Именно этот вопрос стал одним из главных в ходе дискуссии "Читать нельзя смотреть", прошедшей на ежегодной конференции "Деловой интернет".



О роли журналиста в современных СМИ и обществе в целом, пользовательском контенте и информационном вале говорили Павлюк Быковский ("Белорусы и рынок"), Сергей Сахаров (городской интернет-журнал CityDog.by), Павел Свердлов (Европейское радио для Беларуси), Александр Старикевич ("Салiдарнасць"), Ольга Анципович (kp.by), Денис Блищ (Onliner.by), Александр Градюшко (Институт журналистики БГУ), Владимир Казанков (СТВ), Марина Золотова (TUT.BY).

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Марина Золотова: "Редактор постоянно пребывает в поиске, конфликте с самим собой, потому что броский заголовок привлекает внимание, означает большое количество просмотров и жаркое обсуждение. Невозможно не говорить о посещаемости, потому что имидж, репутация, лояльность аудитории - взаимосвязанные вещи. Сегодня в интернете почти половина страны, и это вынуждает интернет-издания сильно меняться. В связи с этим хотела спросить, что вас удивляет сегодня в вашей аудитории?"

Денис Блищ: "Мне кажется, аудитория не меняется, она такая, какая есть, просто ее стало очень много. Раньше в интернете вы видели людей с определенным социальным положением, теперь вы видите всех, полный срез общества. У нашего общества есть большая проблема коммуникации со СМИ. В телевизор ему сложно плюнуть, а в интернет плюнуть очень легко. Поэтому аудитория стала проявлять свои истинные качества, мысли доступным ей способом. Меня ничего не удивляет, это нормальное положение вещей, и нужно быть готовым к тому, что все люди, которые сидят в интернете, вместе с вами ездят в троллейбусах, автобусах, ходят по одним и тем же улицам, в магазины за водкой. Часто говорят, что мы вытаскиваем на свет жареные факты. Это неправда, мы пишем только о том, что происходит в нашей стране".

Павлюк Быковский: "Сейчас предложение информации превышает возможный на нее спрос. Новости нужно потреблять, а читателям не хватает на это внимания. Персонализация контента позволяет подписаться хотя бы на часть новостей, чтобы не читать все. Но это тоже не решение проблемы. Некоторые воспользовались RSS-ридерами, что тоже было решением проблемы, но сейчас слишком много подписок, на которые можно подписываться. В социальных сетях наши френды двигали ссылки референтным группам, но сейчас френдов слишком много, и постоянно нарастает вал информации. Возникает проблема, как выдумать новый фильтр, который помогал бы ориентироваться, находить именно ту информацию, которая нужна, и предложить этот сервис как что-то, что будет приносить прибыль. Мне кажется, в таких условиях возникает новая роль журналистов, которые могут быть фильтром и которым будут доверять в отборе информации".

Александр Градюшко: "Журналист - это ответственная социальная фигура, формирующая знания людей. Аудиовизуальные СМИ формируют информационную повестку дня еще более мощно, чем "Советская Белоруссия" и "Рэспубліка". Вы чувствуете социальную ответственность, перед тем как ставить на сайты материалы, которые могут формировать общественное мнение и клиповое, бульварное, фрагментарное сознание людей?"

Марина Золотова: "Естественно, чувствуем. Но социальная ответственность заключается не только в том, чтобы сказать: "Ребята, так делать нельзя. Это черное, а это белое". Социальная ответственность - когда ты не искажаешь информацию и видишь, что она приводит к реальным изменениям".

Павел Свердлов: "Чувствуют ли свою социальную ответственность газеты, которые вы назвали, и белорусское телевидение? Мне кажется, что СМИ, избегающие определенных тем, в том числе молодежных, или освещающие их в определенном идеологическом ключе, нарушают стандарты журналистики и о социальной ответственности не задумываются вообще".



Александр Градюшко: "Планка ответственности в интернет-СМИ гораздо ниже, чем у журналистов профессиональных СМИ, которые по закону являются СМИ".

Александр Старикевич: "О какой ответственности за контент применительно к белорусскому телевидению можно говорить, когда любые претензии и суды по отношению к БТ всегда заканчивались одним и тем же, и мы все знаем почему. С моей точки зрения, один из главных трендов - что объем информации и скорость ее поступления постоянно возрастают. У читателя становится меньше времени. Люди сегодня даже заголовки читают по диагонали. Поэтому о чем мы говорим, когда предъявляем претензии по поводу броских заголовков? Что, у газет заголовки не броские? Не стоит катить бочки на интернет-издания. У них ответственности порой больше, чем у так называемых традиционных СМИ.

Воспитательная функция журналиста - это утопия. В лучшем случае мы можем мягко предлагать читателям какие-то вещи, не только то, что популярно, но в одном коктейле более полезные и важные вещи.

