/

После страшной аварии, которая произошла в августе этого года с белорусскими туристами, возвращавшимися из Крыма, добиться материальных компенсаций пострадавшим весьма сложно. Или невозможно? Пострадавшая белоруска Анна Грипич, которая ехала на переднем сиденье автобуса и рванула с места, увидев, что автобус на скорости врезается в бензовоз, пока добиться возмещения ущерба не может. Даже несмотря на наличие заключения судмедэкспертизы, подтверждающей, что полученные легкие телесные повреждения повлекли расстройство здоровья.

Напомним, 21 августа в Украине на 89-м км автодороги Киев - Одесса (Белоцерковский район) автобус с 49 белорусами столкнулся с 5-ю (!) транспортными средствами. Установлено, что водитель автобуса столкнулся со следовавшим впереди бензовозом, который, в свою очередь, протаранил еще четыре транспортных средства. В результате аварии травмированы 12 белорусских граждан, из них двое детей. Три человека - беременная женщина и двое детей 2000 и 2003 годов рождения - с незначительными травмами госпитализированы в районную больницу, остальным пострадавшим медицинская помощь оказана на месте происшествия.

Пострадавшая: "Когда открыла глаза и увидела, что мы летим в бензовоз, подумала, что это – последние минуты жизни"

Пострадавшая Анна Грипич, согласно заключению государственной судмедэкспертизы, получила легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья. "Телесные повреждения <…> в виде резаной раны, ссадин, кровоподтека правой верхней конечности, кровоподтеков грудной клетки, брюшной стенки, правой нижней конечности, ссадин нижних конечностей".
 

 
"И что теперь делать? Ведь, честно говорю, не взорвался автобус только чудом. Мы бы все погибли, потому что врезались мы на большой скорости. Я сидела на первом сиденье, и когда открыла глаза и увидела, что мы летим в бензовоз, подумала, что это – последние минуты жизни. Весь отдых в Крыму и вся жизнь пронеслись перед глазами. Я вообще вся синяя была, как домой добралась, и теперь никто за это не ответит?"

По словам девушки, в турфирме "Кактус-тур", с которой у нее заключен договор, сообщили, что претензии она должна писать именно к перевозчику – фирме "Автолайн Кюн", а турфирма не виновата в аварии. "Я позвонила перевозчику, чтобы уточнить адрес, потому что по тому юридическому адресу, который у меня был, такого офиса, оказалось, не существует. Но директор фирмы Леонид Гатовкин, услышав по телефону, что я хочу привезти им претензию, не только отказался называть адрес, но и сказал, что я вообще не по адресу. И бросил трубку".


 

 
Вскоре после аварии на сайте отзывов стали появляться гневные сообщения и от других пострадавших, и туристическая компания "Кактус-тур" пояснила ситуацию со своей стороны прямо на сайте. В сообщении сказано, что 20 августа на маршруте Судак - Коктебель - Феодосия - Минск работал автобус, арендованный у транспортной компании из Жодино "Автолайн Кюн". “В связи с поломкой транспортного средства во время движения, что является форс-мажорными обстоятельствами, т.к. не одной из сторон ни предотвратить, ни предвидеть разумными и обычно принятыми мерами было не возможным, произошло ДТП", - пишет представитель турфирмы.
 
В разговоре с корреспондентом TUT.BY директор турфирмы “Кактус-тур” В. Холопук сообщил, что на самом деле точного заключения о причинах произошедшего они еще не знают, поскольку фирма-перевозчик проигнорировала претензию со стороны турфирмы и не ответила на официальный их запрос, упустив уже все законодательные сроки на ответ. В претензии турфирма, по словам директора, как раз спрашивала о результатах заключения ГАИ, а также о том, что делать пассажирам. В то же время, отмечает В. Холопук, представитель их фирмы, который был в том злополучном автобусе, говорил, что "со слов ГАИ, во время торможения произошла поломка тормозной системы".
 
