Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Темпы мобилизации населения Беларуси просто поражают. Еще вчера казавшийся не более чем дорогой забавой мобильный телефон, сегодня стремительно ворвался в разряд необходимых вещей. По данным статистики, уже 6 процентов граждан нашей страны активно пользуются мобильной связью. Рост пользователей этой услугой за год достиг 300%, что позволило Беларуси по темпам развития рынка мобильной связи переместиться из аутсайдеров в лидеры среди стран СНГ и Восточной Европы. А до конца года аналитики прогнозируют увеличение числа абонентов до 1 миллиона.

Соответственно спросу растет и предложение, причем со значительным опережением. Словно грибы после дождя появившиеся тут и там салоны мобильной связи предлагают десятки моделей телефонов и сотни наименований аксессуаров. Однако рядовой белорусский потребитель мобильной связи не так богат и, естественно, проблема соотношения качества и цены для него весьма актуальна. Дилемма зачастую решается приобретением так называемого "серого" мобильника.

По мнению главного редактора одного из самых популярных белорусских сайтов, посвященных мобильной связи Onliner.By Виталия Шуравко, постепенно доля "серого" рынка в Беларуси уменьшается, и сейчас картина выглядит более презентабельно, нежели пару лет назад, когда мобильная связь в нашей стране только набирала обороты. Тогда абсолютное большинство владельцев мобильников ходила с разлочеными (от английского unlock) телефонами. Такие телефоны приобретались в Европе у операторов, которые при подключении продавали аппарат значительно ниже себестоимости, т.е. датировали покупку телефона, но специальной программой "привязывали" его к своей сети. По эту сторону границы телефон попадал в умелые руки отечественных мастеров и "прошивался" — перепрограммировался для работы с новой сетью. Разлоченые телефоны стоили (и стоят) намного дешевле, чем в фирменных центрах, а потому пользовались большой популярностью, несмотря на отсутствие каких-либо гарантий со стороны продавца.

По мнению Виталия Шуравко, подобные телефоны сейчас занимают на рынке всего 10-15 процентов. Основную же массу составляют телефоны, вся "серость" которых состоит в том, что они не прошли сертификацию в Беларуси, но имеют соответствующий сертификат Российской Федерации, откуда в большинстве случаев и попадают на прилавки наших магазинов. Преимущество такого "серого" мобильника — в цене, которая на порядок ниже, чем в офисах операторов. Практически единственный недостаток — небольшой гарантийный срок, который устанавливает по собственному желанию продавец (обычно, не более месяца).

Выставляя на продажу несертифицированный продукт, владельцы торговых точек практически ничем не рискуют. Как рассказали корреспонденту "Белорусских новостей" в одном из столичных салонов мобильной связи, существует порядка 10 опробованных схем работы без сертификации. Самый удобный и распространенный, по которому торгуют около 90% процентов магазинов, — оформление товара, как взятого на комиссию у населения. Хотя законодательство и позволяет ввезти физическому лицу из-за границы мобильных телефонов (как и любого другого товара, кроме мебели и автомобилей) на тысячу долларов без уплаты таможенного сбора, очень просто посчитать, что таким макаром для загрузки витрин и склада только одного салона потребуется две, а то и три кстати вернувшиеся из-за рубежа хоккейные команды.

Небольшим магазинам проще обойти закон, чем следовать всем его буквам. Процесс сертификации недешев — порядка 2,5 тысячи долларов — и длителен. В то же время срок жизни на рынке одной модели телефона составляет примерно шесть месяцев, после чего она теряет популярность и, следовательно, падает в цене, что для мелкого бизнесмена чревато значительными потерями. Поэтому предпочтение отдается своему карману, а не государственному.

Многочисленные проверки и рейды, по мнению Виталия Шуравко, ситуацию на рынке "серых" мобильников не исправят. Выход видится в упрощении и удешевлении процесса сертификации, как это сделали в России, хотя там и предъявляют более жесткие требования. В проектном научно-исследовательском унитарном предприятии "Гипросвязь", где и осуществляют сертификацию мобильных телефонов, корреспонденту "Белорусских новостей" дали понять, что нынешняя схема сертификации их полностью устраивает, а длительность процесса они объясняют лишь нерасторопностью самих предпринимателей.

Тем не менее очевидно, что подвижки в этой области рынку мобильной связи в Беларуси жизненно необходимы. По мнению Виталия Шуравко, наш рынок еще далек от насыщения, поэтому белорусские операторы в ближайшее время вряд ли будут практиковать на европейский манер датирование покупки телефонов, а следовательно, их основным место продаж останутся небольшие салоны и магазины. И торговать они будут, по тем же или другим схемам, но "серыми" мобильниками".

Близорукость государства на мобильном рынке никак не затрагивает интересы потребителя, для которого не имеет большого значения — "серый" или "белый" мобильник лежит у него в кармане. Но то, что с этой коровы при правильном подходе можно получать гораздо больше молока, чем сейчас удается надоить в госкарман, очевидно.

Гораздо проще пользователям сетей компании "БелСел": все, что было написано выше — их совершенно не касается. Как рассказал корреспонденту "Белорусских новостей" пресс-секретарь компании Максим Дубовик, проблема "серых" мобильников сейчас никак не затрагивает интересы "БелСел". Новый стандарт cdma2000, которому всего около двух лет, еще не так популярен, как GSM, и к нему разработана только одна модель телефона, приобрести который можно лишь при подключении к сети. Но вероятность того, что по мере развития стандарта и появления других производителей телефонов (сейчас для cdma2000 трубки делает лишь Hyundai) некоторую часть рынка займут "серые" мобильники, довольно высока.

Александр ЗАЙЦЕВ
,