Кроме проспектов, улиц и переулков, жилых домов и административных зданий, парков, памятников и прочих достопримечательностей, в формировании облика любого города большую роль играют мосты. В Минске нет большого числа водных преград, нет и резких перепадов рельефа, не так сильно, по сравнению с некоторыми мегаполисами, у нас развита и транспортная сеть, потому мостов и путепроводов у нас не так много.
Тем не менее мостовых сооружений в Минске ни много ни мало - порядка 180. Это мосты через Свислочь, эстакады через городские автомагистрали, железнодорожные мосты и пешеходные мостики. Сегодня TUT.BY проведет вас по минским мостам - старым и новым, давно разрушенным и недавно построенным, самым длинным и самым маленьким.
![]() |
Транспортная развязка в провинции Ганьсу (Китай)
|
![]() |
Транспортная развязка в Гравелли Хилл, Бирмингем, Великобритания. Эта развязка прозвана жителями Бирмингема "спагетти". По свидетельствам очевидцев, за много лет жизни в этом городе многие до сих пор путаются в этой адской смеси дорог. Для гостей же Бирмингема эта развязка - сущий кошмар.
|
Первый мост
![]() |
Схема развития Минска в XIV-XVII вв. Цифрами обозначены: 1 - посадское поселение XII-XIII вв., 2 - увеличение территории посада в XIV-XV вв., 3 – валы замка в XII-XVII вв. и увеличение границы города в XVI-XVII вв., 4 – заболоченная местность – Татарские огороды, 5 - направления улиц и размещение Петропавловской церкви. Составители В.Е. Соболь, Г.В. Штыхов [1]
|
Возможно, так выглядел Минск XII века.
![]() |
Древний Минск. Рисунок архитектора С. Мусинского
|
Или так...
![]() |
Реконструкция минского замка. Рисунок художника В. Стащенюка
|
Хлусов мост
![]() |
Александровский (Хлусов) мост. Конец XIX – начало XX вв.
|
По другой версии, свое название мост получил "благодаря" нечистым на руку горожанам, промышлявшим на нем выманиванием денег путем "хлусни" – обмана.
Несмотря на свою недобрую славу, мост исправно служил горожанам. А когда он разрушался от старости, паводков, пожаров или войн, то на том же месте вырастал новый мост. По нему через Минск проходил основной торговый путь с северо-востока в западные районы княжества и далее в страны Европы – это была важнейшая транспортная артерия города.
В 1898 году по Александровскому мосту проложили рельсы конной железной дороги.
А к 1913 году "были произведены изыскания и собраны необходимые данные для проектируемого железобетонного или железного моста по Александровской улице". [2] Однако вскоре начавшиеся одна за другой войны и революция не позволили этим планам сбыться.
![]() |
Весенний паводок. Хлусов мост. 1920-30-е годы
|
![]() |
Хлусов мост. 1950-е годы
|
![]() |
Вид старого моста по ул. М. Горького (Богдановича) через Свислочь. Фото 1966 г. Предоставлено ГП "Горавтомост".
|
![]() |
Строительство нового бетонного моста рядом с тем местом, где был Хлусов мост. Фото В.Н. Лупейко. 1966 г. [3]
|
![]() |
Современный вид моста. Построен в 1967 г., длина 60,1 м, ширина 26,4 м
|
Лавский мост
![]() |
Лавы - торговое предместье между ул. Зыбицкой (Торговой) и Свислочью, где концентрировалась торговля молочными продуктами. Фрагмент проектного плана Минска 1858 г.
|
Этот мост просуществовал, вероятно, до конца ХVII — начала ХVIII веков. Некоторое время моста не было – он мог быть снесен паводком или разрушен в ходе военных действий. На быстрое восстановление рассчитывать не приходилось – опустошительные войны, эпидемии, пожары лишили город людских ресурсов и средств.
![]() |
Слева – Лавский мост. Вид Минска с Троицкой горы. Конец XVIII – начало XIX века. Рисунок неизвестного художника.
|
Название "Лавы", по мнению историков, могло произойти от "… многозначности старобелорусского слова "лава". Например, так называли узкий временный или плавучий мост, настил на столбах, предназначенных для пешеходов". [5]
Во второй половине XIX в. и в начале ХХ в. мост неоднократно ремонтировался.
