Кристина КРИВОРУЧКО,

На улице Голубева в Минске открылся новый супермаркет "Виталюр"
На улице Голубева в Минске открылся новый супермаркет "Виталюр"
Собирались за хлебом, а потратили раза в четыре больше. Знакомая ситуация, не правда ли? Не раз и не два слышала от знакомых: “В гипермаркет нужно брать список необходимых покупок”. Так и хочется добавить: “А также шоры на глаза, чтобы не схватить что-нибудь привлекательное, но не остро необходимое. И прищепку на нос — чтобы не соблазняться восхитительными ароматами выпечки”. Никогда не задумывались, что все это не просто так? Не организм капризничает, и не мы транжиры. Перед нами — грамотные маркетинговые уловки. Которые подстерегают уже на входе в “обитель зла” — магазин.

Итак, ловушка первая — вместительные тележки. Есть, конечно, и корзинки. Но ведь тележки удобнее, кто спорит. А большая тележка с одиноким йогуртом или сиротливой буханкой хлеба — это как-то грустно. Места много, значит, и продуктов надо положить от души. В самом деле, не оставлять же пустое пространство. Поздравляю, вы сходу заглотнули наживку! Ваш шопинг-план “йогурт-хлеб” пополнится еще чем-нибудь вкусненьким, чем-нибудь интересненьким и чем-нибудь “на скидке”.

Кстати, о скидках. Ловушка номер два. Видим желтую табличку, перечеркнутую старую цену — и все, сердечко уже радостно бьется в предвкушении “экономии”. А “на халяву”, как известно, хлорка творогом и уксус сладкий. А по уму бы всмотреться в цифры: действительно ли там “супермегаскидка”. Или, как часто бывает, разница в 300—400 рублей. Неважно! Скидка же. И все равно, что дома стоит только-только начатая бутылка уксуса.

И еще немного о “халяве”. Ловушка номер три. Всем знакомы различные акции, которые проводятся в любом супермаркете. Только ты направляешься к йогуртам, как чуткое ухо слышит милые сердцу слова: “Акция! При покупке двух упаковок майонеза — подарок”. И все, йогурт позабыт-позаброшен, мы ищем, где же тут подарки. А если еще и продегустировать предложат... Ну точно, пропали. Мозг работает в режиме “бесплатно угостили, нужно быть благодарным — приобрести майонезик”. Кстати, ситуация совсем не “виртуальная”. На днях зашли с другом в один из супермаркетов и наткнулись на такую майонезную акцию. И что вы думаете, посмаковав три вида майонеза, друг уже тянул руку за упаковкой. Пришлось отрезвлять: твердым голосом напомнить, что только вчера куплены две пачки майонеза.

Вернемся к нашим баранам, точнее — йогурту. Никогда не задумывались, почему молочный и хлебный отделы (по большому счету, отделы первой надобности) находятся где-то далеко в недрах супермаркетов? Та-дам! Ловушка номер четыре. Гениальность идеи невозможно не признать. Пока вы доберетесь до нужного, успеете набрать много бесполезного. Кстати, вполне вероятно, что дойдя все-таки до молочного отдела, вы не вспомните, зачем вообще сюда пришли. Неудивительно, ведь вокруг столько всего яркого и вкусно пахнущего!

Кстати, о запахах. Ловушка номер пять. Перед ароматом свежей выпечки не устоит никто. Это уже проверено и тысячу
раз доказано. А если эти ароматы атакуют, к примеру студента на голодный желудок? Покупка гарантирована.

Теперь о шестой ловушке — “о яркости и красоте”. Думаю, каждый слышал выражение “на уровне глаз”. А кто задумался, что оно означает? Все гениальное просто. Как только мы видим что-то приятное-вкусное-красивое, мозг тут же получает сигнал “это нам нужно”. Все, процесс запущен, точка невозврата пройдена. Именно поэтому многие дорогостоящие товары часто расположены именно на этом самом уровне.

Согласитесь, у каждого есть такой печальный опыт. Красиво, ярко — цапнул. А узнав уже у кассы стоимость, думаешь — “где были мои мозги?!” Приведу собственный пример. Сладкоежка по натуре, я польстилась на красивую упаковку бельгийских конфет. А упаковка еще и полупрозрачная была. Ну вы представляете, как действует на любителя сладкого дразнящий шоколадный цвет. Рефлекс такой, что собака Павлова отдыхает. А вот оценив ущерб, нанесенный моему бюджету, я уже думала, как бы протянуть оставшуюся неделю до стипендии.

И слово о кассах. Ловушка номер семь. Итак, представьте себе “среднестатистическую” кассу. Множество всяких мелких вкусностей. Помножим это на внушительную очередь. Рука так и тянется к шоколадке, батончику. Да хотя бы к чупа-чупсу. Не ссылайтесь на рецепторы и чувство голода. Они тут снова не причем. Спасибо за это скажем маркетингу.

Назревает вопрос, как с этим бороться и есть ли смысл? Смысл есть, в противном случае следующий отрезок времени (продолжительность у каждого своя) будете сидеть на хлебе и кефире. А может, и только на хлебе. Как бороться с шопингоманией? Прежде всего — составляем список. Четкий, лаконичный, определенный. Только необходимое. В торговом зале берем корзинку, а не тележку. Необходимость таскать тяжести убережет от попыток этих тяжестей набрать. Следующий маневр — передвигаемся по супермаркету короткими перебежками. А если серьезно, то идем только в молочный и только в хлебный отделы. Причем не окольными путями — через вкусности и скидки, а максимально напрямик. Так же быстро хватаем необходимое и, не сбавляя скорости, закладываем вираж к кассе. Дожидаясь своей очереди “расплаты” стоим смирно, по сторонам не озираемся. Можно еще раз изучить содержимое корзинки. Мало ли, не удержались и прихватили что-то “не то”. Итак, мы довольные, счастливые, с приятным чувством сэкономленного бюджета покидаем “обитель зла” — гипермаркет. Как видите, все гениальное просто. Даже маркетологов можно обхитрить.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-10%
-30%
-27%
-15%
-10%