Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Экономическая сторона скандала не является последней по значимости. Особенно если учесть, что реакция главных действующих лиц пока не прояснена. Тем не менее ситуация развивается, и рекламный агент НТВ в Беларуси высказывает обвинения, в том числе и в адрес ООО "ТВ-реклама". Предлагаем сравнить мнения о происходящем руководителей "Медиа Сервис Арт" и "ТВ-реклама".

Святослав Топеха, генеральный директор ООО "Медиа Сервис Арт", которое является рекламным агентом телекомпании НТВ на территории Беларуси и входит в состав холдинга "Медиа-Мост".

- Доля аудитории и рекламный рынок на ОРТ, РТР, НТВ и БТ?

Что нам инкриминировалось? Во-первых, демпинг. Но сейчас, правда, про это не говорят, но раньше говорили достаточно много. Дескать, мы искусственно занижаем цену, чтобы переманивать на свою сторону рекламодателей. НТВ имеет 10% зрительской аудитории на территории Беларуси, остальные 90% смотрят БТ, ОРТ, РТР. У нас охват 45% территории, у них у всех - почти 90%. БТ и ОРТ - 100%, а РТР - 79%. Мы продаем время дороже, чем они, в 1,5-2 раза.

Имея 10% доли зрительской аудитории, мы собираем не менее 40% рекламного бюджета.

- Кто как работает?

Мы пришли со своим товаром и пытаемся его продавать. Говорят, что 70% рекламных денег, полученных от белорусских рекламодателей, уходит в Россию. Но и 30% оставлять - достаточно гуманно, это помимо уплаты всех пошлин и налогов. На самом деле мы оставляем больше 50%. Мы единственная телекомпания, которая полноценно платит за распространение собственного сигнала. Примерно 200 тысяч долларов в год мы платим Минсвязи за распространение сигнала на территории Беларуси. Структуры Минсвязи, которые вместе с нами находятся в партнерских взаимоотношениях по размещению рекламы в эфире, зарабатывают еще порядка 150 тыс. А за прошлый год мы собрали за рекламу менее 700 тыс. долларов. Примитивная арифметика: больше 50% валюты остается непосредственно в Беларуси. Я уже не говорю о том, что мы платим все налоги. Кроме того, у нас 25 человек обслуживают этот проект только в штате.

- Схемы работы?

Мы работаем с крупными зарубежными рекламодателями напрямую и уже после этого отчитываемся перед телеканалом, после - перед нашими партнерами в Беларуси. Те ребята пошли по более сложной схеме: существует московская фирма "Трэнд". Я не говорю, что все так идет, но то, что многое, - факт. В Москве - рекламодатель и рекламное агентство. Так вот, рекламодатель сначала отдает деньги рекламному агентству, которое после этого связывается с эксклюзивным продавцом на территории Беларуси телеканалов ОРТ и РТР - фирмой "Трэнд" и переводит деньги ей. После этого "Трэнд", даже если не прокачивает больше ни через никакие организации, отдает деньги в фирму "ТВ-реклама". Так как на каждом этапе взимается комиссия, то до БТ действительно доходят не очень большие деньги.

- Как продают и эффективность продаж?

Ситуация следующая. БТ, по заявлению Чикина, собрало 1,5 млн. долларов. Речь идет о БТ, ОРТ, РТР. Но БТ само не продает. Оно полностью отдало продажу собственного рекламного времени и рекламного времени на телеканалах ОРТ и РТР замечательной организации ООО "ТВ-реклама". Клиентский отдел у них отсутствует. Он им не нужен. Если вы монополист, то вы можете сидеть, как диспетчерский пункт. К вам приходят и платят деньги. Единственное, что они делают - дают скидки. Скидки - по прайс-листу, а если вы не размещаете рекламу на НТВ, то еще 20% скидки, но телерекламой, а не белорусскими рублями.

Когда мы предложили Рыбакову (1-й зам Чикина. - Ред.) более серьезно отнестись к проблемам недополучения БТ своих доходов, то он сначала объявил, что мы воруем тут направо и налево. А потом лично президенту выдал абсолютно искаженную информацию. Считаю, что это право государство решать, каким образом распространять сигнал на собственной территории: через Минсвязи, через НГТРК, через все что угодно. Наша задача такова: вы нам скажите, как транслировать сигнал, за который мы заплатим. Но это произведенный нами товар. Мы потратили на него деньги...

