/

В 2011 году на проспекте Независимости - между набережной Свислочи и зданием цирка - была разрушена первая минская электростанция. На ее месте активно строится 5-звездочная гостиница "Кемпински" и административное здание. А появилась первая электростанция в городе ровно 118 лет назад - 12 января 1895 года. Об истории станции и эволюции электричества в Минске читайте в нашем материале.

Остатки корпусов зданий первой минской электростанции. Фото 11.08.2011 г. [1]

Остатки корпусов зданий первой минской электростанции. Фото 11.08.2011 г. [1]

Сейчас на этом месте растет гостиница "Кемпински"

Между прочим, здание это - памятник промышленной архитектуры конца XIX века. Оно было построено в неоготическом стиле по решению тогдашнего минского губернатора Кароля Гуттен-Чапского. К сожалению, фотографий станции того периода не сохранилось, а как выглядела станция в 1930-е годы, мы можем видеть на этом фото.

Минская электростанция № 1 ("Эльвод"). Фото 1930-х годов. [2]

Граф Чапский и "Дюфлон и Константинович"

Вопрос о введении в городе электрического освещения возник в управе в 1892 году. Инициатором строительства станции стал тогдашний городской голова Кароль Гуттен-Чапский. Под его руководством через два года было закуплено оборудование.

Кроме электростанции, усилиями К.Чапского в городе были открыты: театр, библиотека, телефонная станция, ломбард, ночные приюты, госпитали и амбулатории, запущена конка, проводилось благоустройство и электрическое освещение города, был расширен водопровод, создан план застройки Минска и др. [3]

Затея была не из дешевых - от казны требовалось немало денег. Но помог случай. Либавский казенный порт продавал электрооборудование, которое со всеми принадлежностями стоило 10,5 тыс. рублей. Вместе с установкой оно обошлось городу примерно в 20 тыс. рублей. Это оказалось весьма выгодным, так как по конкурентному предложению, исходящему от фирмы Бреге, предлагалось ввести освещение улиц с установкой 54 фонарей за 57,3 тыс. рублей. [8].

Минская городская Дума 28 июня 1894 г. постановила: "Проект условия по введению электрического освещения, заключенного Городской Управой с фирмой "Дюфлон и Константинович" утвердить и принять к сведению. Поручить Управе осветить театр". [4]

Реклама компании "Дюфлон и Константинович" [5]

По проекту электростанция и осветительная сеть города должны быть оборудованы:
  • паровым котлом Корвалийской системы завода Фиинера Гампера в Сосновицах;
  • паровой машиной системы Вестингауза;
  • динамо-машинами системы Балтийского электрического завода в Риге;
  • лампами накаливания фирмы Габриэль и Анжено в Париже в 5, 10 и 16 свечей;
  • лампами вольтовой дуги Сот.-Гарле от 500 до 800 свечей. [24]

И вот 12 января 1895 года в Минске заработала первая городская электростанция. Ее работу обеспечивали три паровые установки: одна мощностью 100 л.с. и две - по 50 л.с. и три динамо-машины постоянного тока на 120 вольт и 250 ампер каждая [24].

Паровая машина в 100 л.с. фирмы "Робей и Ко". Такая же была установлена на Минской электростанции.

Электростанция давала городу постоянный ток напряжением 120 вольт.

Принципиальная схема электростанции конца XIX века. [6]

Распределительная доска (щит управления) электрической станции конца XIX века. [6]

Электростанция была установлена в помещении водокачки – "водокачальне" - у моста через Свислочь по Захарьевской улице.

В 1899 г. электростанция получила название "Эльвод" - сокращенное от "электрическо-водопроводная станция". В состав "Эльвода" входили: водопроводная система города, электрическая станция и электрические сети. [24] Минск стал четвертым городом после Москвы, С.-Петербурга и Киева, где стали использовать электричество, построив электростанцию и электрические сети.

390 лампочек накаливания: на центральных улицах, в театре и у чиновников

Первоначально было установлено 390 лампочек накаливания с силой света в 16 свечей и рабочим напряжением 100 вольт. [24]. Из них 140 - для освещения центральных улиц: Петропавловской, Преображенской, Губернаторской, Захарьевской, 80 - в зимнем театре, 60 - в летнем и 110 - у частных потребителей, в том числе дома губернатора города и архиерея, а также ряда частных домов высокопоставленных чиновников. [8].