![]() |
Лавский мост. Начало ХХ в.
|
К 1921 году Лавский мост находился в аварийном состоянии. Сохранились сведения, что на нем в ночь с 29 на 30 сентября провалился пожарный автомобиль и удержался только потому, что "завис на прогоне". [4]
![]() |
Лавский (Широкий) мост, фото конца 1950-х - начала 1960-х гг. Из личного архива автора
|
"Трамвайный" мост
![]() |
Цифрами на плане показаны: 5 - монастырь бернардинцев, 6 - монастырь бернардинок. Улица между этими монастырями носила название Бернардинской. Улицу Бернардинскую с Троицким предместьем по наиболее короткому пути соединял небольшой деревянный мост. План 1793 г. (РГВИА)
|
![]() |
Минский трамвай на новом мосту по ул. Бакунина (бывшая Бернардинская, современная Кирилла и Мефодия), специально построенном для трамвайного движения. Первые рельсы на мосту были уложены 30 августа 1928 г. Фото 1929 г. [6]
|
![]() |
Фрагмент аэрофотосъемки с немецкого самолета, произведенной 24 июня 1941 г. Видны мосты: по ул. М. Горького - 1, "Трамвайный" - 2, Лавский - 3, по Я. Купалы - 4
|
Минск – портовый город?
![]() |
Один из древних минских мостов через Свислочь. Предположительно – Лавский. Определить, какой именно район изображен на рисунке, не удалось. Есть два варианта: первый - это Троицкая гора, второй – Верхний город. Возможно, кто-то из читателей внесет ясность
|
Полицейский мост
![]() |
Полицейский мост. Фрагмент проектного плана Минска 1858 г.
|
![]() |
Вид Минска со стороны дома Э. Ваньковича. Рисунок Ч. Монюшко, 1849 г. По центру рисунка мост, впоследствии названный Полицейским [7]
|
![]() |
Полицейский мост. Одна из самых старых фотографий Минска, относящаяся к 1860-70 гг. Справа на горизонте виден район Золотой Горки с костелом Святого Роха [8]
|
![]() |
Мост на ул. Янки Купалы. Фото 1943 г.
|
![]() |
Старый мост по ул. Я. Купалы. Фото конца 1950-х. Из личного архива автора
|
![]() |
Мост на ул. Янки Купалы. Построен в 1962 г., длина 43,92 м, ширина 23,6 м. Фото 1977 г.
|
Захарьевский мост
![]() |
Мост через Свислочь. Позже на его месте был построен Захарьевский мост. Фрагмент "фиксированного плана первой половины XIX века"
|
Свое название получил от соответствующей улицы, на которой находился. В течение всего XIX века мост неоднократно ремонтировали и перестраивали (1837, 1853, 1878). Последний раз в 1898 г., когда его перестроили в связи с прохождением по нему линии конки. [10]
![]() |
Захарьевский мост. Вид из городского сада (ныне парка им. М. Горького)
|
![]() |
Первый минский железобетонный мост через Свислочь [6]
|
На проезжей части нового моста был проложен рельсовый путь трамвайной линии от железнодорожного вокзала до завода "Деревообделочник" (Минский приборостроительный завод).
Мост пережил немецкую оккупацию, но перед освобождением Минска был взорван отступающими немцами. Вместо разрушенного железобетонного на сохранившихся береговых опорах соорудили новый деревянный балочный мост на трех свайных опорах. Движение было торжественно открыто 29 октября 1944 года. В 1948 году трамвайное движение по нему было закрыто в связи с переносом линии на улицу Первомайскую. В 1951 году рядом с ним выше по течению Свислочи начали возводить новый мост. Авторами проекта были архитекторы М.П. Парусников и Г.П. Баданов. [10]
![]() |
Строительство бетонного моста по ул. Советской (ныне – пр. Независимости). Фото 1951 г.
|
![]() |
Вид на строящийся мост через Свислочь. Фото 1951-1952 гг. Предоставлено ГП "Горавтомост"
|
В 1952 году новый мост был торжественно введен в строй.
