Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Новость дня


Сегодня в комиссиях Палаты представителей Национального собрания рассматривался проект бюджета страны на следующий год. Уже в среду проект главного финансового документа страны вынесут на пленарное заседание, и, если следовать наказам главы государства, документ должны принять до 1 декабря. Обсуждение и принятие бюджета напоминает спринтерскую гонку: даже в прошлом году парламентариев так не подгоняли. Впрочем, столь короткие сроки рассмотрения объясняются и тем, что депутаты фактически ничего не решают в этом (и не только в этом) вопросе: все давно определил и согласовал Минфин, а палата должна только ввести волю чиновников в законодательные рамки.

Итак, бюджет-2003 опять будет дефицитным: разница между его расходной (6,6 млрд. рублей) и доходной (6,1 млрд. рублей) частями составит около 500 млрд. Это 1,5 процента от ВВП, примерно как в нынешнем году. При этом рост ВВП запланирован на 7%, инфляции — на 18—22%, т.е. 1,4—1,8% в месяц. Бюджет-2003, как и предыдущий, называют "социально ориентированным". Но на самом деле он вряд ли может оправдать такое определение, поскольку явно не позволяет ответить на вопрос: откуда взять деньги на социальные нужды. Ведь готовится бюджет по старым схемам, без учета того, что экономическая ситуация в стране изменяется, причем с каждым годом становится все хуже и хуже.

"Бюджет сверстан по старому макету", — такую мысль высказал эксперт центра "Стратегия" Ярослав Романчук на страницах аналитического бюллетеня БелаПАН "Белорусская неделя". Как отмечает эксперт, "динамика показателей этого года, объем нерешенных проблем позволяют нам поставить под сомнение расчеты всего бюджета. К слову, год назад необоснованный фискальный оптимизм привел даже к тому, что в законе о бюджете-2002 появилась статья 14 — о принятии мер по привлечению дополнительных 500 млрд. рублей. Волюнтаристская статья так и остается невыполненной. Наверно, поэтому она исчезла из проекта бюджета на следующий год".

Проект указывает на то, что правительство не намерено реформировать налоговую систему: все основные налоги и сборы в бюджете остаются. Но некоторые изменения произойдут. Так, свободные экономические зоны будут половину НДС отдавать местным и республиканскому бюджету, хотя еще в нынешнем году этот налог оставался в СЭЗ полностью. Чрезвычайный налог и отчисления в фонд содействия занятости будут снова платиться одним платежом, только вместо пропорции 75:25 Совмин предложил 80:20. От его уплаты освобождаются 13 категорий плательщиков.

Примечательно, что в проекте бюджета-2003 просматривается определенный дисбаланс в распределении поступлений от налогов между регионами. Богатому Минску оставляют наименьшую долю от поступлений, менее успешным регионам отдают больше. Так или иначе, но тут срабатывает принцип "От каждого по способностям — каждому по потребностям", что даже к социализму не совсем относится. А к рыночной экономике тем более.

Несмотря на ухудшающееся экономическое положение и частые угрозы заставить сельское хозяйство жить самостоятельной жизнью, белорусский АПК опять будут поддерживать. Помимо того что планируются широкомасштабные проекты оказания прямой и косвенной помощи колхозам и совхозам, Минсельхозпрод получает в свое распоряжение доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. В отличие от общих доходов и расходов бюджета, а также социальных статей, разработчики предусмотрели в данном фонде реальное увеличение средств, даже если инфляция достигнет 45%. В 2002 году здесь было предусмотрено 300,4 млрд. рублей, на 2003 г. – уже 447 млрд.

Зато фонд содействия занятости — и это при стремительном росте безработицы, нарастании напряжения на рынке труда — получит только 100,43 млрд. рублей, что сохранит чрезвычайно низкий уровень пособий по безработице и не даст возможности нормально финансировать программы переподготовки работников.

В проекте бюджета-2003 заложено и существенное сокращение государственных льгот — на 168,3 млрд. рублей. Но вот интересно, у кого эти льготы хотят забрать? У жителей чернобыльской зоны — 92,2 млрд. рублей, в том числе на 10,4 миллиарда сокращаются расходы на питание детей. Расходы на транспорт будут сокращены на 31 млрд. рублей, на содержание санаториев — на 7,2 млрд., на покупку лекарств и зубное протезирование — на 20,6 млрд. рублей. Лишь на 8 миллиардов сократятся льготы для силовых структур. Оно и понятно — силовики важнее чернобыльцев.

Таким образом, проект белорусского бюджета на будущий год свидетельствует: правительство не намерено что-то кардинально менять. Оно скорее склонно, игнорируя экономические реалии, подтягивать показатели под заранее заданные планами цифры и потом уходить от объяснений, почему же мы на самом деле живем не настолько хорошо, как свидетельствует статистика.

Этот бюджет не в состоянии ни защитить обездоленных, ни дать импульс реформам. Короче — ни два ни полтора.

Юлия ШАРОВА