Анастасия Зеленкова,

Хочешь узнать, в какой стране ты живешь – загляни в школьный учебник по математике. Сегодня третьеклашки решают задачи про яйценоскость кур, надои и урожайность картофеля, а также знакомятся с неблагоприятными семьями и подсчитывают серии в "мыльных операх".



Когда мой сын-третьеклассник в очередной раз принес на проверку задачу про посадку сельскохозяйственных культур, я не выдержала и внимательно изучила его учебник. Оказалось, более красноречивое свидетельство о нашей жизни сложно и представить.

Колхознику на заметку

Неизвестно, вырастут ли, обучаясь по данному учебнику, великие математики, но то, что у этих малышей впереди большое аграрное будущее — несомненно. Такого количества сельскохозяйственных задач даже Лукашенко не ставит на селекторных совещаниях! Тут тебе и расчеты по массе кур, индюков и гусей, и вычисление урожайности кукурузы и картофеля, и подсчеты единиц сельскохозяйственной техники, и даже определение количества шерсти, которое можно состричь с модного нынче агроживотного – овцы. Картофель наши дети считают мешками, а молоко бидонами.

Математические задачи – просто кладезь полезной информации. Итак, уже с третьего класса малыши знают, что:

— "одна курица съедает каждый месяц 2 кг зерна, один гусь – 4 кг",

— "три курицы за 3 дня снесут 3 яйца",

— "доильным аппаратом доярка за 1 ч может подоить 10 коров",

— "из 25 л молока получается 1 кг масла",

— "с овцы можно настричь по 3-4, а иногда даже 5 кг шерсти",

— "на 3 дня 6 овечкам надо 36 кг сена",

— "курица легче поросенка в 6 раз",

— "с опытного участка картофеля можно собрать в 8 раз больше, чем посадили",

— "с одного дерева можно снять по 18 кг вишен".

Листая учебник, понимаешь, чем на самом деле должны заниматься нормальные дети в свободное от учебы время. Компьютеры и приставки меркнут по сравнению с осмысленным детским трудом на полях, в садах и огородах:

— "На поле работало 50 учеников, на огороде – в 5 раз меньше, чем на поле, а в саду – в 5 раз меньше, чем в огороде…";

— "Две девочки и мальчик пропололи 19 рядов капусты…";

— "В школьном саду ученики собрали 90 кг яблок и 42 кг груш…".

Неизвестно, правда, поймут ли современные городские школьники, выросшие в каменных джунглях, проблемы сельского быта, но наверняка им будет интересно узнать, что:

"отец и сын режут на дрова двухметровые поленья, отпиливая куски за 2 минуты…", "дядя Артем за 2 часа проехал на лошади 18 км", а "дорогу до школы ученик проходит за 40 минут".

Ну а чтобы расширить кругозор третьеклассников, им предлагается познакомиться с жизнью африканских аграрников, решив задачу про то, как: "Три слона носили бревна. Первый слон принес 31 бревно, второй 25 бревен...".

Справедливости ради заметим, что встречаются в учебнике (пусть и не так часто) задачки о представителях рабочих профессий. Например, можно узнать, что "одна ткачиха обслуживает 17 станков", а "токарь изготовил 100 деталей".

Удивительно, но нашлась даже задачка про интеллигенцию. В условии сказано: "В домашней библиотеке 87 книг: 27 – для взрослых, 20 — для школьников, а остальные – для дошкольников". Спрашивается: "Сколько книг для дошкольников?". Согласитесь, приятно осознавать, что для нашей интеллигентной читающей нации (целых 27 книг для взрослых!) самое важное – это дети: именно они сформировали основную часть семейной библиотеки.

"Самая лучшая страна в мире"

Читая задачи, начинаешь понимать, что живешь в самой лучшей стране мира. Здесь малышей в детских садах ежедневно кормят мандаринами: "В детский сад привезли мандарины. После того как в течение пяти дней расходовали по 9 кг мандаринов в день, осталось 18 кг…" (еще на целых 10 дней!). А электротовары не залеживаются на полках магазинов: "В магазин привезли телевизоры. В конце дня их осталось 28 штук, а продали в 4 раза меньше, чем осталось…".

Не забывают тут и про культурный уровень населения. Третьеклассникам предлагается, например, подсчитать количество серий в сериале: "По телевидению показали 60 серий многосерийного фильма. Это на 20 серий больше, чем осталось показать... ".

Ну и куда же без спорта? Особенно в вопросе спортивных достижений лучших лыжников класса, которых готовят для каких-то больших стартов (неужели "Минской лыжни"?): "Коля, Степа, Маша и Вася – лучшие лыжники в классе. На соревнованиях надо составить команду из трех человек. Сколькими способами это можно сделать?" Не знаю, каков ответ, но что-то подсказывает, что Коля поедет при любом раскладе. Как и не заявленный в списке Саша.

Откликаются учебники математики и на острые социальные проблемы в обществе. Можно даже найти задачи про неблагоприятные семьи, где родители не желают заботиться о своих детях: "У матери две дочки и один сын. Одной дочке – пирожок, второй – тоже пирожок. А для сыночка? Забыла". Благо, справедливость в нашем социально ориентированном государстве – не пустые слова, о чем свидетельствует концовка задачи: "Пусть каждая сестренка даст братику половину. Так и сделали". Спрашивается: "Кто получил больше?" — вот вам пример конкретной адресной помощи социально незащищенных слоев населения!