Так выглядели первые лампы накаливания, конец XIX

Кстати, первые опыты электроосвещения в Минске проводились на водокачке Либаво-Роменской железной дороги (Нижняя Ляховка) 21 декабря 1886 г. Вечером того дня посмотреть на эксперимент пришло много горожан: электромашина приводилась в движение паровым двигателем водокачки – это было достойно восхищения!

Для передачи тока потребителю по городу были установлены с расстоянием в 20 саженей друг от друга деревянные 6-аршинные столбы с перекладинами и фарфоровыми изоляторами, с натянутыми на них проводами. Общая протяженность электрических линий первой очереди освещения составляла около 15 км, а число опор - 317. [24] Так появилась в городе первая воздушная линия электропередачи.

1 аршин = 0,711 метра
1 сажень = 2,1336 метра
1 кв. сажень = 4.5522 кв. метра
Одна из центральных улиц города – Петропавловская, оборудованная электроосвещением.

Для поддержания надлежащего внешнего вида деревянные и металлические опоры периодически окрашивались и ремонтировались.

Уже через три года в городе было 1100 лампочек накаливания: 240 на улицах, 420 в театрах и 430 в частном потреблении.

Соборная площадь

Какие именно лампы использовались первоначально для освещения минских улиц неизвестно (по проекту должны были быть от фирмы Габриэль и Анжено). Но установлено, что к концу XIX в это были лампы накаливания Нернста, сконструированные немецким физиком и химиком в 1897 г. и названные в его честь.



Электрические лампы накаливания (лампы Нернста) [9].Эти лампы считались высокоэкономичными, при этом их средняя продолжительность непрерывного горения не превышала 400 часов. Для стран Европы изготавливались заводом "Allgemeine Electricitats-Gesellschaff" (AEG) в Берлине [25].

Реконструкция, переоборудование и переделки

В 1896 г. выяснилось, что приобретенное оборудование электростанции не может обеспечивать город электроэнергией в должной степени – запросы потребителей не удовлетворялись, а доходы города падали. Частичные усовершенствования электростанции, проводившиеся в 1897 и 1900 годах, дали лишь временный результат.

В 1899 г. работу электростанции обеспечивали: одна паровая машина мощностью 100 л.с. (фирмы "Робей и Ко"), две - по 50 л.с. (фирмы "Вестингауз") и три динамо-машины постоянного тока (Рижского завода Деттмана) на 250 А, 110 В каждая. [24]

Электростанция в начале ХХ века давала лишь 70-100 кВт электроэнергии. [10]. Поэтому городская управа вынуждена была заключить контракт с Русским обществом "Всеобщая компания электричества" на переоборудование городской электросети. На это ушла 151 тысяча рублей и это при том, что управа поскупилась, установив дешевые машины и простое оборудование. [8]


Ценные бумаги Русского общества "Всеобщая компания электричества". [11]

Варшавское отделение этой компании обязалось поставить и установить на "Эльводе":
- две паровые машины в вертикальной компоновке завода Robey Co L Lincoln, Англия;
- два паровых водотрубных котла системы "Борман, Шведе и Ко";
- два паровых насоса системы Вертингтона;
- аккумуляторные батареи "Тюдор" типа J/12 производства Русских аккумуляторных заводов "Тюдор" в С.-Петербурге.

В 1904 г. электростанцию и электрические сети реконструировали и перевели на напряжение 440 вольт по трехпроводной системе – 2х220 В. Новые динамо-машины установили в построенном в 1904 г. рядом с "Эльводом" здании. [24]


Электричество и городская жизнь

После 1905 г. в городе появились и первые электролампы вольтовой дуги, которые периодически зажигались в театре, цирке, на гуляньях. К началу 1913 г. город освещался 121 электрическими (дуговыми) лампами. Помимо них широко применялось освещение и керосинокалильными фонарями, (которых насчитывалось 131 шт.). Окраины освещались обычными керосиновыми фонарями в количестве 417 шт. [12]

К тому времени кроме организации освещения на ряде городских улиц, была электрифицирована и подача воды.

