Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Минск больше не в праве навязывать Москве свои правила торговли на внутреннем рынке России даже в обмен на содержание военных баз. Белый дом, переняв эстафету у Кремля, вот-вот объявит белорусским производителям торговую войну. И отделаться легким испугом, как это получилось у президента Беларуси Александра Лукашенко после беседы с российским коллегой Владимиром Путиным, когда минский гость часа четыре был не в состоянии сформулировать свою позицию по вопросу аншлюса Беларуси, у директоров белорусских монополий не получится. Российское правительство готовит ряд технических барьеров, в случае реализации которых "Горизонт" потеряет российский рынок, а МАЗ - $50 млн. за три месяца. "В Беларуси еще не было руководителя, который бы требовал у России столько преференций и льгот и диктовал свои условия в политике, как это делал на протяжении последних лет Александр Лукашенко. То, что произошло, вполне закономерно и ожидаемо", - так прокомментировал Мечеслав Гриб, возглавлявший Верховный Совет в 1994-95гг., недавний скандал президентов России и Беларуси и ожидаемые экономические санкции со стороны восточного соседа.

Вернемся к тому поворотному моменту в процессе интеграции, когда в Санкт-Петербурге Лукашенко передал Путину перечень из семи пунктов, требовавших личного вмешательства российского президента.

Несмотря на дипломатическую вежливость, между строк читалось требование к России предоставить Беларуси товарные кредиты на сотни миллионов долларов. "Осталось попросить вторые ключи от Кремля", - удачно пошутил один наш коллега. Спустя два с половиной месяца стало ясно, что ключи Путин не дал, а дал по рукам.Лукашенко просил снять импортные пошлины с белорусского сахара-сырца, произведенного из кубинского тростника, при поставке его на российский рынок. Это позволило бы Беларуси продавать до 200 тыс. тонн и получать доход под $80 млн. Забегая вперед, скажем, что в Белом доме не только проигнорировали данное предложение, но и разработали барьеры для свекловичного сахара из Беларуси.

В перечне, по сообщению пресс-службы белорусского президента, содержалась просьба "ускорить принятие решения о выделении в полном объеме денежных средств для закупки сельскохозяйственной и другой техники в счет ликвидации задолженности за газ". В прошлые годы Беларусь поставляла в Россию тракторов на $200 млн. и больше.

В минувшую пятницу зам. генерального директора МТЗ по информации Николай Стукач сказал, что "о бартерных поставках в счет задолженности за газ на заводе не говорят и вообще это невыгодно МТЗ". Несовпадение интересов государства и производителя привело к тому, что президент страны пытался помочь отдельно взятому заводу вырулить из тупика затоваренности методами госзаказа и прямого президентского вмешательства, а топ-менеджеры самого предприятия уже работают по законам рыночной экономики. И в этой части позиция администрации МТЗ более прогрессивна и оправданна.

Лукашенко также просил Путина отпускать весь объем природного газа для Беларуси не по коммерческой цене ($30 за тыс. кубометров), а по внутрироссийской ($24) в рамках межгосударственного соглашения. Замминистра энергетики Беларуси Эдуард Товпенец подлил масла в огонь, заявив, что нашу страну устраивает единый поставщик газа. Здесь белорусские власти рискуют посадить макроэкономический корабль на мель, если "Итера" в будущем году уйдет с рынка, а белорусские потребители не начнут полностью платить за газ. После достижения некой критической отметки по долгам российское правительство поставит вопрос ребром: отпускать энергоресурсы по предоплате. Такая перспектива реальна - Беларусь уже покупает нефть по предоплате (аккредитиву). Вопрос по газу никак не решается - ответственные лица в отпусках.

Белорусов также не устроил принцип равнодоступности к трубе, введенный российским правительством с 1 июля 2002г. и предполагающий соотношение экспортных поставок в зависимости от объемов добычи. Российское правительство таким способом устранило монополию "Сургутнефтегаза" на белорусском нефтяном рынке.

Пожалуй, единственный положительно разрешенный вопрос, содержавшийся в том амбициозном письме, касался алмазного сырья. Несколько лет назад Россия ввела экспортные пошлины на алмазы, и огранщики гомельского "Кристалла" остались без российского сырья на сумму от $60 млн. до $200 млн. Практически сразу после питерской встречи двух президентов Госдума России внесла поправки, снявшие таможенные барьеры на пути превращения российских алмазов в белорусские бриллианты. Заметим, что этот перелом произошел благодаря парламентариям, а не правительству России.

Белый дом, следуя жесткой линии Кремля по развитию рыночной экономики в России, объявил торговую войну белорусским производителям. Несмотря на то, что Россия и Беларусь обещали не применять защитных мер в отношении товаров, произведенных на территории двух стран (протокол о завершении I этапа реализации "Соглашения о Таможенном союзе между РБ и РФ" от 6.01.1995 и "Соглашения об унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве" от 29.01.2001), Белый дом вот-вот выставит технические барьеры на пути белорусской продукции на российском рынке.

ПОСТРАДАВШИЙ НЕВИНОВЕН

В редакции "Белорусcкой газеты" имеется проект распоряжения председателя правительства России Михаила Касьянова "о прекращении регистрации выпущенных после 30 сентября 2002г. новых грузовых автомобилей и автобусов, оборудованных дизельными двигателями, экологические характеристики которых по уровню выбросов ниже требований "Евро-1".

