1. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  2. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  3. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  4. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  5. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  6. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  7. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  8. Штрафы за участие в акциях протеста скоро вырастут до 100 базовых. Что изменится с новым КоАП?
  9. «Два с половиной года мы боремся за жизнь». История Надежды, чья дочь больна раком
  10. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  11. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  12. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  13. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  14. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  15. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  16. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  17. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  18. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  19. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  20. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  21. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  22. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  23. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  24. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  25. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  26. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  27. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  28. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  29. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  30. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова


/

Председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский рассказал нам об истории создания известных плакатов советского времени. Сколько можно было заработать на политических плакатах? Где делали откровенную халтуру? Плакаты с каким вождем нынче - библиографическая ценность? Обо всем этом читайте в нашем материале.


Начало большой коллекции

Сегодня у Белорусского союза дизайнеров – огромная коллекция отечественных плакатов. Чего тут только нет: от довоенных плакатов до агитпропа времен холодной войны и работ плакатистов последнего времени. Порой наивные, порой удивительные, а порой и поучительные - плакаты никого не оставляют равнодушными. Отныне плакаты из этой коллекции мы будем тематическими подборками вывешивать на нашем портале под заголовком "TUT живут плакаты".

Об истории плакатов, которые вы уже видели или которые только откроете для себя, мы и поговорили с председателем БСД Дмитрием Сурским.

- Когда я стал председателем союза, захотелось сделать что-то такое, что бы показало, что белорусские дизайнеры накопили немало за свою историю. А к тому времени у нас уже была целая плеяда плакатистов, и мы решили, что плакаты и есть то наше, что надо собирать. Объявили: ребята, приносите свои оттиски. В первые несколько недель у нас собралась целая коллекция: кучу плакатов отдал Вова Цеслер, в Оперном театре нам отдали свои старые театральные афиши, вдова старейшего художника Ефима Тараса отдала мне целую скрутку его плакатов, Михаил Борозна из Академии искусств передал свое собрание. Мы эту коллекцию постоянно пополняем и сейчас. То, что не удалось собрать в реальном материале – в оттисках, мы отсняли. У нас есть такое заведение – Национальная книжная палата. Все, что издавалось и печаталось в Беларуси начиная с 1946 года, хранится. Мы отсняли практически все плакаты, что у них были. А там огромное количество плакатов: идеологических, которые выпускало московское издательство "Агитплакат" при Союзе художников, а также работы издательства "Беларусь", издательства "Полымя", издательства "Минторгреклама".

С момента начала собрания отечественные плакаты побывали на многих выставках:

- Сначала мы сделали небольшую выставку: нашли спонсора, который помог нам это все оформить в рамки, в каталог. В итоге получилось большое событие. И с тех пор потихоньку-помаленьку… Если бываем где-то в других странах, собираем какие-то оттиски там, чтобы создавать обменный фонд. Мы как-то показали на фестивале "Золотой огурец" коллекцию плакатов, посвященных эпохе махрового социализма – 50-60-м годам. Тогда призывы были очень наивные, очень смешные… Для всяких издевок и инсинуаций очень хорошая почва. Вроде того "Как ты хранишь навоз?" - был нарисован палец, воткнутый в кучу навоза. Или "Расширяйте площади посева конопли на торфяниках!" - этот очень радовал всех растаманов. Говорил о том, что раньше это прививали, а сейчас за посевы конопли сажают в тюрьму. Мы показывали наши плакаты в Европе – в Варшаве, в Дрездене. Показывали в Сербии, в Швейцарии – в музее, где есть подлинники Рембрандта.
 
Автор - Леонид Замах.

Кто посадил голубя мира на тигровую лапу?


- Как вы сами пришли в плакат? – спрашиваем у Дмитрия, за спиной которого в личном кабинете висит собственный плакат.