Электричество проникало во все сферы городской жизни и становилось мерилом престижа, культуры, продвинутости горожан. Вначале "электрическую силу" использовали для освещения, затем ей нашли применение и в других сферах, прежде всего, в области связи и городского транспорта. Появлялись электротеатры, электротипографии, электролечебницы. В 1896 г. в Минске демонстрировал свои опыты Яков Оттонович Наркевич-Иодко, известный как “электрический человек” (изобрел в 1891 году электрографию, позволяющую воспроизвести на фотопленке исходящее от живых организмов излучение). В его оборудованном "имении над Неманом", можно было принять электрованны, воспользоваться электромассажем. [13]

Электротеатр "Эденъ"

С февраля 1907 года с электростанции начался отпуск электроэнергии для технических целей. Электродвигатели стали активно внедряться на фабриках, заводах, в мастерских. Стали появляться электротехнические конторы и бюро, осуществляющие проектирование, установку и обслуживание электрооборудования.

В 1909 г. электроэнергией пользовались: 11 культовых учреждений, 137 магазинов, 84 частные квартиры, 16 фабрик, 8 клубов и спортивных обществ, 7 театров и кинематографов, 19 банков, 6 парикмахерских, 17 ресторанов и гостиниц, 7 учебных заведений, 4 больницы и лечебницы и др. [8]

Угол Захарьевской и Губернаторской, дом Мельцера - гостиница Ново-Московская.

Число потребителей электроэнергии непрерывно росло. Если в 1899 г. их было 50, то к концу 1913 г. – 1592. [8]. Неуклонно росло и число частных потребителей электроэнергии - "абонентов" [12]:

Год  Количество абонентов
1908 244
1909 327
1910 555
1911 974
1912 1214
1913 1300

Потребители жаловались, что городская электростанция не дает электричество для двигателей в любое время суток.

С 1 сентября по 1 мая город освещался по 6-8 часов в сутки, исключая лунные ночи. Часты были перебои в электроснабжении… Спрос на электроэнергию постоянно опережал предложение. Так, в 1912 г . число неудовлетворенных заявок на установку электроточек достигло 150. [8]

Крупнейшая в Северо-Западном крае

В 1909 г. на территории электростанции было построено одноэтажное каменное здание, крытое железом, площадью 127,7 кв. саженей. В нем разместился зал для машин, аккумуляторный отдел и половина отдела для котлов. [24]. Крупное переустройство электростанции произошло в 1911-1912 гг.: были установлены новая динамо-машина и дизель "новейшей системы, двухтактный двухцилиндровый лежачего типа" мощностью 500 лошадиных сил, часть воздушных проводов заменена подземными кабелями. [12] .

Первые электрические линии подземного исполнения (кабели) напряжением 440 В (2х220 В) постоянного тока протяженностью 7,2 км в Минске были проложены в 1911 г. Длина воздушных линий при этом составляла 81,5 км [24]. К 1913 г. максимальная мощность электростанции достигла 1100 киловатт. [10]. Минская электростанция стала крупнейшей в Северо-Западном крае из числа муниципальных.

Появились электростанции и в других городах Беларуси. Их суммарная мощность к 1913 году составила 5,5 МВт, а годовое производство электроэнергии — 4,2 миллиона киловатт-часов. Но и этой мощности не хватало, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на электроэнергию, вызванный значительным торгово-промышленным развитием Минска. Лампочки мерцали, улицы часто на 5-10 минут погружались в темноту.
Памятник Александру II на Соборной площади. С двух сторон от него два фонаря с электрическими лампами. 1915. [14]

В 1912 г. значительно увеличился отпуск электроэнергии "для уличного освещения в виду постановления думы, чтобы город освещался до 4 часов утра". Какие же именно улицы освещались электричеством в городе?

Это: Михайловская, Нижне-Ляховская, Подгорная, Захарьевская от моста через Свислочь до путепровода Либаво-Роменской железной дороги, Юрьевская, Крещенская, Преображенская, Койдановская, Екатерининская, Немигская, Садовая, Полицейская, Братский пер., Архиерейский пер., Скобелевская до Подгорного пер., Петропавловская до Магазинной, Губернаторская до Магазинной, Соборная площадь, Козмо-Демьяновская, Школьная, Нижний Базар, Богадельная, Ново-Романовская до Немигской, Захарьевский пер., Серпуховская, Коломенская до Михайловской, Васильевская, Александровский сквер, Губернаторский сад.

Таким образом, электричеством освещалось "27 улиц и все скверы, а также городской сад", причем "до 12 часов ночи 121 дуговой лампой, а после 12 часов 58 лампами". [12]

Губернаторская улица.