Мало у кого вызывает энтузиазм то, что происходит в комментариях к материалам. На самом деле СМИ - это всего лишь зеркало общества: то, что творится на форумах, на самом деле творится в головах людей. Интернет просто предоставил средство самовыразиться тем, кому это нужно".

Ольга Анципович: "Скажу насчет грязи: мы ее не ищем, но если она есть, то скрывать ее нельзя. Никто специально не разыскивает ужасные случаи, но если они произошли, то мы обязаны о них написать, и заголовок будет соответствующий. Если в тексте написан ужас, то читатель должен заранее знать, что он там встретит. Наша главная задача - сделать так, чтобы читателю было интересно. Одному интересны фотографии, а другому - тексты, и каждый должен находить то, что ему нужно".

Сергей Сахаров: "Калі мы пішам пра праблемы Мінску, мы імкнемся даваць альтэрнатыўныя шляхі. Мы ніколі не будзем рабіць артыкул толькі дзеля срача. Калі мы праводзілі апытанне, чаго не хапае Мінску, самы папулярны адказ выхаванай аудыторіі быў, што Мінску не хапае фастфудаў і таго, што звязана з ежай (памятаеце пра піраміду Маслоў?). З іншага боку, на сённяшні момант адзін з самых праглядаемых арыткулаў - пра тое, як мы ездзілі у альтэрнатыўную экскурсію.

Я не сказаў бы, што любоў да срача - гэта асаблівасць толькі беларускай аўдыторыі. Летась мы ездзілі ў Калінінград, дзе нашы калегі задаваліся тым жа пытаннем: што трэба рабіць, каб людзі перасталі лаяцца ў каментарыях. Мы адказалі, што нічога, таму што гэта людзі. А людзі заўжды людзі".

Владимир Казанков: "Нужно получить как можно больше трафика. Если слова "ужас" и "шок" эмоционально улучшают весь заголовок, тогда его можно использовать, и он даст больше трафика. В нейтральном заголовке эти слова лучше не употреблять. Основная цель интернет-СМИ - посещаемость. А вторая цель - конвертировать посещаемость в постоянных посетителей. Еще важно, чьи вопросы решает СМИ или сайт: государства, предпринимателей, оппозиции или простого читателя. Мы четко знаем аудиторию нашего сайта: это женщины 25-30 лет с ребенком. В основном пользователей волнует жилищная проблематика, и сайт решает ее в той мере, в какой может. Благодаря продвижению по новостным запросам наш сайт посещают под 70% из поиска. Поэтому вопрос в том, как завлечь из поиска больше людей и организовать контент так, чтобы он не умирал. Ведь на сайте он может быть актуален и спустя время".

Денис Блищ: "Говорилось, что в Беларуси целый вал информации. Я категорически с этим не согласен. В Беларуси практически выжженное информационное поле с огромным количеством тем, о которых еще можно писать и рассказывать. Если человек чувствует вал информации, ему достаточно выбрать один ресурс и читать то, что ему нравится. Здесь наступает момент той самой социальной ответственности. Onliner.by никогда не будет писать слово "ужас" и "шок" в заголовке, только чтобы привлечь аудиторию из поисковых сетей. Эти слова могут быть использованы только в литературном смысле, а не для привлечения внимания. У каждого издания есть некая авторская позиция. Если она совпадает с мироощущением и системой ценностей вашего читателя, то он останется с вами навсегда, а если вы привлекли его словами "шок" и "ужас", большая вероятность, что он от вас со временем уйдет".



Павлюк Быковский: "Лавина информации не значит, что эта информация та, которая нужна. Действительно, есть дефицит информации в определенных нишах. Тем не менее, сейчас есть серьезная проблема потребления информации. То, что нужно, либо трудно найти, либо вообще недоступно. То, что не нужно, присутствует в огромном количестве.

Кроме того, возникает еще проблема информационного гетто. Прозвучало предложение выбрать один сайт и доверять ему. Есть потребители, которые очень лояльны к определенному ресурсу, и фактически невозможно, чтобы к ним попала информация из большого мира. Люди не догадываются, что есть другой взгляд, другая позиция и другое решение этой же самой проблемы".

Павел Свердлов: "Давайте анатомируем этот информационный вал. Он составляется из одних и тех же материалов: кто-то нашел, и дальше понеслась. Идет война в поисковых машинах, кто выше, кто ниже. Но на самом деле материалы одни и те же. Тут я согласен с Денисом, что можно выбрать одно СМИ и читать то же самое, что у остальных".

Марина Золотова: "Какое место занимает UGC (пользовательский контент. - Ред.) на ваших ресурсах? С одной стороны, это источник информации о событии, когда по кирпичикам складываются свидетельства разных очевидцев. С другой стороны, это true stories, которые сейчас пользуются бешеной популярностью".

