/

Руководители белорусских предпринимательских объединений написали письмо на имя премьер-министра. Они утверждают, что мелкие и средние торговые сети, магазины пошаговой доступности в огромной опасности - их вот-вот вытеснят крупные торговые сети. Представители бизнеса упрекают гипермаркеты в демпинге и недобросовестной конкуренции. 

- Сейчас у нас наблюдается бурный расцвет крупных торговых сетей, из них самых больших около десятка, иные открывают уже по 100 магазинов в год, - начал свое выступление на пресс-конференции председатель Республиканской конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов. - Но в существующем законодательном поле, когда одни развиваются, другие остаются со значительно меньшими возможностями и правами.

По мнению Виктора Маргелова и его коллег, подписавших письмо к премьер-министру, крупные торговые сети "давят" своей величиной, выбивая себе дополнительные условия и большие уступки от поставщиков.

- Сегодня крупные сети у нас имеют до 30-40% скидку у поставщиков и до 120 дней отсрочки по оплате товара и при этом они зачастую не выполняют обязательства. Для сравнения: обычное торговое предприятие скидок чаще всего не имеет, а если поставщики идут на уступки, то они составляют не более 5%. И отсрочки по оплате товара у обычных предприятий только по низколиквидному товару лишь иногда превышают 40 дней. (...) Крупные торговые сети требуют себе скидку и постепенно это приводит и к монополизации поставщиков - не каждый поставщик может дать скидку в 40%.

По мнению Виктора Маргелова, именно такие условия приводят к тому, что мы видим всевозможные сообщения об акциях и грандиозных скидках только в крупных торговых сетях.

- Магазины шаговой доступности себе такого позволить не могут именно из-за того, что условия для работы сложились неравные. В "Евроопте" стоит килька белорусская по 4100 рублей, в то время как заводская цена кильки - 5000 рублей. Мы задаем вопрос антимонопольному органу: как такое может быть? Нам отвечают: а может, они крупную партию купили у них. Неужто настолько крупную, чтобы ниже себестоимости продать? Ведь в остальных магазинах, с минимальной торговой наценкой, цена получается примерно 6000 рублей. Выходит, что цена у "Евроопта" в продаже меньше на 10%, чем остальные могут купить. Почему такое происходит в нашей стране? Это недобросовестная конкуренция, демпинг....

Предприниматели, подписавшие письмо в правительство, утверждают, что если не будет в ближайшее время предпринято мер по выравниванию условий для игры на рынке всех - и крупных торговых сетей, и малых предпринимателей - то резко сузится ассортимент в малых магазинах и ухудшится его качество, а через года два-три мы "будем ездить в гипермаркеты за хлебом и стоять там по несколько часов в очередях".

- Только за последние полтора года, по официальным данным, доля торговли на рынках снизилась с 35% до 17%. 

По словам Маргелова, эти проблемные моменты учтены в проекте Закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в РБ", который уже однажды вернули из Совмина на доработку. Предприниматели опасаются, что пока проект пройдет все необходимые стадии утверждения, перекос в сторону крупных торговых сетей станет более ощутимым, а потому просят правительство принять временные меры... Например:


Письмо к премьер-министру подписали председатель Белорусской конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин и председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин

Карта гипермаркетов Минска:

Значком строительного мастерка отмечены места вероятной постройки гипермаркетов.

-10%
-30%
-50%
-20%
-10%
-50%
-25%
0067154