Преображенская улица

Выработанная в 1913 г. электроэнергия распределялась по потребителям в такой пропорции: 68,5% - абонентам, 10,2% - на освещение улиц, 2,3% - на потребности городского управления, 18,7% - составляли потери. [8]

Дороговато, однако

Себестоимость 1 киловатта электроэнергии колебалась в 1906-1913 гг. между 8,3 и 4,8 копейки, а продажная цена достигала 27 копеек. Как видим, городская электростанция была высокорентабельным предприятием (граф Чапский не ошибся, инициируя ее строительство). Это отмечалось и в "Кратком очерке деятельности Минского городского общественного управления с 1909 по 1913 г.": "Самым крупным доходом города является доход от электрической станции, соединенной с водопроводом. Это предприятие города за последнее четырехлетие достигло исключительного развития". [12]

С 1895 по 1912 г. доходы минской электростанции возросли с 11,9 тыс. рублей до 187,5 тысячи, то есть, почти в 16 раз. А чистая прибыль в среднем за 1909-1912 годы составила 64,2 % от валового дохода. [8]

Многим абонентам расходы на электроэнергию представлялись весьма значительными, поэтому они обращались с ходатайством в Думу о снижении платы за нею.

Например, с такими заявлениями в 1911 г. обратились:
- Председатель правления приюта "Ясли" о сложении платы за электроэнергию, употребленную в кинематографе "Эден" и театра "Гигант" во время сеансов в пользу приюта;
- Правление 2-го благотворительного общества "о бесплатном отпуске электрической энергии для освещения здания городского театра во время устройства обществом Вербного базара";
- Минское Общество любителей спорта о снижении платы за электроэнергию, потребляемую обществом для освещения трека;
- Управление Либаво-Роменской железной дороги "об отпуске на особых условиях с Городской электростанции электроэнергии для освещения железнодорожного пассажирского здания станции Минск и других прилегающих к нему железнодорожных помещений";
- Доктор Кодис, заведующий Минским городским родильным приютом, "об устройстве городом в помещении родильного приюта электрического освещения и о бесплатном отпуске электроэнергии для освещения этого помещения";
- Фотограф Миранский (владелец фотоателье в центре Минска и профессиональный работник пожарной службы) "об освобождении его от дополнительной платы, взимаемой с него за электроэнергию, потребляемую электрической лампой для снимания в темноте". [15]

Следует отметить, что Дума в большинстве случаев удовлетворяла ходатайства – кому-то снижала плату за электричество, кого-то полностью освобождала от оплаты, а некоторым - компенсировало затраты.

Директор в мешке и на тачке

Комичный случай произошел на станции в революционном 1905 г., когда рабочие активно выступали с требованиями за увеличение зарплаты, сокращение продолжительности рабочего дня, возможность страхования, пенсионного обеспечения и др. Директор электростанции Ф.Ф. Корзон не желал идти на уступки. Тогда рабочие подготовили петицию в городскую думу и одновременно задумали проучить несговорчивого директора. Утром 5 июля, когда Корзон по обыкновению зашел в котельное отделение, рабочие набросили на него мешок, погрузили "плененного" в тачку и вывезли на Захарьевскую улицу. Здесь процессия с гиканьем вывалила его на тротуар и направилась в думу. В городе разразился скандал. Была создана комиссия по расследованию случившегося. Виновным было предложено извиниться перед директором. Однако ни один из 34 участников этой акции не пошел на компромисс.

24 июля все участники "вывоза директора" по решению городской управы были уволены. А их место заняли более сговорчивые. Опозоренный собственными работниками Корзон после двухмесячного отдыха подал в отставку. [16]

Однако борьба служащих за свои права, хоть и не сразу, но возымела действие. "Развитие дела вынуждало городское управление проявить заботы и о положении служащих на водопроводно-электрической станции, для помещения которых предположено сооружение в 1913 году особого здания, на что городской думой ассигновано 35000 р. Это представлялось особенно важным, в виду сказавшейся необходимости сосредоточить тут же на месте штат нужных для работы станции служащих". [12]

Городским управлением предполагалось дальнейшее усовершенствование станции, ее оборудования в связи с планируемым в будущем пуском электрического трамвая. Однако этим задумкам не суждено было сбыться: начавшаяся Первая мировая война, затем революция и гражданская война, немецкая и польская оккупация надолго отодвинули осуществление мирных планов.

Так начиналась электрификация Минска.