Из истории вопроса

Надо признать, что во все времена суровая действительность то и дело пробиралась на страницы школьных учебников, заставляя детишек ломать голову не только над тем, как прибавить 2+2, но и над количеством безработных в США, бастующих рабочих в России в 1905 и 1913 годах, патронах для красноармейца и даже высчитывать количество мальчиков-безбожников в классе.

Вот какие задачки предлагали решить малышам в 1941 году (заметим, что в начальных классах довоенных школ Беларуси обучение осуществлялось в основном на белорусском языке):

"У атрадзе 170 чырвонаармейцаў з вінтоўкамі і 2 кулямёты. У мінуту чырвонаармеец з вінтоўкі робіць 8 стрэлаў, а кулямёт – 400 стрэлаў. Колькі трэба мець патронаў, каб падтрымліваць пастаянны агонь на працягу 3 гадзін?"

"Камсамолкі прайшлі з Бурат-Манголіі да Масквы 6065 км пехатой і на лыжах. Пехатой яны ішлі 23 дні па 43 км у дзень, а астатнюю адлегласць прайшлі на лыжах, робячы ў дзень па 70 км 500 м. Колькі ўсяго дзён камсамолкі былі ў дарозе, калі яны патрацілі 41 дзень на адпачынак?"

"У 1913 г. у Расіі было 3 000 000 рабочых. З іх 30% прымалі ўдзел у забастоўках. Колькі рабочых баставала ў 1913 г.?"

"У 1905 г. у Расіі было 2 500 000 рабочых. 100% ліку рабочых баставала. Колькі рабочых баставала?" ("Зборнік арыфметычных задач і практыкаванняў для пачатковай школы" Н.С. Поповой и А.С. Пчелки, 1941 г.)

В учебниках математики того времени счастливая жизнь советских граждан всегда противопоставлялась невыносимому существованию на загнивающем буржуазном Западе:

"У ЗША насельніцтва 118 млн чалавек. Палова гэтага насельніцтва працаздольная. На 10 працаздольных грамадзян – трое беспрацоўных. Колькі беспрацоўных у ЗША?"

"У 1930 г. рабочы Германіі зарабляў 65 рублёў у месяц. К 1932 г. заробак яго знізіўся на 20%. На жыццё рабочаму з сям’ёй патрэбна ў месяц 90 рублёў. Колькі рублёў у год яму не хапае?" ("Зборнік арыфметычных задач і практыкаванняў для пачатковай школы" Н.С. Поповой, 1935 г.)

Другое дело жизнь пролетариев в Советском Союзе, которые могли позволить себе не только питание и квартплату, а даже новые ботинки и культурные и прочие потребности:

"Рабочы траціць на харчаванне 1/2 свайго месячнага заробку, на кватэру і ацяпленне 1/5 частку, на абутак і адзенне 1/5, на культурныя патрэбы 1/20 частку. Якая частка яго заробку астаецца на іншыя патрэбы?"

"Рабочы атрымаў 326 рублёў. На бацінкі ён патраціў 40 руб. і заплаціў за кватэру 18 руб. Колькі грошай усяго засталося?" (Зборнік арыфметычных задач для школ малапісьменных, И.Н. Богданова, Ш.Л. Кантора и А.Е. Корольков, 1940 г.)

А вот несколько задач из жизни трудового класса в 30-х годах:

"Ударніца насыпае ў гадзіну 60 каробак сінькі, неўдарніца — 54 скрынкі. На колькі больш каробак сінькі насыпае ўдарніца ў сямігадзінны працоўны дзень?"

"На пакупку дроў жакт (жилищно арендное кооперативное товарищество."С") збірае з кожнага жыхара па 6 руб. У першым паверсе сабралі 36 руб., у другім 54 руб. Колькі жыхароў ужо заплацілі грошы?"

"На дэманстрацыі наперадзе ідуць 24 камсамольца, за імі 48 піянераў па 8 чалавек у рад. Колькі ўсяго радоў?"

"Для лозунга трэба выразаць літары шырынёй кожная ў 8 см. Колькі такіх літар выйдзе з папяровай паласы даўжынёй у 72 см? у 56 см?"

"У нас падлетак працуе на вытворчасці 4 гадзіны ў дзень, у Кітаі — 14 гадзін. Колькі гадзін працуе наш падлетак у шэсць працоўных дзён сямідзёнцы? На колькі менш, чым кітайскі падлетак у 2 дні?" ("Падручнік арыфметыкі для пачатковай школы" Н.С. Поповой, 1933 г.)

Ну а под занавес — шедевр арифметическо-пропагандистской математики из того же учебника:

"Даведайся, колькі хлопцаў у вашай групе з’яўляюцца членамі саюза ЮВБ (Юные воинствующие безбожники. – "С")? Палічы асобна хлопчыкаў і дзяўчынак. Намалюй у сшытку 2 слупкі з клетак. Адзін слупок павінен адлюстроўваць бязбожнікаў-хлопчыкаў, другі — дзяўчынак. Над дыяграмай напішы: "Колькасць бязбожнікаў у другой групе". Пад слупкамі напішы: "хлопчыкі", "дзяўчынкі". Побач з дыяграмай напішы маштаб, па якім яна зроблена".

В общем, надо признать государство во все времена ставило перед школьниками непростые задачи. 
-20%
-7%
-25%
-10%
-20%
-70%
-13%
-10%
0072330