- Все это случайно. Я служил в армии, а жена моя работала в институте технической эстетики. Надо сказать, что моя служба в армии была связана с творчеством и моей профессией: я делал макеты каких-то тренажеров. Наш сокурсник Николай Сауляк был художественным редактором в издательстве "Беларусь", и ему было поручено создать отдельную редакцию по плакату. Просто так сложилось, что достаточно прогрессивная публика туда пришла - Володя Сауляк, Андрей Шелютто, Володя Маев. Они все стали работать в этом издательстве и нас приглашать взамен тех, кто уже выработался. Пришел я, пришли Володя Цеслер, Сергей Войченко, Сергей Плотников, Лена Китаева, Саша Новожилов, Дима Суринович, Леня Гор. Ну и, конечно, самое основное и интересное началось с приходом перестройки. Тогда белорусский плакат прозвучал как явление в мировом масштабе. Володя Цеслер неоднократно со своими плакатами получал премии, Лена Китаева, Андрей Шелютто, Костя Хотяновский. Я участвовал в Брно в фестивале, в Тояме… Кстати, сам факт участия уже хорош: там очень жесткий отбор проводился.
 
В этом доме, помимо известного книжного магазина, и находилось издательство "Беларусь", в котором была отдельная редакция, посвященная плакатам.

Собеседник вспоминает 1991-й год, белорусы получили право участвовать в международных конкурсах, не проходя через ограничительные фильтры. Раньше надо было нести плакаты к художнику, художник нес их в ЦК партии, там плакаты утверждали. Из ЦК это отсылалось в Москву, там уже смотрел Московский союз художников, а после – самый главный ЦК. Только после таких хождений по мукам плакат мог попасть на международный конкурс. Первым соревнованием международного уровня, когда белорусы смогли просто свернуть, вложить в тубу плакат и отправить почтой, была международная триеннале плаката в японском городе Тояма (International Poster Triennial in Toyama).

- И вот тогда из Советского Союза, который еще не развалился, было послано на конкурс более ста плакатов. Из них для участия в конкурсе отобрали только шестнадцать. Из этих шестнадцати десять (!) было белорусских. Тогда прошло четыре плаката Китаевой, Саши Новожилова, Кости Хотяновского, Руслана Найденова и мой плакат. Тогда же иностранные коллекционеры проявили инициативу – бросали призывы присылать им оттиски. А нам было не жалко, оттиски-то стоили копейки. Благодаря этому мои плакаты сейчас хранятся в Лондоне, в собрании Смитсоновского института в США.
 
Дмитрий Сурский вспоминает первый крупный международный успех наших плакатистов, который случился еще до получения свобод в 1991-м. В соавторстве плакат создали три молодых автора: Владимир Цеслер, Сергей Войченко и Андрей Шелютто. Он получил Гран-при на международном биеннале в Варшаве.
 
Владимир Цеслер, Сергей Войченко, Андрей Шелютто, 1986 год.

- У плаката интересная судьба. Конкурс был анонимный. Плакат сделан в стилистике японской графики. ООН объявило 1986-й годом мира, а по японскому календарю это был год Тигра. И Цеслер на лапу тигра, с выпущенными когтями, посадили робкого голубя. И этим плакатом он четко подметил неустойчивость мира, грань тонкую, которая отделяет мир от войны. Это было не лобовое "За мир!", где флаги, знамена, люди. И это был успех. А победа на этом конкурсе означала, что тебе дают право сделать персональную выставку во время следующего биеннале в Варшаве и ты автоматически становишься членом жюри следующего конкурса. Это очень важное событие.

За политический плакат - четыре зарплаты молодого специалиста


- Заработки были ощутимые. Если у меня зарплата как у молодого специалиста была 120 рублей, то за политический плакат я мог получить 600. И удавалось мне иногда три месяца подряд делать по 2-3 таких плаката. Был госзаказ, спускался план на издательство, что нужно выпустить плакат, посвященный экономии, качеству, предстоящему съезду партии, экологии...
 
Вадим Швецов.