![]() |
Открытие нового моста по ул. Советской (пр. Сталина, ныне – пр. Независимости). Фото 1952 г. Предоставлено ГП "Горавтомост"
|
![]() |
Мост по Ленинскому пр. Фото конца 1950-х гг.
|
![]() |
Длина моста 62,78 м, ширина 32,72 м. Фото 1970-х гг.
|
![]() |
Цифрами обозначены: 1 – Татарский мост, 2 - Александровский (по ул. М. Горького - Богдановича), 3 – Лавский (Широкий, по ул. Куйбышева), 4 – Полицейский (по ул. Я. Купалы), 5 – Захарьевский (по пр. Ленина – Независимости). Фото с разведывательного американского спутника, 6 октября 1964 года [21]
|
Мосты у парка
![]() |
Мост через Свислочь в Городском саду. Фрагмент проектного плана Минска 1858 г.
|
В Городском саду находилось "множество каналов затейливых очертаний, искусственных горок и островков", соответственно, через них было устроено несколько мостов и мостиков. О них упоминает этнограф и путешественник Павел Шпилевский. "За мостиком несколько маленьких палисадников, за которыми уже перекинут чрез Свислочь довольно красивый понтонный мост со скамейками. За мостом глазам вашим представляется ряд нескольких дорожек и аллей, ведущих по разным направлениям чрез мостики то в ореховую, то в липовую, то в тополевую, то в еловую или каштановую аллею. Самый лучший вид аллей и рощ открывается с моста, и особенно по правую сторону его". [11]
![]() |
Остатки деревянного моста, ведущего к городской электростанции (на картах 1933 г., 1942 г. этот мост обозначен). Фото конца 1950-х. Из личного архива автора
|
В 1960-е годы рядом с этим местом возвели плотину.
![]() |
Фото 1970-х. Из личного архива автора
|
Позже (от места пересечения ул. Полицейской и Подгорной) в Городской сад был построен еще один мост. Он запечатлен на многих фотографиях дореволюционного Минска.
![]() |
Вход в Городской сад со стороны ул. Подгорной
|
![]() |
Фрагмент плана Минска 1898 г.
|
![]() |
Деревянный мост, ведущий в парк М. Горького от ул. Я. Купалы и К. Маркса. Где-то в 1960-е годы на его месте построен пешеходный железобетонный мост. Фото конца 1950-х. Из личного архива автора
|
![]() |
Увязший в мосту "МАЗ". 2012 г.
|
Веселый мост
![]() |
Мост через Свислочь по ул. Первомайской. Фото 1952-53 гг. Предоставлено ГП "Горавтомост"
|
Год 1922-й - 9 мостов через Свислочь
В 1909 г. в городском управлении поднимался вопрос о строительстве Татарского и Оранского мостов через Свислочь. Эти мосты должны были соединить Татарское предместье и Ляховку с центром города и стать новыми транспортными артериями. По ним предполагалось пустить гужевой транспорт, разгрузив центральные улицы и не разрушая мостовые в центре города. Однако воплотить в жизнь эти планы удалось только в 1917 г. при содействии военного ведомства. [14]
Уже в советское время, после окончания Гражданской войны и польской оккупации, вновь созданный Дорожный отдел Белорусской Республики собирал и анализировал информацию о состоянии мостов. В составленных актах указывалось "точное расположение моста, длина, ширина, высота и система его, также когда и при каких обстоятельствах мост был разрушен/ или восстановлен на месте разрушенного". [19]
В "Военно-Географическом и Военно-Статистическом очерке Западного военного округа" за 1922 г. указывается, что в Минске имелось девять мостов через Свислочь, но не указывалось, какие именно. Вероятно, это: Татарский, Александровский, Лавский, Полицейский, Захарьевский, Веселый, Скобелевский, Нижне-Ляховский, Оранский (Аранский).
Татарский мост соединял Татарское предместье с районом Сторожевки (от Мало-Татарской ул. к ул. Старовиленской и Семинарскому пер.).
![]() |
Татарский мост. Функционировал до 1970-х годов. Фото середины1960-х. Из личного архива автора
|
Он располагался рядом с нынешним "горбатым" мостом, который соединяет Троицкое предместье с Островом Мужества и Скорби, и являлся прямым продолжением современной улицы Заборского, вел в Татарское предместье, связывая последнее с Комаровкой и Сторожевкой.
А теперь – Горбатый!
