Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


В эти горячие июльские дни жарко не только профессионалам туризма, которые пыхтят и потеют на своих рабочих местах, поскольку сезонная "битва за урожай" - в самом разгаре. Довольно-таки высокий градус имеет и околотуристическая атмосфера. В ней наблюдаются такие небезынтересные явления, которые в будущем могут решительно повлиять на весь национальный туризм. Впрочем, пока существуют только частично оправдавшиеся слухи и предположения. Все может разрешиться самым неожиданным образом.

Где-то на стыке поздней весны и раннего лета 2002 года заинтересованность проблемами туризма начал публично высказывать заместитель главы президентской администрации Леонид Козик. По июньским сообщениям агентства Интерфакс, г-н Козик намеревался "вплотную заняться изучением вопросов развития туризма в стране". Нам неизвестно, насколько далеко Леонид Петрович продвинулся в изучении данных вопросов, но его высказывания о белорусском туризме на тот момент были и любопытны, и тревожны одновременно, хотя кое в чем явно перекликались с тем поверхностным взглядом, который уже стал общим местом. Как сообщил тот же Интерфакс, Л.Козик "высказал недовольство тем, что огромное количество турфирм занимаются в основном предоставлением туристических услуг за рубежом, тем самым занимаясь вывозом капитала. При этом белорусские турагентства взамен в республику не ввозят ни рубля".

Мы, признаться, уже устали комментировать подобные взгляды и критику. Во-первых, все-таки ввозят, и суммы доходов нашей страны от въездного туризма очень ярко отражают как интерес к стране и спрос на Беларусь в целом, так и маркетинговые усилия государства по продвижению национального туристического продукта на внешних рынках - в частности. Во-вторых, призывать турфирмы к ответу за инкаминговый провал - то же самое, что спрашивать с обычного продавца (дилера, посредника) за качество продукции. Что же касается "огромного количества" турфирм, то скорее всего через некоторое время оно уже не будет таким огромным. Новые лицензионные ставки позволяют это предположить.

Но самые интересные высказывания Леонида Козика все-таки касаются перспектив. Тогда, в начале июня, Леонид Петрович предположил возможность создания в Беларуси некой "отдельной государственной структуры, возможно - концерна", который займется вопросами развития рынка туристических услуг. "В связи с вышесказанным, - заявил Л.Козик, - будет проанализировано состояние объектов туристической инфраструктуры, и особое внимание планируется уделить объектам, принадлежащим профсоюзным организациям республики". Учитывая известное отношение президентской администрации ко всему, что касается профсоюзов, последнее высказывание прозвучало особенно тревожно.

Вообще-то туристическая отрасль нечасто удостаивается пристального внимания чиновников из по-настоящему влиятельных кругов. А тут такой особый случай! Впрочем, долго гадать, кого же приобретает белорусский туризм в лице г-на Козика - могущественного покровителя с некими новаторскими идеями или неожиданного инициатора каких-то жестких либо даже репрессивных мер, - не пришлось.

Теперь недавние заявления Леонида Петровича и о туризме вообще, и об объектах туристической инфраструктуры, принадлежащих профсоюзам, в частности, следует воспринимать через призму создавшейся принципиально новой ситуации. Во вторник, 16 июля, Леонид Козик сменил на посту Председателя Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ) Франца Витко, который "не сумел наладить конструктивное сотрудничество с властью". Теперь, помимо важной для профсоюзов функции - осуществление "конструктивного сотрудничества с властью", - у Леонида Петровича будет масса новых дел, проблем и обязанностей. Возможно, ему будет не до туризма. А может быть, и нет. Во всяком случае, в его власти оказались те самые "объекты", которым он намеревался уделить "особое внимание". Если на самом деле уделит, то каким образом и что за этим последует?..

Разговоры о том, что вся туристическая инфраструктура в стране целиком принадлежит профсоюзам, т.е. унитарному предприятию "Беларустурист", - это лукавство. Например, солидная часть из того немногого, что в принципе есть, находится во владении Управделами. То есть о полной и единоличной ответственности одной-единственной организации за всю туринфраструктуру не может быть и речи, так же как и о монополизме в этой части. Впрочем, не приходится говорить и о полновесной конкуренции в сфере въездного и внутреннего туризма между различными объектами инфраструктуры. Объемы не те. Три домика с евроремонтом против пяти домиков без евроремонта - разве это конкуренция? Вот если бы бурными темпами шло строительство инфраструктуры и в игру на рынке вступил частный капитал (благодаря которому, как показывает опыт многих постсоветских стран, моментально возводятся и гостиницы, и кемпинги, и т.д.) - вот тогда все само собой встало бы на свои места и решилось в процессе полноценной нормальной конкуренции. Но пока разговоры о том, что страна якобы держит курс на привлекательный инвестиционный климат, остаются лишь разговорами. А факты между тем таковы.

Сегодня "Беларустурист" является уникальным предприятием с беспрецедентно богатым, последовательным опытом работы в туризме. "Беларустурист" прошел полувековой путь от туристических поездов на колесах до фешенебельных гостиниц, от спартанских условий отдыха до предложений высококлассного сервиса. Уникальность состоит в том, что организация объединяет все звенья туристической индустрии, создавая единый живой организм. Это и размещение (гостиницы), и питание (рестораны), и транспорт, и наконец, туристические бюро.

Аналогов в стране нет. Без "Беларустуриста" внутренний рынок оказался бы полностью во власти стихии, и трудно даже предположить, к чему бы это привело в современных условиях. Если Леонид Козик по-прежнему намерен вплотную заняться изучением вопросов развития туризма в стране, то он наверняка оценит это обстоятельство.

Профсоюзные потрясения этого лета, без сомнения, могут повлиять на белорусский туризм. Но это не единственное тревожное явление из области большой туристической политики. В самое последнее время поползли усиленные слухи о том, что вскоре у туризма может появиться новый куратор в правительстве, что, в общем, неудивительно, учитывая критические замечания президента о работе социально-культурного сектора (именно к этому сектору относится туризм). И на фоне всего этого звучат громкие заявления сразу нескольких чиновников (и правительственных, и из администрации) о намерениях к концу года с туризмом разобраться окончательно, то есть положить конец его "бесконтрольному развитию". В общем, ощущение такое, будто собралась туча, но неизвестно, что из нее получится: то ли прольется дождь и посвежеет, то ли обрушатся грозы и молнии и все живое побьют. А может, туча пройдет мимо, и все останется по-прежнему?..

P.S. Мы будем следить за развитием ситуации и постараемся в рамках эксклюзивного интервью с Леонидом Козиком получить ответы на многие острые вопросы сегодняшнего дня.