 
Николай Гурло.

То есть плакат по экономии хлеба тоже считался политическим, рассказывает Дмитрий Сурский и вспоминает историю одного такого плаката.

- В свое время я создал такой известный плакат "Хлеб - всему голова". Пошел в магазин, купил большую буханку хлеба, потом пошел в общежитие – попросил ребят, чтобы они мне сплели капелюш белорусский - настоящий, соломенный. Потом нахлобучил на буханку соломенную шляпу. И плакат получился интересный, он выдержал много переизданий. Люди его любили, он висел в каждой кухне, во всех магазинах, столовых. Это был 1985 год. Я на нем немало заработал. Сначала дали денег, когда первый раз опубликовали, потом получил премию на конкурсе, потом захотели опубликовать в Москве - тоже дали денег, - смеется Дмитрий Сурский. - Но деньги не самое важное. Очень престижно было: собственный плакат, отпечатанный типографским способом, у которого есть тираж. Мне однажды позвонил человек и сказал: я видел, как за твоим плакатом стояла очередь в книжном магазине. Он стоил 15 копеек, а отпечатан был на прекрасной финской бумаге.

Собеседник вспоминает, что в Минске был фотоцентр, где была создана очень хорошая база: там снимали на гигантские слайды, там был очень дорогой свет и уникальные японские фотокамеры:

- Постановочные плакаты, сделанные в студии Козловского, становились очень популярными, потому что были качественными. Это было новое слово, которое напоминало западные образцы и западную рекламу. 

Речь идет о межиздательском фотоцентре, который относился к издательству "Беларусь", но размещался в отдельном здании при Фабрике цветной печати. До Козловского фотоцентром руководил Александр Манцветов. Там работали такие известные в Беларуси фотографы, как Георгий Лихтарович и Виталий Барановский.

На сайте znyata.com опубликовано интервью с Георгием Лихтаровичем, где он интересно рассказывает об истории создания знаменитого фотоцентра: "И когда появилась малейшая возможность зацепиться в издательстве "Беларусь", я туда рванул даже не на оклад, на договор. Это было единственное место, где нужна была серьезная цветная фотография, не бытового уровня. Там же познакомился с Александром Манцветовым. Аппаратуры приличной не было, снимали чем попало. Как-то сели и посчитали: чтобы купить хотя бы "Салют" с оптикой, нам надо не пить, не есть полтора года. Встал вопрос: на кого мы работаем? На государство. Значит, оно и должно шевелиться! Пошли к руководству просить 10 тысяч на аппаратуру. Председатель Госкомиздата Михаил Иванович Делец сочувственно выслушал и объяснил, что в его обязанности не входит покупать Лихтаровичу и Манцветову фотоаппараты. Но если это будет серьезное производство, которое обеспечит фотооригиналами все издательства, тогда… Мы на 3 месяца ушли в "подполье". Ездили в Москву, набрали литературы, обошли все серьезные фотографические конторы - ТАСС, АПН, "Планету", "Плакат", "Советский художник". Посмотрели, как у них все организованно. Там тратились невероятные деньги в никуда! И немудрено - Москва больше, чем Россия… К нашему руководству пришли с проектом фотослужбы. И попросили уже 87 тысяч. Через месяц мы получили решение нашего правительства о выделении ровно 87 тысяч инвалютных рублей, тех самых не существующих в природе дензнаков, которые котировались по курсу 67 копеек за один доллар! Но это было только полдела. В те времена, о которых иные вспоминают с ностальгией, "добро" на закупку должна была дать… Москва! В конечном итоге разрешение мы получили. А подписано оно было не кем иным, как заместителем Председателя Совета министров СССР (!!!) тов. Архиповым… (неудивительно, что эта страна развалилась). Вот так возникла первая профессиональная фотослужба в Союзе, не считая Москвы. К нам потом было целое паломничество из республик… Приезжал представитель Kodak и дал очень высокую оценку сделанному... Между собой мы называли это добрым старым словом "артель". А официально - сначала фоторедакция издательства "Беларусь", потом ЦФС БелСЭ и, наконец, Межиздательский фотоцентр".
 