Владимир Казанков: "Есть форумы, которые генерируют контент и по которым потом снимают сюжеты на телевидении. Было очень сложно повернуть традиционных журналистов на эту сферу, но теперь они сами призывают присылать новости на форум. Форум стал пониматься как источник информации, по которому можно снять сюжет".

Денис Блищ: "Конечно, пользовательский контент сейчас играет очень большую роль и приносит существенное количество посещений. Пользователи, которые любят и читают ваш сайт, в какой-то момент могут стать источником эксклюзивной новости, поэтому нужно чтить, холить и лелеять читателя".

Павел Свердлов и Денис Блищ
Павел Свердлов и Денис Блищ

- Не секрет, что часть обсуждений форума является достаточно важной для сайта именно как инструмент получения бесплатного уникального контента. Насколько сильно уходит пользовательский контент в связи с развитием социальных сетей?

Павлюк Быковский:
 "Есть пользователи разного поколения, и у них разное медиапотребление. Молодое поколение, которое получает новости "ВКонтакте", читает заголовки и очень часто не переходит по ссылкам. Люди, которые пользуются твиттером, переходят и читают какую-то часть новости, но редко дочитывают их до конца. Мне кажется, что сейчас будет важным даже не само по себе посещение сайта, а присутствие медиа на разных площадках. На каждой будет свой язык и свое общение с аудиторией. Мне кажется, посещения, время присутствия на сайте - это проблема вчерашнего дня. Очень многие люди удовлетворены тем контентом, который получают в социальных сетях. Они там его обсуждают с релевантной группой, которой они доверяют. Медиа нужно думать, как зарабатывать, в том числе через социальные сети".

- Интернет-СМИ очень сложно соревноваться с телевидением в производстве видеоконтента. Какие темы должны выбирать интернет-СМИ, чтобы выигрывать?

Марина Золотова:
 "Развлечения. Но по нашей статистике, программы с Чалым пользуются примерно таким же успехом, как лучшие голы в исполнении "БАТЭ". Понятно, что денег на это тратится не меньше, чем на традиционном телевидении".

Алена Андреева: "Нужно снимать дискуссии, потому что на них есть спрос аудитории.

Пользовательский контент, начиная от ДТП на видеорегистраторах, заканчивая собственными детишками и котиками, тоже смотрят хорошо. Что касается видео нашего производства, то это звезды, VIP-люди и те, до кого рядовой пользователь не может достучаться сам даже в соцсетях".

Марина Золотова: "Это еще и познавательные вещи: сюжеты о людях разных профессий. Это интересно, потому что ты погружаешься в жизнь какого-то человека".

Денис Блищ: "Не надо снимать говорящие головы. Снимать нужно веселый, хороший контент, чтобы ваш журналист не сидел в офисе за столом, а взял камеру и пошел снимать события и людей".

- Два месяца назад МЧС проводил день открытых дверей. Но почему освещают только позитив, но не пишут, что зарплата у этих людей 2,5 млн руб.? Должны ли СМИ меняться?

Павел Свердлов:
 "Пусть сначала эти ребята громко или хотя бы тихо скажут, что они получают 2,5 млн и этим недовольны. Пока они будут молчать, пока ты месяц будешь гоняться за человеком, чтобы он сформулировал для тебя социальную проблему, он будет получать 2,5 млн, и никто не будет об этом читать".

Марина Золотова: "Интернет-аудитория изменилась. СМИ меняются в плане контента и формы, но в этом нет ничего плохого. При этом мы не должны идти на поводу у всех интересов пользователей. Надо держать баланс. Вопрос в том, как его удерживать: сколько должно быть котиков и всего остального. Но очевидно, что государственные и негосударственные СМИ должны меняться".

- Будет ли в Беларуси исключительно интернет-СМИ с качественной аналитикой?

Александр Старикевич:
 "Вся реклама в Байнете - 6 млн долларов в год, на всех. И эта цифра за нынешний год практически не выросла. Качественный продукт не может стоить дешево. Когда у нас расходы на рекламу в 10 раз ниже, чем в России, некорректно сравнивать российские и белорусские интернет-СМИ. Будут деньги - будет и качество".

Денис Блищ: "Мне кажется, аудитории аналитика просто не нужна. Если бы был запрос аудитории, появилась бы реклама на аналитических сайтах и появились бы аналитики".

- Украинский медиа-эксперт Евгений Грибовицкий сказал, что журналистика не является творческой профессией и, соответственно, это сервис. Он может отличаться качеством, дизайном, оформлением. Каково ваше мнение?

Александр Градюшко:
 "Потихоньку журналистика из творческой деятельности превращается в сервис. Получается, мы обслуживающий персонал пользователей, поэтому роль журналистов в обществе нивелируется. Если все превратится в сервис, то грош цена таким журналистам". 
-55%
-20%
-15%
-5%
-44%
-40%
-20%
-20%
-30%
-20%
0067536