Советская власть плюс электрификация всей страны…

Уже в первые месяцы после установления советской власти ее органы на местах начали активную работу по восстановлению электрохозяйства. В феврале 1919 года газета "Звезда" сообщала, что в Минске "число абонентов городского электричества доходит до 2700, отделом городских предприятий выдано уже свыше 2000 контрольных карточек". [17]

Дальнейшее развитие отрасли затормозили войны: гражданская, война с Германией, с Польшей. После их окончания царил голод и разруха, ощущался острый дефицит материалов и оборудования. Буквально все приобреталось за границей: электрические лампочки и патроны, электрический провод, выключатели, амперметры, вольтметры, генераторы.

В 1920-1921 г г. был разработан план ГОЭЛРО. Он предполагал комплексное развитие экономики страны на базе новой движущей силы – электричества.

Для разъяснения основных идей плана ГОЭРЛО в Беларуси усилиями комсомольских ячеек проводились "Дни электрификации", "Вечера лампочки Ильича", формировались агитационные бригады "Красные Эдисоны", устраивались тематические выставки "Электрификация деревни будущего", "Электрошалаш" [24].

От постоянного – к переменному

В 1924 году минская электростанция "Эльвод" была переоборудована – с этого года она стала отпускать электроэнергию переменного трехфазного тока напряжением 6,0 кВ взамен постоянного. [24]. Следующая реконструкция, проведенная в 1927-28 гг., была связана с пуском первого трамвая: "27 сентября 1929 г. от главного щита электростанции на сборные шины трамвайной тяговой подстанции было подано высокое – 6 киловольт – напряжение, а 5 октября постоянный ток напряжением 600 вольт пошел по контактной сети". [18]

Строительство резервуара для воды рядом с электростанцией, 1927 г. [19]

В те же годы руководство "Эльвода" принимало радикальные меры к злостным неплательщикам.

Объявление в газете "Рабочий", сентябрь, 1929 г.

В 1930 г. минская электростанция выдавала более 3000 киловатт электроэнергии и "обслуживала светлом весь город и током множество фабрик и заводов". На станции имелись цеха: водопроводный (обслуживающий водопроводную сеть), электрический цех (обслуживающий низковольтную и высоковольтную сеть), машинный цех (вырабатывающий электроэнергию), ремонтный цех (обслуживающий три первых). Станция, кстати, не была закрытым объектом, на ней по воскресным дням проводились экскурсии с 13 до 15 часов дня. [19]

Минская электростанция № 1, 1930-е годы. [19]

Наша сила в… торфе

К электростанции подходила узкоколейка, по которой подъезжали вагонетки, груженые торфом. Торф добывали на Комаровском болоте (сейчас там парк Дружбы народов и площадь Бангалор). Тягу вагонеткам обеспечивали мелкие неусовершенствованные паровозы, от искр которых нередко возгорались деревянные дома, расположенные по пути следования. Наличие этой узкоколейки мешало и внешнему благоустройству Советской улицы. Поэтому в 1936 г. горсоветом был разработан проект доставки торфа трамвайными платформами.

На заднем плане частично виден мост, по которому пролегала узкоколейка. По ней торф доставлялся от Болотной станции к "Эльводу". [19]

В 1940 г. БССР вышла на первое место в СССР по использованию торфа на электростанциях. [23]

В 1936 г. электростанция была отделена от "Эльвода" и стала называться ГЭС-1. [24]. К концу 1940 г. Минск располагал мощной энергетической инфраструктурой: 4-мя распределительными пунктами и 240 трансформаторными подстанциями, общая длина воздушных линий 6,0 кВ достигала 115 км, кабельных линий 6,0 кВ – 55 км. [24].

Во время войны

24 июня 1941 года город подвергся ожесточенной бомбардировке, в результате которой уже "в первой половине дня вышли из строя электроснабжение и водопровод, прекратили работу хлебозаводы и магазины, предприятия и учреждения, городской транспорт. Со второй половины дня жизнь в Минске была парализована". [20]

Так как электростанция являлась стратегическим объектом, немцы ее быстро восстановили.

Фрагмент немецкой карты 1942 г. Цифрами 1-2-3-4 обозначена узкоколейка, по которой доставлялся торф на электростанцию (цифра 1).

Работавшие по заданию спецгруппы С. А. Ваупшасова подпольщики — инженер К. Р. Волчок и рабочий А. Л. Тарлецкий — в октябре 1943 года организовали взрыв генераторов на Минской ТЭЦ-1. Однако взрыв произошел раньше срока, и исполнители диверсии были схвачены фашистами. После зверских пыток в декабре 1943 года гитлеровцы повесили К. Р. Волчка недалеко от электростанции, а А. Л. Тарлецкий был расстрелян. [26].

