Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
  • Популярное

Новость дня


Мингорисполком подвел итоги третьего конкурса по отбору претендентов на проектирование, строительство и эксплуатацию столичных гипермаркетов. До конца года власти города планируют определить всех владельцев новых торговых центров, которые должны заменить значительную часть прочей организованной и неорганизованной торговли в белорусской столице и европеизировать лицо Минска. Первые гипермаркеты в белорусской столице, согласно планам мэрии, должны появиться в 2004 году.

Нынешний этап, наверное, самый важный. И в Мингорисполкоме подошли к делу продуманно: взвесили все "за" и "против", чтобы отобрать наиболее достойных, которые и реализуют эти замыслы. Бизнесменов, желающих стать "гипермэнами", не то чтобы очень много, но достаточно. По итогам первых двух конкурсов были разыграны три участка. Победителем по двум из них стало ООО "Торгоптима", по одному — ИП "БелВиллесден". В начале этой недели определился еще один игрок — "Престон-Маркет". Вернее сказать, его дочерняя структура, специально выведенная на этот новый перспективный рынок, — фирма "Арвитфуд". В ожесточенной конкуренции, когда победителя от второго места отделяло несколько баллов по так называемой шкале Ерохова (первый заместитель председателя Мингорисполкома Николай Ерохов является идейным вдохновителем гипермаркетизации Минска и разработчиком системы, по которой отбирается победитель. — В.С.), "Арвитфуд" обогнала амбициозную английскую фирму "БелВиллесден". "БелВиллесден", по информации "БДГ", замахнулся на 10 площадок из двенадцати, которые минские власти выносят на торги. Впрочем, уже одиннадцати, потому что один из земельных участков, включенный в первоначальные планы Мингорисполкома, был забракован лично президентом Беларуси Александром Лукашенко. Он находился в неприличной близости от строящегося сегодня главного храма науки и знаний страны — Национальной библиотеки.

"Торгоптима", "БелВиллесден" и "Престон-Маркет", судя по всему, и будут задавать тон в строительстве сети гипермаркетов в Минске. Впрочем, не исключено, что в распределение ролей могут вмешаться и другие компании. Известен интерес к этой теме "Евроопта", "Автобизнеса", той же фирмы "Альтерсолюшенс", которая уже реализует пилотный проект по строительству гипермаркета в одном из районов Минска.

Впрочем, какая бы из этих фирм не вышла в итоге победителем конкурсов, фактически ни одна из них не имеет опыта работы в этой области что с настороженностью отмечают эксперты. Западные сети, которым этого самого опыта не занимать, вряд ли придут в Беларусь в ближайшее время. Например, даже в той же процветающей Москве первая западная компания — немецкая "Метро" — открыла свой магазин только в ноябре 2001 года. Заметим, что открыла даже не гипермаркет, а некий переходный вариант — "Кэш и Кэрри", то есть магазин для магазинов. Поэтому опыт, который требуется по шкале Ерохова, в предложениях претендентов заменяется всем чем угодно. "Торгоптима" упоминает свой мини-рынок в Малиновке, "БелВиллесден" — какие-то проекты в Москве и, наверное, кивает, как обычно, на свои связи наверху. Более-менее "мэтром" смотрится в их ряду "Престон-Маркет". Это уже нечто более близкое к гипермаркету. Но страшно далек "Престон", как говаривал когда-то Ленин, от народа (по ценам), которому гипермаркет, по идее, должен заменить Ждановичи.

И вот эти все фирмы, не имея никакого опыта, сегодня несут в Мингорисполком свои бизнес-планы. Последние, наверное, скорее подобны беллетристике. По всей видимости, чиновники минской мэрии тоже слабо представляют себе, что такое гипермаркет. Поэтому-то у претендентов появляется хорошая возможность вбивать в свои предложения самые привлекательные показатели, чтобы получить баллы у Ерохова. А кто их проверит?

По ассортименту вместо требуемых 9 тыс. наименований товаров продовольственной группы можно поставить чуть-чуть больше. Хотя на самом деле на белорусском рынке трудно насчитать и 5 тыс. наименований. Даже если считать вместе с российскими продуктами. Для этого не нужно быть семи пядей во лбу, а просто сходить на продовольственный рынок в Ждановичах. Есть и другие вопросы. Например, по той же работе гипермаркетов в условиях жесткого ценового регулирования, когда трудно рассчитывать на скидки от поставщиков.