![]() |
Горбатый мост, ведущий из Троицкого предместья на Остров слез. Длина 51,4 м, ширина – 6 м. Фото 2009 г.
|
Многие видели на перилах моста, ведущего на Остров слез, замки с нанесенными словами любви. Это известная традиция молодоженов. Они навешивают замок на перила моста, а ключ от него выбрасывают в реку. Это должно символизировать неразрывность любви, крепость чувств и отношений. Зародилась эта традиция в начале 1990-х в Италии, и в Беларуси прижилась быстро. Столичные влюбленные оставляют символы неразрывной любви на перилах мостика, ведущего из Троицкого предместья на Остров слез, на мостике через Свислочь в парке Горького, у Национальной библиотеки и в парке Победы. Однако в большом количестве эти символы "неразлучной любви" могут привести к обрушению перил. Поэтому замочки периодически срезаются коммунальными службами города.
![]() |
Символы "неразлучной любви" на перилах Горбатого моста. Фото 2009 г.
|
Первый железнодорожный
![]() |
Западный мост - железнодорожный однопролетный мост Либаво-Роменской железной дороги. Построен над ул. Московской (разделял ул. Московскую и Ново-Московскую – современную Мясникова). Под мостом видны рельсы конки. Фото 1897 г.
|
Позже, с ростом автомобильного движения, встал вопрос о расширении проезда под этим виадуком. Газета “Вестник Минского губернского комиссариата” за 1917 год писала: "На днях предполагается приступить к работам по расширению проезда под железнодорожным мостом Захарьевской улицы. Этот злополучный проезд за последние годы создает много неудобств городскому населению из-за образующихся под мостом заторов телег и экипажей. Часто здесь приходилось простаивать по часу и запаздывать на вокзал или в город". [15]
![]() |
Западный мост. Трамвай маршрута № 6 поворачивает с ул. Бобруйской на ул. Московскую. Фото 1953 г. [16]
|
![]() |
В середине 1950-х мост был реконструирован в связи с расширением проезжей части ул. Московской. Фото 1955 г. [16]
|
![]() |
Современный вид Западного моста. Фото 2008 г.
|
А сегодня...
Старых мостов в Минске не сохранилось — практически все они были разрушены во время войны или кардинально перестроены в послевоенное время.
|
Эстакада, соединяющая пр. Независимости с ул. Московской. Построена в 1960 г, длина – 281,33 м, ширина – 21,4 м. Фото 1965 г.
|
Энциклопедический справочник по Минску за 1983 г. [17] называет девять "наиболее крупных мостов для автомобильного, железнодорожного и пешеходного движения. Это в основном пролетные строения балочного типа на пересечении главных транспортных магистралей с р. Свислочь:
№ | место расположения | год постройки | длина | ширина |
1 | на пр. Независимости | 1952 | 88 | 34 |
2 | на ул. Аранской | 1956 | 51 | 20 |
3 | на ул. Первомайской | 1961 | 55 | 28 |
4 | на ул. Я. Купалы | 1962 | 43 | 24 |
5 | на ул. Октябрьской | 1963 | 54 | 27 |
6 | на ул. Богдановича | 1967 | 60 | 27 |
7 | на ул. Денисовской | 1968 | 55 | 27 |
8 | на ул. Орловской, рамного типа | 1972 | 75 | 31 |
9 | на ул. Маяковского через р. Лошицу | 1966 | 42 | 23 |
За прошедшие с тех пор тридцатилетие Минск значительно преобразился, существенно изменилась и его дорожная сеть: была реконструирована МКАД, построены новые мосты и путепроводы, транспортные развязки, разбиты новые парки и скверы, реконструированы старые, с внесением в их ландшафтный дизайн пешеходных мостиков и т.д.
![]() |
Строительство первой в Минске трехуровневой развязки. Февраль 2011 г.
|
![]() |
Строительство транспортной развязки на ул. Кальварийской – пр. Машерова. Сентябрь 2008 г.
|
![]() |
Пешеходный мост в парке у Национальной библиотеки
|
Пешеходные мосты
![]() |
Пешеходный мост над плотиной на Комсомольском озере. Фото середины 1950-х г., из личного архива автора
|
![]() |
Современный вид плотины с автомобильным и пешеходным движением. Фото 2011 г.
|
![]() |
Пешеходный мостик в районе Переспы и Комсомольского озера
|
![]() |
Пешеходный мост через р. Цна недалеко от ул. Мирошниченко
|
Немало в Минске пешеходных мостов над железнодорожными путями.
![]() |
Пешеходный мост над железной дорогой на Минском пассажирском вокзале. Фото начала 1960-х. Из личного архива автора
|
Этот мост был снесен в середине1960-х гг. после открытия подземного тоннеля к посадочным платформам. Аналогичные мосты существуют по ул. Тимирязева (недалеко от ул. Саперов); в районе улиц Вирской; Брест-Литовской и Автодоровского переулка и др.
