Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Самое таинственное соглашение из четырех подготовленных к 12 апреля, подписание которого до последнего момента оставалось под сомнением даже после согласования во всех инстанциях, - "Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о расширении сотрудничества в газовой отрасли". Документ посягает на святая святых белорусского президента - госсобственность в газовой отрасли.

В распоряжении редакции оказался проект "Cоглашения о расширении сотрудничества в газовой отрасли". Поскольку именно этот документ был согласован в Минэкономики, Минфине, МИДе и Минюсте, есть основание полагать, что его нормы сохранены и в окончательном варианте текста.

Инициатором соглашения выступил "Газпром". В Беларуси законодательство запрещает акционировать стратегические трубопроводы, и только межправительственное соглашение может подтолкнуть "Белтрансгаз" к акционированию. В московском офисе корпорации нет единого мнения, нужна ли "Газпрому" труба, к тому же местами сильно изношенная, требующая больших финансовых вливаний, если нынешний оператор "Белтрансгаз" и так гарантирует бесперебойную работу и ремонтирует все за свой счет. За всеми спорами просвечивает политическая подоплека: обжегшись на украин-ском "молоке", россияне и на белорусскую "воду" дуют.

Предметом соглашения является создание "совместной коммерческой газотранспортной белорусско-российской организации в форме акционерного общества". "Белтрансгаз" должен разработать бизнес-план, провести оценку стоимости объектов газотранспортной системы Беларуси (собственность концерна "Белтопгаз" не включается в данное АО) с привлечением независимого аудитора. Если "Газпром" будет настаивать на аудиторе "международного класса", будет привлечена компания "Прайс Ватерхаус", а если этой формулировки не будет - то специалистов "Бел-трансгаза" вполне устроит оценка "Делойт и Туш", имеющей представительство в Беларуси.

Предварительная стоимость "Белтрансгаза" рассчитана. В "Газпроме" ее знают. А определять рыночную цену считают необходимым к моменту начала торгов. В самом деле, куда торопиться? Как говаривал Остап Бендер, "заседание начинается".

Соглашение обязывает белорусское правительство заключить инвестиционный договор с "Газпромом". Заметьте, сроки не названы. И стороны не несут ответственности за выполнение рамочного соглашения. Нужен дополнительный механизм для приватизации газопроводов в Беларуси. Для начала этого непростого процесса требуется указ или декрет президента Беларуси.

Впрочем, на первом этапе приватизации "Белтрансгаза" 100% собственности останется в руках государства. Да и на втором этапе, как утверждают наши эксперты, выбора нет. "Итера", потеряв "Пургаз", осталась без львиной доли собственной добычи (23 минус 15 млрд. куб. м), и при возросших поставках в Свердлов-скую область (до 19 млрд. куб. м в 2002г.) эта компания не сможет поставить в Беларусь заявленный объем (6,2 млрд. м куб. в 2002г) из своих ресурсов. Газовые компании, работающие на рынке Восточной Европы и в Германии, вообще, как правило, не имеют собственного газа и автоматически выпадают из списка стратегических инвесторов для белорусских предприятий. Кто остается? Инициатор соглашения.

Новая газовая корпорация будет исполнять функции, которые сегодня осуществляет "Белтрансгаз": реализация на внутреннем рынке и транзит газа по территории Беларуси, строительство и развитие газотранспортной системы страны, обеспечение полной оплаты газа поставщику, эксплуатация газопровода "Ямал-Европа". Собственностью новой корпорации станет имущество, принадлежащее "Белтрансгазу", и объекты газотранспортной системы, подлежащие акционированию. Прибыль будет распределяться пропорционально доле в уставном фонде с беспрепятственной выплатой акционерам.

Россияне, наученные горьким опытом, заложили в соглашение одну деталь, страхующую их от политических рисков. В статье 9 сказано: "Инвестиции субъектов хозяйствования РФ в виде движимого и недвижимого имущества, финансовые и материальные средства, вложенные на территории РБ, не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы". Национализация возможна лишь в случае полной и своевременной компенсации стоимости имущества.

Белорусская сторона заложила в "Соглашение о расширении сотрудничества в газовой отрасли" механизм взаимозачета, который позволит списать до $72 млн. долга перед "Газпромом". Пеню за несвоевременную оплату за газ в 1997-99гг. белорусы "обменивают" на освобождение российских строителей от НДС и таможенных пошлин при строительстве белорусского участка "Ямал-Европы".

В соглашении зафиксированы уже действующие нормы: Минэнерго России ежегодно будет предусматривать в балансе газа необходимые для Беларуси ресурсы. Все условия, связанные с поставкой газа в Беларусь, будут, как и сейчас, определяться контрактами между ОАО "Газпром" и РУП "Белтрансгаз". Здесь определены стратегические задачи для новой газовой корпорации - согласование политики развития газотранспортных систем Беларуси и унификация правовых актов с Россией; обеспечение бесперебойного транзита газа в третьи страны через нашу страну; реконструкция и расширение действующих магистральных газотранспортных систем и подземных хранилищ газа в Беларуси, а также их совместное строительство и эксплуатация.