/

Вчера мы рассказали вам о том, как зарождалось автобусное движение в Минске. 90 лет назад минчан перевозили MAN, Leyland и Renault. А закончили мы наш экскурс легендарными "лазиками", о которых до сих пор с теплотой вспоминают минчане, именно потому, что замерзнуть в этих автобусах было невозможно. Еще одна легенда городского автомобильного транспорта – "Икарус". Какие автобусы ездили по минским улицам на протяжении последних 50 лет, - в сегодняшнем нашем материале.
 
По некоторым данным, первые городские автобусы Ikarus-60/-601/-620 приехали в Минск в конце пятидесятых, но массово венгерские машины начали завоевывать белорусскую столицу со второй половины 67-го, когда пришли модели "сотой" серии. Впервые в белорусской столице появились сочлененные машины – Ikarus-180. В 1970-72-м годах в Минск поставлялись одинарные автобусы Ikarus-556 – впервые у столичных автобусов было три пассажирских двери, причем все три – разных размеров. У Ikarus-180 и вовсе было аж четыре двери, а последняя имела огромный проем шириной в 1,77 м (даже у современных автобусов этот показатель почти на полметра меньше). Белые автобусы с широкой красной полосой стали ездить по 13-му маршруту: от вокзала по Ленинскому проспекту до Волгоградской, там до Якуба Коласа и в новый микрорайон Зеленый Луг. Теперь уже автобус мог потягаться и с трамваями: номинальная вместимость "гармошки" составляла 169 человек (37 сидячих мест), а односекционного автобуса Ikarus-556 – 105 человек (21 сиденье). Дизельный двигатель мощностью почти в 200 лошадиных сил разгонял короткий автобус до 80 км/ч, длинный – до 63 км/ч. Новые машины стали автобусными флагманами в столице. "Икарусы" этого поколения использовались в Минске до начала восьмидесятых.
 
Фото с сайта beltransport.by
Бело-красные автобусы Ikarus-180 (спереди) и Ikarus-556 (позади) проезжают по площади Ленина мимо здания исполкома
 
Фото с сайта beltransport.by
Бело-красные автобусы Ikarus-180 (спереди) и Ikarus-556 (позади) высаживают пассажиров на Привокзальной площади. Площадь обильно заставлена автобусами ЛАЗ-695
 
В 1969-м в Минск пришли первые автобусы из города Ликино-Дулево: ЛиАЗ-677; тогда же одна машина засветилась в фильме "Счастливый человек", где довольно залихватски проезжает Площадь Победы. Он стал самым вместительным автобусом советского производства на улицах белорусской столицы: 27 сидений (в поздних модификациях), до 80 человек номинальной пассажировместимости. Но порой в него набивалось значительно больше – свыше сотни – пассажиров, за что машина получила обидное прозвище "скотовоз". Автобус был очень теплым (особенно в левой части салона), издавал характерный звук "блюм-блюм-блюм" из-за разбалтывания крестовины трансмиссии и опасно кренился в поворотах. Зато, в отличие от ЛАЗов и "Икарусов", у него были поручни с ребристой поверхностью, что при заваливаниях на поворотах было очень кстати. Ах да, еще у него очень часто не закрывались двери. С конца семидесятых года начала выпускаться "модернизированная" версия ЛиАЗ-677М, которая отличалась дефорсированным с 200 до 176 л.с. двигателем. В паре с не очень удачной гидромеханической коробкой передач автобус очень медленно набирал скорость и с большим трудом преодолевал подъемы. На некоторых пригородных маршрутах водитель вынужден был высаживать часть пассажиров у подножия горы, чтобы иметь возможность затащить машину на вершину. Несмотря на архаичность конструкции и далекие от передовых динамические характеристики, автобус оставался в производстве долгие 34 года (всего было выпущено почти 200 тысяч машин), а на минских улицах последние экземпляры ездили до 2006-го года. ЛиАЗ-677 – один из наиболее тепло вспоминаемых автобусов из тех, что ушли с маршрутов.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус ЛиАЗ-677 проезжает по площади Ленина мимо Дома Правительства
 
В 1973 году в Минске появляются первые "Икарусы" нового поколения: Ikarus-260 и, чуть позже, Ikarus-280 (сочлененные). Благодаря модульной конструкции можно было создавать машины разной длины (чем впоследствии на заводе в Матиашфельде и занялись), но поскольку в основе таких модулей лежала рама прямоугольного сечения, то и автобусы были абсолютно прямоугольными, без намеков на радующие глаз запатентованные скругленные углы или аэродинамические плоскости, - это же касается и междугородних моделей Ikarus-255/256. Городские модификации запомнились минчанам унылым матово-оранжевым цветом, высокими ступеньками и узкими дверными проемами, посреди которых всегда торчал поручень, так что ни с коляской зайти, ни большие сумки затащить. И, конечно же, зимой в этих автобусах было просто холодно – заиндевевшие окна практически не оттаивали. "Гармошки" часто рвались и через них лился дождь; в салоне стоял запах солярки; а водители долотом заклинивали форточки так, что их нельзя было открыть. У одиночных машин могло не быть средней или задней двери, у сочлененных – второй и четвертой или только четвертой. В конце восьмидесятых в Минск приехали удлиненные (не сочлененные) автобусы Ikarus-263 со сдвижными двустворчатыми дверями. Пожалуй, это были последние автобусы, которые пришли с венгерского конвейера новенькими, - в девяностых Минск закупал основательно подержанные "Икарусы" из автопарков Чехии и Германии, а также произведенные в белорусской столице на заводе "Амкодор". Автобусы обладали хорошей вместимостью (Ikarus-260: 20-22 сидячих и 80 стоячих мест, Ikarus-263: 20-25 сидячих и 87-98 стоячих, Ikarus-280: 29-35 сидячих и 110-125 стоячих), что стало одной из причин их использования даже после достижения максимального пробега. Последние "Икарусы" перестали работать в Минске осенью 2007-го, а в региональных автопарках оставались на городских и пригородных маршрутах еще несколько лет.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобусы Ikarus-260 (слева) и Ikarus-280 (справа) проезжают перекресток ул. Немига и Проспекта Машерова. Фрагмент фото из книги "Мінск учора і сёння"
 
