1. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  2. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  3. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  4. Авиакомпании отменяют рейсы в Тель-Авив из-за боевых действий. «Белавиа» планирует завтра лететь
  5. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  6. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  7. Что, если перед прививкой от COVID выпить жаропонижающее «для профилактики»? Ответы на вопросы о вакцинации
  8. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  9. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии
  10. Белорусские хоккеисты проиграли Казахстану, не забросив ни одной шайбы
  11. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  12. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  13. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  14. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  15. Налоговая в суде выясняет с Тихановским, должен ли он заплатить налог с тех самых найденных за диваном 900 тысяч долларов
  16. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  17. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркі — пра паўгода ў эміграцыі
  18. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  19. В Будславе начали работу альпинисты. На восстановление костела белорусы уже собрали 170 тысяч рублей
  20. Проездные в Минске теперь можно записывать на карту самому. Посмотрели, как это работает
  21. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран
  22. Завтра начинают судить студентов, которые уже полгода находятся в СИЗО. Большинству обвиняемых — от 19 до 24 лет
  23. «В соседнем городе ракета попала в жилой дом». Белоруски о жизни в Израиле во время бомбежки
  24. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  25. На МТЗ реконструкция, в основном — за кредитные займы
  26. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  27. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  28. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  29. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  30. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси


Портал TUT.BY запускает новый проект - "Публичные лекции TUT". Два раза в месяц наш офис будет становиться аудиторией, где известные лекторы будут рассуждать на актуальные темы и отвечать на ваши вопросы.

Первая лекция будет посвящена манипуляции массовым сознанием с помощью СМИ. Проведет ее кандидат философских наук, доцент Александр Сарна.

Как СМИ управляют общественным сознанием, продвигая одни новости и утаивая другие, как строятся имиджи с помощью скандалов и слухов, как ведутся информационные войны между белорусскими СМИ? Почему возникают медийные монополии и насколько мы можем доверять современным информационным продуктам в "Галерее TUT.BY" рассказал Александр Сарна.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Манипуляция связана с понятием власти, способностью или возможностью субъекта воздействия влиять на других субъектов, которые для него становятся объектами, и навязывать им свою волю. Манипуляции в информационном пространстве – все, что относится к различным сообщениям, которые мы воспринимаем, вырабатываем к ним свое отношение, принимаем какие-то решения и поступаем так, как выгодно информатору. При этом мы не подозреваем о том, что действуем не в наших интересах, а в интересах тех, кто дает эти сведения.

Можно выделить множество различных приемов и техник манипуляций. Это, прежде всего, фальсификация, фабрикация информации, подтасовка, когда нам пытаются выдать сведения, придав им вид абсолютной достоверности. Можно отредактировать информацию так, как это выгодно манипулятору. Можно интерпретировать ее достаточно произвольно, расставляя акценты так, как выгодно журналисту или тому, кто предоставляет ему информацию.

Можно выделить две стратегии: когда манипуляция осуществляется посредством СМИ и самими СМИ. В первом случае СМИ выступают как инструмент, средство передачи информации и, возможно, не подозревают об этом. В другом случае сами журналисты, желая поднять рейтинг своего издания, предпринимают что-то, чтобы удалось манипулировать аудиторией. Можно сотворить некий информационный повод, который привлек бы всеобщее внимание.

Например, пару лет назад в Латвии якобы упал метеорит. На самом деле была вырыта яма, брошена туда петарда, разожжен костер, и все это сняли как падение метеорита. Это вызывало ажиотаж во всех СМИ. Потом специалисты установили, что яма искусственного происхождения. Инициаторы этой акции (креативное агентство) признались, что пытались таким образом дать какую-то позитивную новость в СМИ, связанную с Латвией, и косвенно привлечь внимание к собственной деятельности.

В виде такого информационного повода могут быть представлены разные события. Недавно через СМИ некая группа аналитиков из Кыргызстана обратилась к мировой общественности с утверждением, что климат Земли настолько поменялся, что зимы больше не будет. Несмотря на всю абсурдность, это было прикольно и послужило поводом для создания новостей.

Недавний плюшевый десант тоже стал грандиозным инфоповодом. То есть важно привлечь к себе внимание экстраординарным поступком.

Но есть и другой путь, более трудоемкий и более затратный: когда ты сам производишь какой-то информационный продукт, создаешь провокационный текст, который предоставляется в СМИ для трансляции на массовую аудиторию. Социальные сети позволяют нам воспользоваться такой возможностью и сделать прорыв в информационном пространстве. Но если вы обладаете экстраординарными способностями, то вашим услугам целая медиаиндустрия: всевозможные конкурсы, программы, проекты ("Как стать звездой", "Минута славы"), где вы можете просто хорошо шевелить ушами. Это может быть достаточным поводом для тиражирования и распространения этого во всех СМИ.

Либо мы создаем события, либо мы создаем продукт. В первом случае это событие должно быть ярким, неординарным, экстравагантным, чтобы привлечь внимание СМИ. Журналисты сами за вас все сделают и распространят эту новость по всем каналам. Во втором случае нужно самому сделать продукцию. Если он будет претендовать на сенсацию, это сразу попадает в топ-новостей.

Я бы выделил три ключевые ситуации, в которых возможно продвижение этих продуктов. В первом случае мы имеем дело с государственной монополией. Государство традиционным ходом управляет новостями: делает общий эмоциональный и смысловой фон, на котором мы четко расставляли бы акценты, что у нас все хорошо, а у них все плохо. У нас погода самая лучшая и урожаи великолепные, все позитивно, а на Западе бушует кризис, инфляция, безработица и прочие напасти. Такой тематический отсев, фильтрация поводов, новостей, событий позволяет создать определенную картину мира, самоидентифицироваться. Желательно отнестись к этой информационной продукции критически, но зачастую это не удается (в случае с монополией: потому что нет альтернативы). Государственные СМИ блокируют все возможные пути критического преодоления позитива, и у нас просто нет выбора. Противоядием выступает возможность приобщения к альтернативному источнику информации, свобода слова, критическое отношение и стремление не принимать все на веру.