То же самое говорит и пострадавшая Анна Грипич. По ее словам, на месте ДТП сотрудники ГАИ сказали, что тормозной путь автобуса составляет 105 метров, а предварительная причина произошедшего – “отказали тормоза”.
 
Проблему в самом автобусе видит и другая пострадавшая – Дарья. “При подъезде к Херсонской области (до аварии. – TUT.BY) наш автобус ломается. Водители высадили нас на заправке, а сами принялись чинить автобус, хотя было бы разумно заехать на СТО. Но водители посчитали, что справятся сами. Мы едем, и на трассе Одесса - Киев попадаем в аварию. Как позже оказалось, у нашего автобуса проблемы с тормозами. Тормозной путь был более 100 метров. Было очень страшно, много людей получили разной степени тяжести травмы, в том числе и я - у меня травма ноги, множество порезов от стекла", - пишет Дарья.

Заключением ГАИ TUT.BY, к сожалению, пока не располагает. В ГАИ Белоцерковского района сказали лишь, что это дело у них забрала для разбирательства ГАИ Киевской области.
 
Мы обратились за уточнениями к директору компании перевозчика "Автолайн-Кюн" Леониду Гатовкину. Однако он заявил, что с тормозами никакой проблемы не было, а авария случилась потому, что "резко перекрыли движение и не хватило дистанции для тормозного пути". Вина компании-перевозчика - только косвенная, уверен он, поэтому пока возмещать потерпевшим ущерб не собирается. По его словам, потерпевшие могут обратиться в суд. Кроме того, по его словам, часть вины лежит еще на самой турфирме...
 
Директор турфирмы полностью отрицает какую-либо вину их организации, сообщив, что перевозчик просто избегает ответственности, и с ним после написанной турфирмой жалобы будет разбираться Министерство транспорта. "Некоторые пассажиры обращались к перевозчику, но им, насколько я знаю, ответили, мол, докажите, что вы вообще с нами ехали. Нашей вины тут нет: в законе прописано, что если турфирма и заказывает автобус с экипажем у другой фирмы, то ответственность лежит полностью на этой фирме. У нас именно так и было. Если бы я брал автобус, но со своим экипажем, то тогда частично я бы тоже отвечал".

Турфирма: "По территории Беларуси автобус едет только 4-4,5 часа, государство обязывает на это время брать страховку, а после пересечения границы пассажиры остаются не защищены?"
 
По словам директора турфирмы, все пострадавшие обратились по приезде в "Белгосстрах", поскольку все транспортные компании обязаны страховать ответственность перевозчика перед пассажирами. Каждый пассажир застрахован на сумму 2-3 тысячи евро. 

"У перевозчика было написано, что этот страховой полис действует в международном сообщении. Поэтому перед поездкой все были спокойны. Однако и мне, и пассажирам в "Белгосстрахе" сказали, что этот вид страхования действует только на территории Беларуси. Пассажиров только спросили: "Вам в Украине оказали медицинскую помощь? Вот и все на этом, мы выплачивать ничего вам не должны", - говорит В. Холопук. - Перед поездкой я тоже разговаривал со своим страховым агентом, спрашивал: "Если, не дай бог, что случится, все ли нормально со страховкой будет потом?". Агент сказал: "Да, 100%". Но уже после аварии он сказал другое - руководство их неправильно обучало, и оказывается, страховка, которая у нас, только на территории Беларуси действует. И что же это получается: по территории Беларуси мы едем только 4-4,5 часа, государство обязывает, грубо говоря, на это время брать страховку, а после пересечения границы на все оставшееся время пассажиры остаются не защищены?"
 
В "Белгосстрахе" пояснили, что страхование перевозчика перед пассажирами – это вид медицинского страхования, и он на самом деле работает только на территории Беларуси. Если же транспортное средство выезжает за пределы Беларуси, то в качестве страхования у водителя должна быть "Зеленая карта". Это - обязательное страхование гражданской ответственности при выезде за рубеж. По "Зеленой карте", сообщили в "Белгосстрахе", пострадавшие должны обращаться в Моторное бюро Украины, которое урегулирует ущерб согласно праву той страны, на территории которой произошло ДТП. Грубо говоря, Моторное бюро сначала выплатит ущерб, а потом уже выяснит отношения со страховщиком виновника.
 
