Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Более 600 частных общеобразовательных школ существует сегодня в России. В них обучается около 5% всех детей, что соответствует международной практике. За последние пять лет в два раза выросло количество частных школ на Украине, и сегодня их 180. В Беларуси число негосударственных школ последние 8-10 лет остается неизменным: всего 12. Также не меняется цена за месяц обучения и отношение государства к частному образованию. "Такса" за месяц в негосударственной школе колеблется от $220 до $250. В России разбежка значительно шире: минимальная плата составляет $150, а верхняя планка поднимается до $1.500. Руководители белорусских частных школ признаются, что хотели бы уменьшить цену, но сегодня сделать это невозможно, хотя ситуация требует. Процент обучающихся в наших частных школах и так невысок - всего 0,06% от общего числа - а в последние годы желающих отдать ребенка в негосударственную школу становится все меньше. В одной из самых крупных столичных гимназий это падение составило10-15%.

В стране в принципе сократилось число детей школьного возраста - по оценкам Минздрава, ежегодно их число уменьшается примерно на 50 тыс. И если по итогам прошлого учебного года начальная школа выпустила 167 тыс. учеников, то в нынешнем году в подготовительные классы поступит всего 97 тыс. детей.

Сокращение поступающих в частные заведения их руководители объясняют в т.ч. и экономическими причинами: людей, которые могут ежемесячно платить за своего ребенка $220-250, все меньше. Поэтому некоторые специалисты полагают, что 12 частных школ для 10-миллионной Беларуси вполне достаточно и даже много.

"Мы не раз проводили расчеты, пытаясь уменьшить стоимость обучения, - говорят в одной из самых первых белорусских негосударственных гимназий. - Но реально сделать это невозможно".

В первую очередь в школах говорят о высокой арендной плате - за аренду помещений они вынуждены платить даже летом, хотя школа не работает. Достаточно только этой позиции, чтобы заявлять о том, считают частные учителя, что государство не стимулирует развитие частного образования и более того - стремится на нем заработать.

Немалые средства уходят на питание: как правило, во всех частных учебных заведениях дети проводят весь день и получают трех- четырехразовое питание. И, в отличие от государственных школ, не овсянку с булочкой, а натуральные соки и фрукты круглый год. Учительская зарплата здесь выплачивается вовремя и в 1,5-2 раза выше, чем в государственных заведениях.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

В частных школах убеждены, что бытовая неустроенность учителей сказывается и на качестве образования, и на самих детях. "Свои бытовые проблемы они вымещают на учениках, что приводит порой к поломанным судьбам и даже суицидам". Чтобы получить пресловутую стодолларовую зарплату, учитель в государственной школе должен работать на 1,5-2 ставки, процесс обучения превращается в потогонный, цель которого одна - отчитать свои 30 часов в неделю и не перепутать, в каком классе сегодня дуэль Онегина и Ленского, а в каком Толстой бросает Анну Каренину под поезд. Все это - нищета, неустроенность, отсутствие всяких перспектив - формирует, по мнению специалистов частных заведений, особое поведение - "учительский снобизм", взращенный на этой самой неустроенности по известному принципу "нищие, но гордые". Мол, скажите нам спасибо, что мы еще за эти деньги и работаем.

Хотя в государственных школах убеждены, что сегодня здесь остались фанаты своего дела, которые на труднообъяснимом энтузиазме продолжают работать.

"Мы пытаемся увидеть личность в каждом ребенке", - говорят в частных школах. Им проще это сделать, потому что в их классах максимум 15 человек, тогда в государственной школе - не меньше 30. При таком количестве высвечиваются либо самые талантливые, либо абсолютные "двоечники", заниматься поиском способностей у остальных детей, как правило, нет ни времени, ни сил, ни желания. Тихого "троечника" привычно перетаскивают из одного класса в другой, его способности остаются нераскрытыми.

В свою очередь, учителя государственных школ убеждены, что, наоборот, это в частных школах не занимаются поиском личности ребенка. Все решают деньги, и поэтому уровень образования в частных школах невысокий и уступает государственной школе. Но, как говорится, "знания не дают, а берут, а дают как Бог пошлет", и потому нельзя однозначно оценивать уровень как платного, так и бесплатного образования. Но, к примеру, все выпускники "Моки", самой первой белорусской негосударственной школы, поступили в вузы. Было несколько случаев, когда родители были не в состоянии оплатить обучение своих детей и переводили их в другие школы. Ребенок, окончивший три класса в "Моке", в обычной школе поступал сразу в пятый.