Дмитрий Сурский, Татьяна Гардашникова.

- В свое время сделал очень симпатичный плакат Сергей Плотников. Он взял багет длинный, вертикально поставил на белом фоне, оторвал кусочек и получился восклицательный знак. Береги хлеб!

В 1985 году, вспоминает Дмитрий, его коллегами была сделана еще одна очень интересная работа - ко Дню Победы.

- Еще не было перестройки, но мышление менялось. Принимались решения уже не такие кондовые, не такие идеологизированные, как раньше. Искали подход: как можно другими эмоциями зацепить человека. Идея была такая: старая облупленная стенка, на ней висит портрет солдата, который погиб. Вокруг этого портрета висят оторванные листки календаря - все 9 мая, начиная с 1945 года. Плакат был посвящен сорокалетию Победы. И это тоже был кусок работы – найти все эти подлинные календари, поднять библиотеки, сфотографировать листочки, состарить. Таким моторчиком в этой работе был Андрей Шелютто, который, если что-то придумывалось, брал на себя организационную, черновую работу... Вот они этот портрет реальный наклеили на стенку настоящую, прикрепили листочки календарей на настоящие кнопки и получился отличный плакат.

 
Сергей Войченко, Владимир Цеслер, Андрей Шелютто, 1985 год.

С одной стороны плакат, с другой стороны - Маркс!

Дмитрий Сурский перечисляет издательства, где создавались плакаты. Издательство "Полымя" занималось выпуском плакатов, заказанных от госструктур, издательство "Белторгреклама" выпускало плакаты рекламного характера. Издательство "Агитплакат". Издательство "Беларусь", как уже упоминалось, имело особую редакцию по плакатам. Туда спускался план ЦК партии, гонорары и стоимость печати закладывались в госбюджет. Манило белорусов и всесоюзное издательство "Плакат".

- Получить заказ там было очень престижно. Именитые художники и графики публиковались именно там. У них был в Минске магазин "Плакат". Там продавались на прекрасной толстенной финской бумаге отпечатанные портреты Маркса, Энгельса и Ленина. Я покупал много этих портретов, когда деньги уже ничего не стоили... практически даром. На них потом с обратной стороны печатал другие плакаты, свои. И когда-то прислал такой плакат на международный конкурс, и они там носились: с одной стороны Маркс, с другой стороны плакат! Надо же! - смеется собеседник.

Председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский с тем самым плакатом на "оборотной стороне Маркса"

Магазин "Плакат" находился по адресу: Партизанский проспект, 32. В брошюре "Минск книжный" за 1987 год написано: "Широко представлена продукция издательства ЦК КПСС "Плакат" и республиканского издательства "Беларусь". В ассортименте магазина комплекты и листовые плакаты с
портретами членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС, видных партийных и государственных деятелей; плакаты, посвященные всенародным праздникам, историческим и юбилейным датам. Имеются грамоты, дипломы, открытки, диафильмы и диапозитивы. Оплата производится за наличный расчет и по безналичному расчету. Принимаются предварительные заказы на готовящиеся к выпуску издания". 

Плакат как инструмент идеологии

 
- Вы говорили о том, что в издательстве "Агитплакат" хватало непрофессиональных работ, пронизанных множеством штампов. Там что-то менялось со временем?
 
- Они тоже пытались привлечь молодых. Но все ж всю жизнь с фигой в кармане жили. То, что делали старики за власть Советов, было в основном конъюнктурой, и когда им дали возможность высказаться, высказывания были очень острые, очень злобные. Не всегда по художественной форме были их плакаты хороши, но по замыслу – и метафоры там были, и неплохие идеи.