В память о героях в здании электростанции после войны был установлен мемориальный знак.

Мемориальный знак минским патриотам

После освобождения Минска все энергосистему города пришлось восстанавливать заново. Осознавая исключительную важность этого объекта в экономике городского хозяйства, сюда были брошены все силы. Благодаря этому уже в сентябре 1944 г. минская ГЭС-1 дала ток. [24].

В восстановительных работах на минской электростанции широко использовался труд немецких военнопленных. [24].

Корпуса первой минской электростанции, расположенные вдоль ул. Советской. Фото 1944 г. [21]

Здание первой электростанции было восстановлено. Однако в результате реконструкции его главный фасад утерял черты неоготического стиля и приобрел классический характер.

В начале 1950-х вместе с насыпью для нового моста через Свислочь на несколько метров поднялся уровень Советской улицы, и электростанция как бы "ушла под землю".

Здание Минской ГЭС-1 после реконструкции. [24]

Здание Управления Минских электросетей (до 1955 г.). [24]

В 1956 году старый "Эльвод" передали Республиканскому Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров БССР. Минчане называли это здание "Домом физкультуры". В нем находилось несколько спортивных залов, легкоатлетический манеж, теннисные корты, залы для фехтования. [22]

В настоящее время комплекс уничтожен. По факту его сноса возбуждено уголовное дело. Виновных найдут и накажут. Но это не вернет нам исторический памятник. Жаль, что за столько лет мы не научились сохранять то немногое, что имеем.

Источники:
[1] - http://www.minsk-old-new.com/minsk-2856.htm
[2] - "История Минска". Из-во АН БССР. Мн., 1957 г.
[3] - http://naviny.by/rubrics/society/2010/08/27/ic_articles_116_170236/
[4] - НИА РБ, Ф.24, оп.1, ед. хр.3596
[5] - http://www.okipr.ru/encyk/view/236
[6] – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XL-a, С.-Петербург, Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер. № 6, 1896
[7] - Владимир Самойлов, "Они несут нам свет и тепло", "Народная газета", 29 снежня 2006
[8] - Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. "Минск: страницы жизни дореволюционного города". Мн. "Полымя", 1990 г.
[9] - http://www.nernst.de/lamp/nernstlamp.htm
[10] – Олег Пахолкин, "Энергосбыт": с нами приходит свет"
[11] - http://www.hdoc.ru/UserFiles/Image/img341_23332.jpg
[12] – Краткий очерк деятельности Минского городского общественного управления с 1909 по 1913 г. Минск. Электротипография В. и И. Тасьман, 1913
[13] - http://rntbcat.org.by/belnames/F_HTM/Narkevich.HTML
[14] - Памяць. Мінск. Кніга 2-я, Мінск, БЕЛТА, 2002, с. 149
[15] - НИА РБ, Ф.24, оп.1, ед. хр. 3642
[16] - Наталья Безвершенко "Рабочий ответ Корзону", "Минский курьер", 26.05.2006
[17] - https://news.tut.by/society/265309.html
[18] - Е.Л.Етчик "Минск от конки до метро", Мн.: Полымя, 1991 г.
[19] - Илья Курков, "Мiнск незнаемы.1920-1940 гг." Минск."Урожай", 2002 г.
[20] - Воронкова И.Ю. "Минск 22-28 июня 1941 г." из сборника "Сообщения Белорусского государственного музея истории ВОВ"
[21] - Кириченко Виталий "Минск. История послевоенного восстановления. 1944-1952", Мн., "Беларусь", 2004
[22] - "Да будет свет", "Минский курьер", 06.07.2007
[23] - Энергетика Белоруссии/ НТО энергетической промышленности, ГУ энергетики и электрификации при СМ БССР, Белорусский политехнический инс-т. – Минск: Полымя, 1968
[24] - Минская электроэнергетика - 110 лет. Минские кабельные сети на рубеже столетий : история, факты, события, люди: 1895 - 2005 / Министерство энергетики Республики Беларусь, Белорусский государственный энергетический концерн "Белэнерго", РУП электроэнергетики "Минскэнерго"; [автор-составитель М.И.Сугако]. - Минск, 2006
[25] - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XL, С.-Петербург, Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер. № 6, 1904
[26] - http://oborona.org/podvigi-voinov/partizanskij-otryad-s-a-vaupshasova.html
{banner_819}{banner_825}
-15%
-20%
-15%
-10%
-30%
-16%
-60%
-30%
-15%
-70%
0062563