Недавно был построен единственный в Минске вантовый мост через Свислочь.
Ва́нтовый мост — тип висячего моста, состоящий из одного или более пилонов, соединенных с дорожным полотном посредством прямолинейных стальных тросов — вантов. В отличие от висячих мостов, где дорожное полотно поддерживается вертикальными тросами, прикрепленными к протянутым по всей длине моста основным несущим тросам, у вантовых мостов тросы (ванты) соединяются непосредственно с пилоном.
![]() |
Пешеходный мост через Свислочь по ул. Октябрьской, 2002 г., длина 48 м, ширина 4,4 м. Скриншот: maps.yandex.ru
|
В настоящее время в Минске, как отмечалось выше, более 180 мостовых сооружений. Среди них более 25 мостов через водные преграды – Свислочь, Слепянскую водную систему, Мышку, Лошицу, Цну; более 45 эстакад над автотранспортными магистралями и железнодорожными путями; около 20 железнодорожных мостов и порядка 90 различных пешеходных мостов над разными преградами.
Самые, самые…
Самым длинным (согласно данным, представленным ГП "Горавтомост") считается путепровод (правый и левый) (1991 г.) через железнодорожные пути ст. Минск-Товарный по пр. Жукова к ул. Аэродромной. Его длина – 460,6 м. На втором месте – построенный в 2012 г. путепровод по пр. Дзержинского над пр. Жукова (первая в городе трехуровневая развязка). Его длина – 460 м. Тройку замыкает путепровод с ул. Московской на пл. Независимости с длиной 281,33 м.
![]() |
Путепровод через железнодорожные пути по пр. Жукова к ул. Аэродромной
|
Пожалуй, самой красивой транспортной развязкой можно считать развязку на проспектах Дзержинского и Жукова. Она по праву подтверждает высказывание, что "мосты – это поэзия инженерного дела".
![]() |
Трехуровневая транспортная развязка по пр. Дзержинского и Жукова. [18]
|
Минские мосты
![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфографика: Влад Шевардин
|
Автор благодарит руководство ГП "Горавтомост" за предоставленные материалы и историка С.В. Тарасова за оказанную консультацию.Источники:
[1] - Памяць. Мiнск. У 4 кнiгах. Кнiга 1. Мн. Белта, 2001 г.
[2] - Краткий очерк деятельности Минского городского общественного управления с 1909 по 1913 г. Минск. Электротипография В. и И. Тасьман, 1913.
[3] - mygigabyt.ucoz.ru/photo/g_minsk/minsk_poslevoennyj/18-2-0-0-2
[4] - vminsk.by/news/26/56017
[5] - Д.И. Сацукевич. Портовый город. "Минский курьер", 23 марта 2007 г.
[6] - Курков Илья "Мiнск незнаёмы.1920-1940 гг." Минск. "Урожай", 2002 г.
[7] - Карповіч Т.А. “Культурнае жыццё Мінска І паловы ХІХ стагоддзя”, Мінск, “Рыфтур”, 2007.
[8] - visualhistory.livejournal.com/34038.html?thread=433398
[9] - Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. "Минск. Страницы жизни дореволюционного города". Минск, 1990.
[10] - naviny.by/rubrics/society/2006/12/24/ic_articles_116_149103
[11] – Шпилевский П.М. "Путешествие по Полесью и белорусскому краю", Мн., "Беларусь", 2004.
[12] – mk.by/2009/07/30/616
[13] - Оппенгейм К.А. "Мосты под обыкновенную дорогу" - СПб.: Г.В. Гольстен, 1909, с. 1.
[14] - Газета “Вестник Минского губернского комиссариата”, 1917 г.
[15] - belarus.net/minsk_ev/98/russia/05/retro13.htm
[16] - В. Кириченко "Минск. Исторический портрет города 1953-1959".
[17] - "Минск. Энциклопедический справочник". Изд-е второе. Минск. Изд-во "Белорусская советская энциклопедия им. П. Бровки", 1983 г.
[18] - news.21.by/economics/2012/12/26/685206.html
[19] – НАРБ, Ф. 691, оп. 2, ед. хр. 14, л. 30
[20] – auto.tut.by/news/oftop/287164.html
[21] - incopolis.livejournal.com/183471.html