Трагическое событие, произошедшее в Минске вечером 13 ноября, когда у крыльца школы под колесами Porsche Cayenne погиб 9-летний мальчик, до сих пор горячо обсуждается в обществе. Этот случай заставил задуматься и чиновников, и родителей, и автомобилистов. На днях у ряда минских школ появились шлагбаумы, с детьми и родителями беседуют педагоги. Не обошлось и без отставок: своих должностей лишились заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Константин Страх и начальник отдела ГАИ администрации Фрунзенского района столицы Юрий Жихарев. Бурные дискуссии вызвала тема взаимосвязи поведения водителя и стоимости автомобиля, которым он управляет. Сегодня мы публикуем два разных мнения на этот счет: Владимира Чуденцова и Юрия Зиссера.

За что я не люблю владельцев дорогих авто?

Владимир Чуденцов, журналист TUT.BY
Владимир Чуденцов, журналист TUT.BY
Трагедия, случившаяся 13 ноября у порога столичной средней школы № 23, когда под колесами Porsche Cayenne погиб 9-летний Владик Грудьев, в очередной раз расколола белорусское общество. Впрочем, непримиримое разделение на убежденных автомобилистов и рассерженных пешеходов назревало уже давно по вполне объективным причинам: все крупные белорусские города перенасыщены автомобилями сверх всяких разумных норм.

Понятно, что по делу гибели Владика состоятся следствие и суд, которые установят и прямого, и косвенных виновников трагедии. Вот только на самом деле их - гораздо больше. Это - абсолютно все автомобилисты страны, которые живут по принципу "если нельзя, но мне очень нужно, я могу нарушить правила". Это - и все пешеходы, которые боятся вступать в конфликты и защищать свои нарушенные права, несмотря на то, что им каждый день приходится на остановках продираться к дверям общественного транспорта во второй ряд (в первом припаркованы частные авто), обходить по лужам стоящую на тротуарах во дворах пресловутую частную собственность, терпеливо потеть в салонах автобусов и троллейбусов, попавших не по своей вине в пробку и идти пешком вдоль трамвайной линии, на которой двое "хозяев жизни" битый час выясняют, кто из них кому сколько должен за слегка поцарапанный бампер.

Виноваты мы все - трусливые и равнодушные. В том, что не можем поставить на место тех, кто обнаглел. И, наконец, признать суровую правду: решить проблему с автомобилями можно лишь принудительным сокращением количества автомобилей, которыми должны владеть лишь те, кому они действительно, а не мнимо необходимы.

С точки зрения эволюции человек - всего лишь высокоразвитое животное. Которому, как известно, свойственно конкурировать с собратьями по виду в борьбе за самок, корм и жизненное пространство. Вот только если, например, у павлина (птицы с размером мозга, примерно как у обычной курицы) этой цели служит роскошный хвост, то у человека цивилизованного роль индикатора якобы высокого статуса играет демонстративное потребление материальных благ. В последние век-два социологи говорят даже о сверхпотреблении: люди охотно тратят деньги, которых у них нет, на вещи, которые им на самом деле не нужны. Этот неоправданный спрос на предметы, без которых вполне можно обойтись, активно стимулируется маркетологами, беззастенчиво эксплуатирующими словечки вроде "VIP", "элитный", "представительский", "бизнес-класс"... Доходит до курьезов: назови дешевую лапшу быстрого приготовления "Бизнес-ланч", и ее станут покупать гораздо охотнее. А уж реально качественные и дорогие вещи превращаются из утилитарных товаров потребления в предметы хвастовства и средство унижения окружающих.

Я не первый год спорю с "убежденными автомобилистами" как на различных интернет-площадках, так и в реальной жизни. Вы знаете, каков их главный аргумент? "Вы - нищеброд и просто завидуете". Причем "завидую" я, по их разумению, и наличию в собственности оппонента новенького Porsche Cayenne за 75 тысяч евро прямо из автосалона, и способности собеседника всего за 5-6 тысяч долларов пригнать с германских автосвалок серьезно подержанный BMW десятилетней давности, и даже ржавенькому Volkswagen Golf, который купили на минском авторынке в Малиновке за 500-600 "зелененьких" и, за отсутствием денег на парковочное место, поставили, словно памятник человеческому идиотизму, на газон между подъездом жилого дома и детской площадкой.

Завидую, как же... А может, автовладельцы банально путают зависть (именно ее они очень старательно и даже навязчиво пытаются вызывать у окружающих) и ненависть?..

В последнее время даже официальные представители белорусской милиции стали замечать: чем дороже авто, тем невоспитаннее его водитель. Более того: обычно сдержанные люди в погонах, которым априори полагается быть над схваткой, теперь не стесняются прямо говорить об этом вслух. Я милиционеров прекрасно понимаю - допекли. Как рассказал мне однажды в приватном разговоре абсолютно рядовой сотрудник ГАИ, чем дороже машина, тем больше вероятность, что пойманный на месте нарушения ПДД водитель будет качать права и угрожать сведением счетов с помощью своих денег и связей. Ответить им хамством на хамство милиционеры не могут -  не позволяют погоны и статус.

