/

Синагога на Немиге, Троицкое предместье, татарская мечеть, улица Герцена… Предлагаем вам вместе с нами перенестись в послевоенный Минск, зарисованный художником Анатолием Наливаевым. Даже известные знатоки Минска отмечают, что находят в этих изображениях много нового для себя. Посмотреть на рисунки можно в Музее 1-го съезда РСДРП до 6 января.
 
На рисунках много еврейских местечек, однако любопытными они покажутся минчанам любых национальностей. Большинство рисунков были сделаны акварелью вскоре после войны. А вот сегодняшний Минск Анатолий Наливаев не рисует. Во-первых, занятость: сейчас художник старается сохранить и систематизировать то, что нарисовал когда-то, да и почтенный возраст подгоняет выполнить эту работу.

Во-вторых, рисовать Минск сегодняшний ему просто не хочется:
 
- Я зарисовывал историю, а зарисовывать испорченную историю мне не хочется уже, и все тут, - говорит собеседник.
 
Это теперь город рисовать и фотографировать можно запросто. А ведь когда-то делать это было чрезвычайно сложно, а за уши от процесса было не оттянуть.
 
Анатолий Наливаев в своей мастерской. Фото Михаила Мильштейна, 2008 год, Агентство еврейских новостей
 
- В 1945 году я в студии Сергея Каткова начал писать эту серию. Мне было 14 лет на то время. И поначалу это было не моим умом сделано: художникам и фотографам тот Минск запрещали фотографировать и рисовать, а Катков увидел у меня фотографический рисунок и посылал меня на зарисовку этих вещей. К ребенку не вязались… До 1960-х годов эти вещи были у меня в акварелях, я их никому особенно не показывал… А в 1960-х их увидел мой друг, художник Абрам Кроль, и заставил меня перевести их из акварелей. Я прислушался. Старался максимально копировать, делать как было, единственное, использовал яичную темперу, которая по виду была близка к ней.
 
Позже, с Абрамом Кролем, художник делал уже разрешенные зарисовки Верхнего города. Именно над их "приведением в порядок" автор сейчас и работает:
 
- Лежали ж - никому не нужны были особо. А теперь огляделись - история!
 
Есть у художника и другие интересности:
 
- У меня этих работ много. Я когда работал в еврейской малярной бригаде, мы по республике ездили и меня просили зарисовывать памятники еврейской культуры. В Западной Беларуси тогда все ж было целое. Сейчас в Гродно большая выставка: синагоги и памятники еврейской культуры Гродненщины, 30 моих работ.

Коротко рассказали нам, что думают о выставке знатоки истории Минска:
 
Вадим Зеленков: "Если очень коротко: главная ценность картин, конечно, в их содержании. Автор, собственно, делал не шедевр живописи, а снимок своей эпохи. Новое для меня почти всё - когда сносили старую Немигу, мне было десять-двенадцать лет, мало что помню. Всё ли достоверно? Наверное, не всё одинаково, но в целом передан дух времени, пресловутый Zeitgeist".

Павел Ростовцев:
"Мне, например, очень по душе, что люди смотрят на эти картины, видят и удивляются, что такое было. Художник хотел, чтобы сохранилась память о старом Минске. И это удалось, причем картины все-таки эмоциональнее рассматриваются, чем фотографии. Конечно, многие картинки созвучны снимкам и у них схожие сюжеты, но это вполне говорит об их достоверности".
 
Вид с площади Свободы на улицу Замковую, бывшие татарские огороды, улица Димитрова. На Димитрова видна татарская мечеть. Сейчас на месте мечети - гостиница "Юбилейная". Через татарские огороды проходит проспект Машерова (сейчас проспект Победителей. - TUT.BY). Дома на Замковой на переднем плане были еврейскими, в крайнем доме справа была синагога. Во время оккупации - центр Минского гетто. Написано в 1967 году по акварели 1947 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Перекресток Замковой и Димитрова, 1958 год. Во время гитлеровской оккупации здесь, на улице Замковой, был центр еврейского гетто. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Здесь во времена немецкой оккупации было минское гетто. На переднем плане яма, в которой расстреливали заключенных (1943 год). Написано в 1966 году по акварели 1945 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Улица Берсона. На переднем плане - бывшие еврейские дома старого Минска. Написано по акварели 1947 года в 1967 году. Яичная темпера. ДВП. Художник - Анатолий Наливаев

Пересечение улиц Советской и Энгельса. В этих домах жили еврейские торговцы и ремесленники. Написано в 1968 году по акварели 1945 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Здесь был центр еврейской жизни Минска. Вид из окна "Холодной" синагоги на Немигу, улицу Островского, собор Петра и Павла, 1966 год. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Сторожевский зимний пейзаж 1965 года. Свислочь за Комсомольским озером. Пешеходный мостик через Свислочь с Басиаловки на Сторожевское кладбище. Дома на заднем плане - это еврейский квартал около синагоги на улице Даумана. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Верхний город, улица Герцена, январь 1965 года. В красном трехэтажном доме по улице Герцена была еврейская женская гимназия. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Улица Старовиленская. Еврейский квартал в Троицком предместье. Во дворе за этими домами была синагога. Январь 1969 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Вид на улицу Старовиленскую, 1967 год. Теперь Троицкое предместье. В доме слева находились мастерские еврейских художников. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Вид от Свислочи на торговую набережную и Революционную, 1967 год. Бывшие еврейские кварталы. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Улица Островского, 1958 год. Кинотеатр. Раньше в этом доме была синагога на улице Раковской. Работа написана в 1969 году по акварели 1958 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Улица Немига, 1965 год. Один из центров еврейского Минска на перекрестке улиц Немиги и Островского. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Бывшая синагога. Сейчас трикотажная артель на улице Даумана. Написано в 1967 году по акварели 1947 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Троицкое предместье. 1987 год. В этом доме была синагога. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Минская хоральная синагога. С 1920-х годов - еврейский театр. 1945 год. Написана с акварели 1945 года в 1966 году. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

"Холодная" синагога на Немиге. Написана с акварели 1947 года в 1967 году. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Минск. Площадь Свободы, 1946 год. Бывшие еврейские торговые ряды. На заднем плане по центру - крыша бывшей женской еврейской гимназии. Написано по акварели 1946 года в 1967 году. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Улица Янки Купалы. Дома на переднем плане - все, что осталось от еврейского квартала после войны. Написано в 1964-м по акварели 1948 года. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Молитвенный дом на улице Димитрова. Во время оккупации в нем молились Гамбургские евреи. Он работал до окончательного расстрела в яме. 1964 год, Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Верхний город. Вид на улицу Герцена с площади Свободы. 1964 год. Яичная темпера. Художник - Анатолий Наливаев

Больше работ автора - на выставке в Доме-музее 1-го съезда РСДРП.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-99%
-45%
-45%
-45%
-20%
-33%
-10%
-45%