- Это конкурентная борьба?

Не хотел бы отождествлять наш конфликт с какими-то московскими разборками. Я согласен с Рыбаковым - это конфликт финансовый. Это не политика, не сведение счетов, а элементарная конкурентная борьба, которая ведется недостойно и неправомерно. Люди зарабатывают деньги.

Игорь Новицкий, директор ООО "ТВ-реклама", которое представляет интересы группы компаний "Видео Интернэшнл" и размещает рекламу в белорусском эфире на ОРТ, РТР и БТ.

- Доля аудитории и рекламный рынок на ОРТ, РТР, НТВ и БТ?

Разная интерпретация рейтингов. Да, канал НТВ - рейтинговый, его смотрят, но в рейтингах все сводится к социологии. Подобные исследования проводятся лабораторией социологических исследований "НОВАК". В нем есть много разных показателей по аудитории. Есть такой как share, или доля, это процентное соотношение аудитории канала к тем, кто смотрел телевизор. Доля НТВ по республике около 10%, покрытие территории - 40-45%. Но доля НТВ в Минске - 20,4%, похожая картина и в других областных центрах. Есть и другие показатели, которые они называют своим рекламодателям. В четвертом квартале НТВ имело около 20% рынка.

- Кто как работает?

Нам делегированы полномочия от правообладателей группы компаний "Видео Интернэшнл Трэнд" на размещение рекламы в Беларуси на каналах ОРТ и РТР. И есть договор, что мы продаем региональную рекламу. "ТВ-реклама" выполняет организационно-технические функции, которые заключаются в следующем: "ТВ-реклама" арендует площади в аппаратно-студийном комплексе (АСК-1) на ул. Коммунистической. Именно на этом оборудовании производится врезка белорусской рекламы в "материю" российских телеканалов. Организационная часть работы заключается в сборе и заключении договоров на рекламу. Все легально, и все стороны довольны. На сегодняшний день заключено более 100 договоров.

- Схемы работы?

Схема работы выглядит следующим образом. БТ урегулировало свои отношения с ОРТ и РТР о правомерности размещения региональной белорусской рекламы. Желающие разместить рекламу обращаются в "ТВ-реклама" или в рекламно-коммерческую дирекцию НГТРК и оплачивают рекламное время. "ТВ-реклама", удержав свои комиссионные, перечисляет полученные деньги НГТРК, которая, в свою очередь, рассчитывается с российскими каналами по предварительной договоренности.

- Как продают и эффективность продаж?

Мы можем доказать эффективность своей деятельности, и она более эффективна, чем продажа НТВ в Беларуси.

Разные методики продаж. Заполнить эфир большого труда не составит. Пакетная продажа: за определенное количество эфира платят деньги оптом и затем показы рекламы равномерно распределяются в течение всего эфирного дня - это метод НТВ в Беларуси.

Мы торгуем эфирным временем в розницу по тарифам в определенной программе. Из-за этого получаются дыры, но экономически это оправдано. Нет суеты. Ведь наличие в эфире рекламы не значит, что за нее заплачено.

"ТВ-реклама" работает только с марта 2000 года. Профессионально мы стали работать позже. Это можно объяснить тем, что на первое полугодие все рекламные бюджеты уже были сверстаны и до июня НТВ имело больше.

- Это конкурентная борьба?

Если НТВ вещает на Беларусь, значит, есть договора с Минсвязи. Есть НГТРК, и вопрос продажи рекламы две компании обсуждают. Посредник, уполномоченный агент или оператор тут не при чем, как две стороны решат, так и будет. Получается так, что пока только эмоции и нет конструктивного диалога.

Мы - конкуренты Топехи, но тут нет ничего личного. Не в моих интересах вмешиваться в их отношения. Для "ТВ-реклама" проблемы решены, и мы находимся в стороне, но свои интересы мы будем отстаивать.

Белорусская Газета
,