Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Новость дня


Правительство проявило совсем не платонический интерес к развитию придорожного сервиса, предложив наладить учет доходов предприятий всех форм собственности и обеспечить их рост. Из справки, подготовленной департаментом "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси к заседанию президиума Совмина, можно узнать, что количество объектов придорожного сервиса на 1 сентября 2002г. составляло 1.099 платных и около 36 тыс. бесплатных объектов (площадки отдыха, площадки для остановки автобусов, питьевые источники и др.). Наибольшее количество платных объектов - 340 (31%) принадлежат владельцам негосударственной формы собственности, 325 (30%) - концерну "Белнефтехим", 100 (9%) - Белкоопсоюзу, а остальными владеют Минторг, Минсвязи и облисполкомы. Но всех владельцев объединяют результаты опроса, согласно которому рентабельность деятельности объектов придорожного сервиса, равно как и количество инвесторов, в последние годы снижается.

Основными причинами такого положения были названы "невысокая интенсивность движения на автомобильных дорогах и более высокая цена на топливо, чем в Российской Федерации и на Украине, куда стремятся водители для заправки и отдыха". В то же время рентабельными объекты придорожного сервиса становятся на дорогах с интенсивностью движения более 8 тыс. автомобилей в сутки. А в нашей республике, несмотря на ее чудное географическое положение, "средневзвешенная интенсивность на магистральных дорогах составляет 3.136 автомобилей в сутки". Только на отдельных участках автодорог М1/Е30 Брест - Минск - граница Российской Федерации и М9 кольцевая автомобильная дорога вокруг Минска интенсивность более или менее соответствует международным нормативам и потому должна обеспечивать развитие объектов сервиса.

Об одной только причине низкой интенсивности движения умалчивает справка - иностранные перевозчики стали объезжать Беларусь еще в прошлом году. Уже тогда побудительным мотивом для исследований Комитета госконтроля стала тема доходов, потому как "выгодное географическое положение Беларуси перестает быть надежным валютным источником госбюджета". Были названы и причины этой беды: многократно завышенный размер платежа за транзитный проезд (в Беларуси - $94, в Германии - $12, в Польше - $24) и снижение норматива нагрузки для трехосных односкатных полуприцепов с 24 до 21 тонны. В результате выиграли соседи: Литва и Латвия, где спрос на разрешения на проезд вырос почти в два раза.

С тех пор убежденность в том, что мы находимся в правильном месте и в нужное время, т.е. в центре европейского материка, не только возросла, но трансформировалась от "самого центра Европы" до "Беларусь - это сердце Европы".

Последнее, наиболее неожиданное заявление было сделано белорусским президентом в ходе встреч с эмирами Бахрейна и Кувейта. Правда, оно непосредственно не отразилось на доходах предприятий придорожного сервиса, даже если считать доходом розничный товарооборот. Как это делают в концерне "Белнефтехим", отрапортовавшим, что "доходы (выручка) от функционирования объектов придорожного сервиса увеличиваются за счет увеличения их количества". Этот показатель за восемь месяцев текущего года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2001г. на 144,7%. Соответственно, у владельцев меньшего количества предприятий рост оказался скромнее: "На объектах Белкоопсоюза рост валового дохода составляет 30%, Минсвязи (выручка) - 15-20%".

И пусть никого не смущает очевидная несопоставимость таких понятий, как товарооборот, доход, валовой доход. Просто учет доходов в предприятиях придорожного сервиса, принадлежащих даже госорганам, не ведется, а "отчетность о доходах (выручке) объектов придорожного сервиса негосударственной формы не предусмотрена".

Фактически в централизованно управляемой стране существовала никем не узаконенная "свободная экономическая зона" в сфере сервиса. Но теперь с анархией в придорожном бизнесе решено покончить. Для этого предложено разработать положение об отнесении услуг (объектов) к придорожному сервису и методику учета доходов от функционирования объектов придорожного сервиса, а также установить порядок статотчетности о доходах объектов, относящихся к данной категории бизнеса.

Для бурного роста доходов в сфере придорожного сервиса осталось сделать самую малость: наладить нормальные отношения с соседними странами, отрегулировать тарифы и создать благоприятный бизнес-климат, и придорожный сервис расцветет, как в Польше, где даже случайно плюнув на обочину, обязательно попадешь в мотель.

Но эти мероприятия Совмином пока не предусмотрены, а поэтому на обочину можно спокойно плевать и отправлять естественные надобности на 36 тыс. бесплатных объектах придорожного сервиса.