Самым старым плакатом, который есть в коллекции Белорусского союза дизайнеров, является плакат 1939 года, с обычным на протяжении всего советского времени призывом нести деньги в сберегательные кассы. Один из таких:
 
Александр Шестаков, 1953 год.

Есть в архиве и такой плакат, посвященный присоединению Западной Беларуси...
 
Леонид Замах.

С войны нам досталось множество коллаборационистских плакатов. Пожалуй, этой теме мы посвятим отдельную подборку. А пока наш собеседник вспоминает такой: 

- В Троицком предместье, когда сносили домик, обнаружили стенку, которая была оклеена плакатами времен оккупации. И вот на одном было написано на непонятной трасянке "Гитлер Асвабадзитель". Вообще, культура ж была: работал театр, работали художники. Вот многие и рисовали... Знаете, было много подобных коллаборационистских плакатов. Известны случаи, когда именитые художники переписывали одну и ту же картину в зависимости от смены власти.
 

С другой стороны, во время войны издавалась серия плакатов "Партизанская дубинка".

- Плакат, еще начиная с "Окон РОСТА", был мощным инструментом идеологического воздействия. Государство это понимало, поддерживало… И благодаря этому искусство плакатное существовало и в нем работали известные художники.

- Что происходило с плакатами, когда менялось настроение партии? Ведь вот развенчали культ личности, и все – плакаты за Сталина больше не нужны…
 
- А я вот не знаю, что с ними происходило. Но на самом деле плакат со Сталиным сейчас – библиографическая редкость. Наверное, их все-таки уничтожали. Много осталось плакатов с Лениным. С Хрущевым ни одного плаката нет вообще. С кукурузой были, а вот с Хрущевым... Были ли они? Кое-что есть с Брежневым. Кстати, в "Агитплакате" очень много работало халявщиков, но есть и там плакаты, что качественно сделаны, лица там такие проникновенные, - улыбается собеседник. 
 
Николай Гутиев, Ефим Тарас и Леонид Замах.
 
Николай Гутиев и Ефим Тарас.
 
Николай Гутиев.
 
Леонид Замах.
 
Как тут не припомнить, что плакаты были благодатным способом рекламировать всевозможные товары. Пиво, плавленные сырки, хлеб. Кстати, в недавно реконструированный магазин "Столичный" Белорусский союз дизайнеров предоставил плакаты из своей коллекции.

Отдельной подборкой можно давать плакаты, посвященные лотереям.

- Плакаты эти были сделаны по западному образцу. Были там и "пинаповские" девочки, в симпатичных косыночках, в коротеньких юбочках. Для рекламы такие вещи проходили. Понятно, что рисовались они под хороший джаз и часто с профессиональных моделей того времени.

 
Ефим Тарас.

- Имеет ли смысл по плакатам изучать историю?

- Конечно, кое-что новое для себя там можно найти. Где вы узнаете, что в свое время засеяли площади конопли? - смеется собеседник. - И потом, хорошие плакаты вызывают приятное чувство ностальгии.
 
Штейман. Этот плакат подскажет, какие газеты и журналы читали в Беларуси в советские времена.

А вот подборка плакатов на новогоднюю тему:


Анатолий Волков, 1976 год.

Франц Выпас. 1969 г. Суровые советские мальчики включали на елках вот такие суровые игрушки.

Людмила Кальмаева. 1986 год.

Людмила Кальмаева, 1956 год.

Людмила Кальмаева, 1962 год.

Юрий Малиновский, 1971 год. Снегурочка тоже гордится трудовыми успехами. Иначе никак.

В. Науменко, 1970 год. Дед Мороз рапортует КПСС о том, что пятилетка выполнена досрочно. Наверняка без чуда не обошлось.

Жанна Сикора, 1977 год.

Жанна Сикора, 1978 год.

Иван Владчик, 1986 год.

Михаил Чепик, 1967 год.

Юрий Малиновский, 1972 год.

-10%
-10%
-30%
-23%
-20%
-70%
-30%
-25%
-50%
0071674