TUT.BY обратился в Моторное бюро Украины, где нам подтвердили эту информацию. "Если ДТП произошло на территории Украины, то пострадавшие могут к нам обратиться, отправить уведомление о ДТП, документы, и в зависимости от количества пассажиров и суммы ущерба будет устанавливаться им выплата".

Пассажиры – белорусы, автобус фирмы-перевозчика – белорусский, ее водитель – белорус. Так почему нельзя вопросы решить в Беларуси?

Казалось бы – все понятно. Но как-то нелогично, согласитесь? Пассажиры – белорусы, автобус фирмы-перевозчика – белорусский, ее водитель – белорус. Так почему нельзя вопросы решить в Беларуси? Оказывается, можно, а путь через Моторное бюро - самый неудобный.
 
"Зеленая карта", о которой говорят страховщики, – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев перед третьими лицами, с которыми он не состоит ни в каких договорных отношениях. Например, врезался в какую-то чужую машину в Украине. А пассажиры состоят с ним в договорных отношениях, поэтому они могут претендовать на возмещение вреда именно от виновного лица, а не от его страховой компании. Это он сам уже потом, как хочет, решает вопросы со своей страховой компанией".
 
Но если посмотреть на бумаги пострадавшей Анны Грипич, то документа, подтверждающего, что она как пассажир состоит в каких-либо договорных отношениях с перевозчиком "Автолайн-Кюн", нет.  Свою подпись пострадавшая пассажирка ставила только в договоре с турфирмой "Кактус-тур". Получается, договорные отношения с перевозчиком имеет только турфирма "Кактус-тур". Но ведь он по закону и по договору не виноват… Что за бег по замкнутому кругу?

С этим вопросом мы обратились к эксперту в этой области - Константину Мерзлякову, заместителю директора по вопросам страхования компании "Белросстрах". Он, к счастью, разложил нам все по полочкам.

"Во-первых, пассажиру, который попадает в аварию, не принципиально, где она случилась – в Киеве, Борисове или в Минске. Не принципиально, в том числе для того, чтобы они могли предъявлять претензии в рамках гражданского законодательства к тому юрлицу, которое владеет этим автобусом. Застрахована у него гражданская ответственность или нет – это уже другой вопрос, - говорит эксперт. - Действительно, если у автобуса есть "Зеленая карта", то по ней несет ответственность страховая компания, которая выдала эту карту, и в том числе перед пассажирами. Но выдала карту точно такая же белорусская страховая компания. Поэтому ни в какое Моторное бюро Украины обращаться нет смысла – они все равно будут решать эти финансовые вопросы с белорусской компанией-страховщиком. В Моторное бюро Украины есть смысл обращаться только в том случае, если виновник аварии – гражданин Украины".
 
По словам Мерзлякова, в этой аварии пассажирам действительно есть смысл писать претензию именно к перевозчику, однако если он отказывается возмещать ущерб, то следует идти в суд. Правда, заявление в суд, подчеркивает эксперт, надо будет подавать уже на турфирму – именно потому, что непосредственный договор заключен именно с ними. А суд  разберется.

Единственный договор, который заключала пострадавшая, - с турфирмой
 
А это - договор турфирмы "Кактус-тур" и перевозчика "Автолайн-Кюн"
 
"Когда происходят аварии с туристическим автобусами, то на самом деле схема действий всегда одна - решаются в первую очередь не вопросы страхования, а вопросы юридической ответственности одной или нескольких компаний за качество предоставляемых услуг перед потребителями этих услуг. В данном случае – туристических".
Хотите быть здоровым? Раз в неделю наш редактор будет присылать лучшие советы врачей и новости медицины
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
-10%
-20%
-50%
-10%
-50%
-10%
-15%
-15%
-50%