В частных школах не отрицают, что это бизнес и к нему вполне применима формула "клиент всегда прав". Есть товар и есть клиент, который платит за то, чтобы получить качественный продукт. Как платит в магазине, покупая колбасу, и если она несвежая, то вправе ее вернуть. Но при этом продавец магазина вовсе не обязан завязывать развязавшийся шнурок на ботинке своего покупателя и выслушивать нецензурную брань из-за того, что медленно это делает. Из одной гимназии отчислили ученика, когда он обматерил педагога. Родители ходили жаловаться в Министерство образования, но поддержки не нашли.

И тем не менее в частных школах убеждены, что их дети более терпимые, чем в обычных школах. Возможно, потому, что внимание, доброта и участие порождают такое же ответное отношение, которое со временем начинает формироваться в привычную линию поведения. Безусловно, изначально оно формируется прежде всего в семье, но корректируется в школе.

Одна семья решила в этом году перевести свою дочь из обычной школы в частную, потому что девочку задразнили. Этой семье непросто будет каждый месяц платить за учебу, но все-таки родители решили сменить школу и отправить туда не только старшую дочь, но и младшую, опасаясь, что к ней пристанет какое-нибудь клеймо.

ТИХИЙ РЭКЕТ

Говоря о том, что система частного образования - это бизнес, преподаватели полагают, что он более честный, чем тот, который сегодня процветает в государственных школах. По сути, государственные общеобразовательные школы уже давно стали платными - как откровенно признались в одной из столичных школ, "вымогаем мы уже лет восемь".

В этой школе ремонт не делался уже больше десяти лет, а средств, выделенных из бюджета, хватило лишь на ремонт кровли и асфальтовую дорожку. Такая школа отнюдь не единственная. По оценкам Минздрава, в этом году 60% учебной мебели в школах страны нуждается в замене, обеспеченность спортивным инвентарем составляет всего 30-40%, 70% школьных пищеблоков признаны непригодными.

Ремонт в школах за счет родителей давно стал нормальной практикой. Родители "сбрасываются" на обои, краску, стекла, и 1 сентября дети приходят в пусть не заново отстроенную школу, но с покрашенными полами и чистыми стенами.

Практикой стала и оплата перевода ребенка в школу другого микрорайона. Первое, что у вас спросят, когда вы позвоните в администрацию школы - либо прямо, чем вы можете помочь школе, либо просто поинтересуются, какую должность занимаете. В некоторых государственных школах установлена конкретная плата. Допустим, чтобы попасть в одну из столичных школ с углубленным изучением английского языка, нужно заплатить $200. Только таким образом директор этой школы может обеспечить свою школу необходимым оборудованием, литературой, не говоря уже о том, чтобы сделать достойный ремонт кабинетов. Директор другой школы поступает иначе: хотите перевести ребенка в мою школу, купите 20 м дедерона. А вы - бочку краски. А вам нужно купить стекла для шкафов. Директор убежден в правильности своих действий: если вы хотите перевести ребенка в мою школу, значит, она более востребована, чем другая, а за востребованность нужно платить. Да и выхода другого нет - денег нет и не будет. Но 1 сентября школа должна начать очередной учебный год.

Еще одно очень распространенное явление в государственных школах - репетиторство. Чтобы ребенка, который учится в гимназии, не исключили за "тройку" по иностранному, которую он, возможно, даже не заслужил, классный руководитель порекомендует родителям взять репетитора, своего коллегу из соседней параллели. Им ничего не останется сделать, кроме как согласиться. Точно так же этот коллега порекомендует этого учителя в качестве репетитора другому ученику. И все довольны: учитель получает дополнительный заработок, ученик - дополнительные знания.

Директор одной из столичных государственных школ убежден, что в нынешней ситуации при нехватке бюджетных средств родители должны ежемесячно платить определенную сумму - хотя бы 2 тыс. в месяц. Тогда каждый месяц на счету школы будет не меньше 3 млн., учитывая, что в среднем в городских школах учится 1.200-1.500 человек. И никакого рэкета.

Кроме того, даже эта минимальная плата изменит отношение родителей и к самой школе, и к образованию своих детей. В одной из столичных школ, рассказывают учителя, всего 30% родителей интересуются, как учатся их дети. Возможно, если родители начнут платить, сформировавшийся потребительский подход к школе и учителю изменится.

...Только малышу, который первого сентября первый раз пойдет в первый класс, все равно, в какой школе он будет учиться, частной или государственной. Эта школа - самая первая в его жизни, и с нее для него все только начинается.
,