Этот документ означает, что с 1 октября МАЗ не сможет продавать 70% своих грузовиков в России. Особо подчеркнем, что этот проект уже одобрен всеми ключевыми российскими министерствами и ведомствами: Минэкономразвития, Минпромнауки, МВД, МИДом и Госстандартом.

МАЗ только в последнем квартале нынешнего года не сумеет реализовать 3,5 тыс. автомобилей и потеряет порядка $50 млн. выручки, сообщил в эксклюзивном интервью "Белорусской газете" руководитель центра общественных связей МАЗа Валентин Лопан. "Мы не можем перейти на стандарт "Евро-1" за один день. Согласно союзной программе развития дизельного машиностроения, в нынешнем году МАЗ обязался выпустить 30% грузовиков с двигателями стандарта "Евро-2" и 70% - стандарта "Евро-0". В будущем году это соотношение должно быть 50:50. Эти нормы были одобрены российским правительством. Почему надо что-то резко менять в последнем квартале?" - задается вопросом представитель МАЗа.

"Российский рынок - бедный. Потребитель не готов платить за отлично оснащенный грузовик. Поэтому если на рынке появится КамАЗ стандарта "Евро-1" и МАЗ стандарта "Евро-2", то в первую очередь купят то, что дешевле. Если ситуацию не удастся уладить, МАЗ потеряет российский рынок полностью", - прогнозирует Лопан. Сегодня МАЗы стоят от $12 тыс. до $52 тыс. (с немецким мотором), а по новому стандарту подорожают на 15-20%.

Прогноз производства МАЗа на 2002г. - 15.500 грузовиков (14.900 в 2001г.). Из них до 70% реализуется в России (незначительный объем - в странах СНГ). Экспорт в дальнее зарубежье с каждым годом удваивается, но он пока не позволяет говорить о смене рынков сбыта (до 20% от общего объема экспорта).

МАЗ может сократить объем производства и численность коллектива или продавать самосвалы по заниженной цене. Специалисты завода подсчитали, что в случае вступления в силу распоряжения Касьянова для удержания на российском рынке заводу понадобится 70 млрд. рублей (около $40 млн.). От властей Беларуси требуется оперативное решение: как дальше поступать производителю. Руководство завода договорилось с КамАЗом о покупке первой партии - 50 двигателей. На их установку и обкатку потребуется время.

В минувшую пятницу указом президента введены льготные условия для оформления белорусских автомашин в лизинг. Отчасти это облегчит ситуацию производителям. Но полностью не ликвидирует последствия грядущей таможенной войны.

ВСЕ ХОРОШЕЕ КОГДА-НИБУДЬ...

"Недобросовестной конкуренцией" назвал действия Российской ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) гендиректор минского "Горизонта" Юрий Предко. Причиной такого заявления стало недавнее обращение РАТЭК к правительству России с предложением ввести пошлины на телевизоры, сделанные в Беларуси.

Оговоримся, что в последние годы в рамках программы "Союзный телевизор" белорусские телезаводы были освобождены от НДС (20%) и импортной пошлины на комплектующие (5-10%). В то время как те же российские заводы - "Рубин", "Сокол", "Полар" - не имеют таможенных и налоговых льгот. Белорусские телевизионщики работают на российском рынке в условиях льготного налогообложения, получив временную фору на модернизацию производства.

"Пока "Горизонт" продавал 7-7,5% продукции на рынке России, нас никто не замечал. Но когда мы приблизились в этом году к 9%, мы стали значимыми и с нами стали бороться", - сказал один из топ-менеджеров белорусского телевизионного завода. По мнению нашего собеседника, российскому правительству следует опасаться ввозимых через Калининград Samsung и LG, поскольку именно эта область является оффшором для телетрейдеров.

Добавим, что льготы для "Горизонта" и "Витязя" истекают 31 декабря 2002г. По информации из российского правительства, Минфин больше не будет рассматривать вопрос об их продлении. Все хорошее когда-нибудь кончается. И "Горизонту" придется минимизировать свои затраты, чтобы вписаться в прежнюю ценовую нишу дешевых и средних по цене телевизоров.

Как сообщил заместитель гендиректора "Горизонта" Геннадий Корешков, на предприятии реализуется программа техперевооружения, которая позволит уже в будущем году сэкономить те самые 20-25% затрат. Предприятие не избежит сокращения кадров. Однако выбор стоит очень жесткий: потерять потенциальный рынок в 300 тыс. телевизоров (план производства на 2002г. - 500 тыс. аппаратов) или сократить численность персонала. Администрация завода обещает произвести сокращение наиболее безболезненным путем - отправляя пенсионеров на пенсию.

В случае, если план минимизации затрат не удастся или россияне придумают другой технический барьер, "Горизонт" потеряет не просто $45-50 млн. в год, это будет крах всей телевизионной промышленности Беларуси. В этом вопросе мнение независимых экспертов и администрации завода совпадает.

ВМЕСТО ВЫВОДА

Московские коллеги со ссылкой на российское правительство сообщили, что чиновники средней руки в министерствах и ведомствах отныне будут саботировать все решения о льготах и преференциях для Беларуси. Касьянов, по мнению российских журналистов, будет прилюдно отчитывать ответственных министров, однако весь этот "спектакль" ограничится визуальными эффектами.

Попытки связаться с пресс-секретарем российского премьера не увенчались успехом. Важна в данной ситуации не столько точность слов в неформальной беседе, сколько достоверность тенденции. Россия готова выставить очередные тарифные барьеры перед Беларусью, что фактически означает начало таможенной войны. Экспрессивное дружелюбие Россия явно отправила на пенсию.
,