Из-за в корне ошибочного представления "Я покупаю элитное, следовательно, я - элита" владельцы дорогих авто почему-то уверены, что вместе с техпаспортом в автосалоне им передали и индульгенцию на любые нарушения ПДД, и право чувствовать себя выше и важнее остальных, и, что самое страшное, презрение к окружающим.

В любой нормальной стране для того, чтобы трагедия, подобная той, что произошла у 23-й школы, стала невозможной, было бы достаточно одного запрещающего знака. У 23-й школы он был. Однако "элитные" водители (выезжая на место происшествия, я не заметил там ни одних "Жигулей") совершенно серьезно решили, что его требования лично их не касаются. Даже на следующее утро после трагедии мы сняли видео, где машины продолжают парковаться у школы, и даже свечи, мягкие игрушки и цветы на месте гибели 9-летнего Владика не действуют на опостылевшее всем нормальным людям "ну мне же очень надо!" водителей. Винить в произошедшем убежденные автомобилисты готовы кого угодно: столичные власти, не застроившие последние зеленые кусочки Минска асфальтированными и, конечно же, бесплатными парковками (а разве обязаны?), и администрацию школы, не позаботившуюся об освещении и шлагбаумах, но только не себя. Проезд под запрещающий знак такие существа (простите, людьми я их назвать не могу) считают вполне в порядке вещей - ведь "мне очень надо". Вариант, чтобы просто не ехать на автомобиле туда, куда ехать на нем невозможно, не нарушая правил, даже не рассматривается!

И еще немного личных наблюдений: почему-то самые дорогие авто покупают не люди с действительно высоким социальным статусом, а те, что изо всех сил пытаются лишь выглядеть таковыми. Я лично знаю многих успешных бизнесменов, художников, писателей, композиторов, артистов, которые ездят на скромных Renault или Citroen, при этом аккуратно соблюдают все правила и уважают других, пусть и пеших участников дорожного движения.

В то же время, как вы думаете, где устраиваются самые масштабные "парады тщеславия" автомобилистов? Неожиданно - у минских общежитий. Люди, у которых нет денег даже на покупку квартиры в Минске (впрочем, все они, как правило, стоят в "льготных" очередях), активно соревнуются друг с другом, кто купит автомобиль покрупнее и подороже. Причем паркуют свои Porsche Cayenne и прочие BMW X6 исключительно на тротуарах и газонах рядом с общежитием и ошибочно принимают справедливое раздражение с трудом обходящих их пешеходов за лютую зависть...

Не менее сильное раздражение испытывают и они сами: например, когда за их "понтомобилями" (увы, это случается очень редко) приезжает эвакуатор. "Кто вам разрешил прикасаться к моей частной собственности?!!" - кричат они на интернет-форумах.

А ничего, что свою "частную собственность" они безо всякого на то права взгромоздили на собственность общественную, то есть нашу с вами?

Такие автовладельцы не понимают элементарной вещи: социальный статус нельзя купить. Его можно только заслужить. И не демонстративным потреблением, как внушают всем нам хитрые маркетологи, а исключительно созиданием. К примеру, во времена Пушкина было так же немало "статусных" купцов и промышленников, имевших немалые деньги, катавшихся в золоченых каретах и устраивающих расточительные попойки пусть не в минском ночном клубе Dozari, но в цыганских таборах с оркестром, танцами и медведем. И ведь им (за их деньги, конечно) охотно пели: "К нам приехал, к нам приехал, Иван Иваныч дорогой...".

Вы можете сейчас хотя бы вспомнить имена этих "иванов иванычей"? Без Google и "Википедии"? Слабо?

А умершему в нищете в тесной питерской съемной квартирке Пушкину, жившему в тот же период, ставят памятники в десятках стран мира до сих пор. Хоть и не было у него никаких золоченых карет...

9-летний Владик Грудьев, погибший под колесами Porsche Cayenne у школьного порога, конечно, не Пушкин - его жизнь только начиналась. Но начиналась она хорошо и красиво: паренек отлично учился, побеждал в школьных олимпиадах, а его комнату украшали несколько заслуженных спортивных наград. Все мальчишки во дворе и в школе считали за честь дружить с Владиком. Кем бы он мог стать? Великим спортсменом, ученым, врачом, архитектором, военачальником? Что он мог бы создать для человечества? Ответа на этот вопрос мы уже не узнаем...

Зато я отлично знаю ответ на другой: что человечеству ценнее? Жизнь этого светлого, умного и доброго ребенка или самоутверждение "уважаемого бизнесмена", единственное достоинство которого для общества - то, что он "добился", "заработал" и "смог себе позволить" потратить кучу денег на кусок железа, который уже через десяток лет сгниет на свалке?..