Пожалуй, последняя новая модель автобуса для городских маршрутов, которую получил Минск до развала СССР, - это ЛиАЗ-5256. Он начал выпускаться летом 1988-го и в том же году поступил в столицу Белорусской все еще ССР. А с середины девяностых началось их лицензионное производство в Лиде. Автобус зарекомендовал себя с плохой стороны: некачественная сборка, ненадежные двигатель и коробка передач, подверженный гниению кузов, загазованный и плохо отапливаемый салон (24 сидячих, 65 стоячих мест). Тем не менее машины использовались на минских улицах до начала 2008 года.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус ЛиАЗ-5256 на автовокзале Московский. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
В девяностых годах минские транспортники занимались поиском новой эффективной машины взамен стремительно устаревающих "Икарусов", ЛиАЗов, ЛАЗов. Отечественный МАЗ только "раскочегаривался" (первые МАЗ-103, ставшие в последствии основой столичных автопарков, появились в 1996-м), поэтому с целью изучения опыта эксплуатации закупали за границей по одному экземпляру казавшихся тогда перспективными машин. В 1995-м приехали два венгерских автобуса нового поколения: одинарный Ikarus-415 и сочлененный Ikarus-435. Это были машины увеличенной по сравнению с 200-й серией длины (12 и 18 метров, соответственно) и неплохой вместимости (24 сидячих и 76 стоячих мест в Ikarus-415 и 37 сидячих и до 140 стоячих в Ikarus-435). Наконец-то у "Икарусов" снова появилось хорошее отопление салона. Однако автобусы оказались дорогими и сложными в техническом обслуживании, поэтому закупать машины этих серий не стали, а два имевшихся экземпляра списали в середине 2007-го.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Ikarus-415 на улице Филимонова. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Ikarus-435 на улице Немига. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
В 1996-м для эксперимента приобрели автобус чешского производства Karosa B741. Это был сочлененный автобус-"гармошка" на 47 сидений (общее число мест - 167) с двигателем Iveco хорошей мощности. Однако решено было не закупать эту модель из-за сложностей с запчастями и ремонтом. А вскоре появилась и отечественная "гармошка" МАЗ-105. "Кароса" трудилась на малозагруженных маршрутах Минска примерно до 2009 года.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Karosa B741 на автовокзале Московский. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
В 97-м работы по поиску оптимальной машины продолжились: для испытаний закупили один автобус-"гармошку" Mercedes-Benz O345G турецкого производства. Пониженный уровень пола (всего одна ступенька), мягкие велюровые сиденья (49 кресел, общая вместимость – 171 человек), хорошее отопление салона, - автобус мог стать отличной заменой "Икарусам", но дальнейших закупок так и не последовало. К 2009 году единственный экземпляр был выведен из эксплуатации.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Mercedes-Benz O345 у станции метро "Пушкинская". Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
В 1998 году закупили еще двух "иностранцев". Один из них – ЛАЗ-5252, построенный на базе машины, выпускавшейся с конца семидесятых. Автобус-"донор" был более дорогим и менее надежным, чем ЛАЗ-695, поэтому и ЛАЗ-5252 пользовался очень невысоким спросом. Сиденья в салоне размещены были не очень удачно (28 кресел, общее число мест 97), двигатель был шумный, электроника ненадежная, зимой в салоне было холодно. Автобус проработал в Минске до 2007 года.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус ЛАЗ-5252 на автостанции "Автозаводская". Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
Второй из автобусов, закупленный в том году, - МАРЗ-52661, выпускавшийся с 1992 года в городе Мичуринск Тамбовской области. Эта машина была самым дешевым городским автобусом большого класса (стоил вдвое меньше сходного с ним по конструкции ЛиАЗ-5256). Но в эксплуатации автобус зарекомендовал себя примерно так же, как и ликинское творение: низкая надежность, сложность в обслуживании, холодный салон на 111 человек (29 сидений). Автобус ездил в Минске до 2007 года.
 
Фото с сайта beltransport.by
Автобус МАРЗ-52661 на автовокзале Московский. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
 
Кроме того, различные частные фирмы использовали в Минске на маршрутах некоторые другие зарубежные автобусы. Так, Торговому Дому "Ждановичи" принадлежали восемь машин Mercedes-Benz O405, а компания "Миндавг" возила пассажиров на MAN SÜ240, также в ее автопарке были четыре желтых двухэтажных автобуса MAN – точно таких, которые сейчас осуществляют экскурсионные рейсы по Минску.
 
В 2006 году с минских улиц исчезли маршрутные автобусы ЛиАЗ-677, в 2007-м перестали ходить ЛАЗ-695 и ЛАЗ-5252, МАРЗ-52661, Ikarus-260, Ikarus-280, Ikarus-415 и Ikarus-435; еще через пару лет избавились от Karosa B741 и Mercedes-Benz O345G. На внутригородских маршрутах стали использовать только автобусы МАЗ. Когда-нибудь напишем историю и про них.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-50%
-20%
-90%
-20%
0063408