Но Мингорисполкому, похоже, нет особой надобности глубоко интересоваться предложениями претендентов. Они, конечно, тоже играют роль — и ассортимент, и готовность претендента использовать белорусское оборудование, сырье и подрядчика при сооружении торгового центра и так далее.

Но для чиновников мэрии самый главный пункт в этих пакетах — №1. В нем идет речь об обязательных ежемесячных отчислениях с будущего оборота гипермаркета в городскую казну. По условиям конкурса, этот процент не может быть меньше одного. Приди сегодня в Беларусь та же "Метро" и переведи в качестве доказательства серьезности своих намерений на депозит 50 млн долларов, она вряд ли пройдет тендерную комиссию Мингорисполкома, если не вобьет этот 1% в свои предложения. В Мингорисполкоме не скрывают, что по этому пункту и определяются сегодня победители. "Торгоптима", например, выиграла за счет того, что согласилась перечислять в бюджет города не 1%, а сразу 2%. Это весьма приличная сумма, ставящая, по мнению экспертов, под сомнение будущую прибыльность и окупаемость сети. "Арвитфуд" заявила о 2,5%. И, как сами понимаете, победила.

Вот по всем этим причинам Мингорисполком, затеявший гипермаркетизацию столицы, может в конце концов получить не гипермаркет, а нечто неизвестное с местным колоритом. Во всяком случае, то, что сейчас вырисовывается, трудно назвать гипермаркетом. Во-первых, его размеры не позволяют белорусскому торговому центру называться гипермаркетом в классическом смысле этого слова. Во-вторых, у нас сегодня не отработаны нормы под гипермаркеты практически ни одним ведомством. У пожарников, например, последняя норма по размеру помещения составляет 3–3,5 тыс. кв. метров, тогда как собираются строить гораздо большие помещения. Поэтому, по нашим пожарным правилам, монозал придется разделять перегородками. Не только перегородками, но и батареями. Дело в том, что гипермаркеты сейчас собираются взять под свою опеку минские котельные. Для последних, у которых на балансе висит по 3–4 завода-неплательщика, это выгодный источник получения денег. Поэтому и предлагается вместо современных потолочных отеплителей "украсить" белорусские гипермаркеты "красивыми" батареями. Правда, такая инициатива энергетиков уже стоила места директору "Мингаза" Попову. Он предлагал то же самое для президентского футбольного манежа. Но там вмешался сам Лукашенко.

Некоторые условия конкурса, написанные для претендентов Мингорисполкомом, вообще вызывают недоумение. Например, указано, что арендаторы, которые сидят в гипере на не более 20% его площадей, должны весь товар отпускать только через кассы гипермаркета. Это, во-первых, неудобно. А во-вторых, вступает в противоречие с налоговым законодательством Беларуси, которое требует от предпринимателей иметь собственный кассовый аппарат. И еще одно интересное условие: в общем торговом вале гипермаркета поступления от арендаторов должны составлять не более 30%. Но для этого надо не только раскрыть козырные карты по своим оборотам, что является коммерческой тайной, но и знать оборот арендаторов. А также проконтролировать, чтобы те не соврали. Иначе — нарушил условия конкурса...

В целом же некоторые эксперты указывают на то, что мэрии, вообще-то, неплохо было бы задаться вопросами: с какой целью идут все эти структуры в гипермаркеты? Зачем предлагают приличные отчисления Мингорисполкому? Зачем идут на наш рынок, в общем-то не очень благоприятный для экономического процветания их сети? Зачем готовы инвестировать, по крайней мере на бумаге, солидные средства? По оценкам экспертов, строительство одного гипермаркета, учитывая компенсацию городу за инженерные сети, может вылиться в сумму 4,5–5,5 млн долларов. По мнению некоторых экспертов, может быть, некоторые из фирм и собираются серьезно заняться этим непростым бизнесом. Но в большинстве случаев, похоже, речь идет о том, чтобы застолбить место. Потом эти земельные участки переуступаются на определенных условиях более серьезным фирмам, в том числе и западным. Можно, например, на эти площадки пригласить западных партнеров для создания совместных предприятий и так далее.