Вот только ответ на этот вопрос убежденным автомобилистам, особенно тем, кто покупает автомобиль не столько для поездок, сколько ради чувства превосходства над согражданами, боюсь, совсем не понравится...

О презумпции виновности богатых

Юрий Зиссер, основатель TUT.BY
У нас не любят богатых. Бедные – они разные, но вот богатый точно плох. Если набедокурил бедный – с кем не бывает. Но если правонарушение совершил богатый – действует презумпция виновности: богатый так себя ведет только потому, что нагл и уверен в своей безнаказанности. Народ в своей массе отказывает богатым быть такими же разными, как бедные, наделяя их сугубо отрицательными чертами. (Кстати, это касается не только богатых или бедных, но и любых "чужих". Отдельная очень серьезная тема.)

Оглянитесь вокруг себя. Кругом масса бедных типов, ведущих асоциальный образ жизни. Они не работают и не учатся, днями пьют "чернила" и "самогонку", ползают по дворам и свалкам и просят у прохожих деньги. Они обманывают и воруют. Иногда противно кричат и дерутся, выясняя отношения. Их много, они видны каждый день повсюду, кроме главных улиц.

Живя в квартирах, они избивают жен и дочерей и терроризируют соседей, устраивая дискотеки, ремонты и мордобои посреди ночи. Их устали укрощать участковые, а милиция давно перестала выезжать по звонкам их соседей, зная, что "бедные" им дверь не откроют, а взламывать дверь нельзя – неприкосновенность жилища охраняется законом.

Посмотрите на наши дворы и подъезды. Силами бедных они превращены в общественные туалеты и доски для рисования и нецензурных записок, а лифты не спасает даже антивандальное исполнение "Могилевлифтмаша". Посмотрите на чудом сохранившиеся скамейки со спинками – часто ли можно увидеть людей, сидящих на скамьях, а не верхом на спинках, поставив ноги в обуви на скамьи? Разве все это творят богатые? Специально приезжают в города из своих роскошных загородных особняков на джипах и куролесят?

Вспомните нашумевшие случаи правонарушений за рулем. Вот тут можно прочесть великолепную статью на эту же тему, с отличными характерными российскими примерами. Но разве прорвавший "живой щит" белорус Роман Ментюк богат? Или, может, богаты сотрудники ГАИ, этот щит выстроившие? Разве деревенские трактористы (или водители разваленных "копеек") с 2,5 промилле алкоголя в крови, регулярно садящиеся за руль без прав и становящиеся причиной многих ДТП с несколькими смертями, включая детские, богаты?

Я живу в центре Минска в огромном, но тесном дворе с единственным въездом. Каждый день в нашем дворе образуются пробки на полчаса из-за того, что водители бросают машины прямо в арке, являющейся "бутылочным горлышком" нашего двора, тем самым делая разъезд автомобилей невозможным. Как показали мои многолетние наблюдения, машины, бросаемые под аркой, ничуть не богаче и не беднее тех, кто удосуживается заехать во двор и припарковать авто в разрешенных местах, которые в глубине двора для меня всегда находятся.

На дорогах меня "подрезают" "жигулисты", владельцы старых "Опелей" и "корчей" гораздо чаще, чем крутые джипы, которые, кстати, чаще ездят нормально – и не лихо, и не как пенсионеры. Многие водители дешевых старых авто (как, впрочем, и "крутых тачек") "забывают" показывать повороты. Мало кто пользуется громкой связью, предпочитая прижимать телефон плечом к уху и тормозить поток (кстати, дорогие машины стандартно оборудованы громкой связью).

Не так уж много водителей включает ближний свет фар в условиях недостаточной видимости. Большинство на пару метров переезжают широкую белую полосу перед светофором (за что в Германии сразу были бы сфотографированы и автоматически получили на дом квитанцию на штраф) и нередко даже заезжают аж на "зебру". Или в часы пик, заведомо видя, что из-за создавшейся впереди пробки не успеют переехать перекресток до наступления красного, – все равно упрямо едут, после смены сигнала светофора мешая машинам поперечного направления проехать и создавая пробки, которых могло не быть. Неужели потому, что эти водители богаты? Или потому что бедны?

На сайте в рубрике "Советы психолога" дана научная классификация четырех психологических типов водителей. Очень рекомендую почитать всем водителям и неводителям. Характерно, что в этом тексте, являющемся популярной компиляцией монографий всемирно известных ученых-психологов, ни слова о благосостоянии водителей не сказано. Что абсолютно неудивительно. Никакой связи между богатством и нормативным поведением человека не существует, как бы то ни было соблазнительно объяснять корни криминогенности и асоциальности индивидуума уровнем его благосостояния – как богатством, так и бедностью. "Очевидные" суждения не всегда истинны, увы.



Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-38%
-55%
-21%
-20%
-35%
-15%
-15%
-70%
-20%