сравниваться с оперными авторитетами. Кстати, в последнее время государственная пропаганда вовсю использует нехитрый прием рассказывать о том, как хорошо в Беларуси, на контрасте с другими странами. Зачастую — не зная меры.

Кирилл ПОЗНЯК