Второй случай коммерческого использования, когда какая-нибудь организация или фирма продвигает на рынке свой продукт и пытается представить его в лучшем свете. Это любая коммерческая реклама, пиар во всевозможных его формах. Хотя пропагандистские приемы, которые использует государство ради удержания власти, могут применяться и здесь. Это создает негатив при подаче какой-то проблемы. Если хотят заострить общественное внимание на социальной проблеме, то создадут ее яркий образ, запоминающийся, сильный, эмоционально нагруженный, чтобы это стимулировало к пониманию этой проблемы и желанию ее разрешить.

В коммерческом манипулировании это тоже возможно. Например, совершенно пропагандистский трюк с документальным фильмом "Паразиты". Там показывают различные негативные последствия жизнедеятельности всевозможных паразитов в человеческом теле. Когда 15 минут кошмара заканчиваются, ненавязчиво присутствует логотип продукции биодобавок, которые надо принимать – и все будет в порядке. Это создание образа врага или какой-то проблемы, через сопоставление которому мы можем создать что-то позитивное. Типичный пропагандистский прием.

Третья ситуация – возможность обходиться без посредников, без СМИ и журналистов. Самому инициировать какой-то повод либо просто совершить нечто экстраординарное. Стопроцентный результат дают нарушения социальных ритуалов: свадьбы, похороны, дни рождения, выпускные. Это настолько значимые события в жизни человека, что все придут с видеокамерами. Если в этот момент предъявить себя во всей красе, то вас кто-нибудь снимет, выложит в сеть, и информационная волна вынесет вас на своем гребне к вершинам славы. Или наоборот: тут уже как пойдет. Это может быть все, что угодно: экстравагантный наряд, экстравагантное поведение, экстремальные танцы на свадьбе… Таких примеров полно. Именно через социальные сети это в основном и распространяется.

В этих случаях СМИ сами используются как инструмент. Ими манипулируют, чтобы добиться своей цели. Информатор предоставляет некие сведения, которые транслируются по телеканалам. Если у журналиста нет возможности проверить, насколько эти сведения достоверны, он может ограничиться комментарием о казусном случае. Можно привести пример с летающей девочкой.

Мужчина в лесу выгуливал собаку и неожиданно увидел, как девочка, гулявшая с мамой, повисла на высоте 3 метров над землей. Он снял это на мобильный телефон, естественно, с очень плохим качеством. Более того, в какой-то момент было не видно, как девочка оказалась на земле. Этого уже достаточно, чтобы понять, что тут что-то нечисто. Потом они просто убежали. Скорее всего, это был глава семейства, который таким образом разрекламировал своих близких. Этот сюжет попал в новости, его неоднократно показывали на телевидении. Насколько это достоверный случай, проверить невозможно. Но это можно показать, потому что это привлекает внимание.

Более интересная тенденция намечается сегодня, когда сами СМИ пытаются стимулировать у аудитории какую-то реакцию и предлагают нашему вниманию некий продукт, который делают сами журналисты. Это может быть необычный репортаж, некое журналистское расследование. Такая продукция может быть самых разных жанров. Как правило, она подается в яркой провокационной форме и рассчитана на привлечение внимания и повышение рейтинга издания, канала.

Из таких примеров можно вспомнить ряд проектов. Например, сюжет из белорусских новостей, фрагмент из программы "Панорама недели". По сути дела это настоящая информационная война, противоборство между каналами. Точнее это попытка одного телеканала наехать на другой телеканал, прикрываясь третьим телеканалом. При этом преследуются свои интересы, свои цели, и делается это некорректно, так как выражается только одна точка зрения, не приводятся доказательства, не выслушиваются разные мнения. Это достаточно традиционные приемы для достижения своих целей.

Более изящный вариант попытались реализовать на российском телевидении. Телеканал "НТВ" предоставил возможность своему корреспонденту Андрею Лошаку снять целый сериал "Россия: полное затмение". Нам показывается пародия на журналистское расследование со скандальными разоблачениями. В итоге создается впечатления, что происходит что-то безумное и непонятное. Но все это представлено в определенном жанре, по определенным правилам. Наивному телезрителю трудно отличить его от стандартных продуктов, подобных расследований.

Это планировалось подавать под соусом социальной критики, пародии на традиционные приемы желтой прессы. Но потом появился новый смысл: поставить под сомнение авторитет канала как источника информации, которой надо безоговорочно верить, дискредитировать способность зрителей критически мыслить. Фильм вызвал множество споров, даже протестов. Эксперты обвиняли Лошака в том, что он смешал истину и ложь.

Третий пример – псевдодокументальный фильм под названием "Русалка: найдено тело" на канале Animal Planet. Используется видеосъемка с помощью ручной камеры, что создает впечатление, что все это было на самом деле. Это выглядит как необработанный, сырой материал, с ощущением полной вовлеченности. Это показывает стремление журналистов пойти на риск, потому что реакция аудитории может быть неоднозначной. Могут быть предъявлены судебные иски, штрафы, это СМИ могут даже закрыть. Но журналисты идут на это ради рейтинга, привлечения внимания, создания ярких поводов, которые вызвали бы волну обсуждений.
-15%
-20%
-20%
-50%
-20%
-15%
-20%
-35%
0072916