Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Информационную революцию некоторые белорусские чиновники понимают по-своему. Не знаешь - научим, не хочешь - заставим. Раз за окном век глобализации, где уровень информированности имеет ключевое значение, значит, каждый гражданин обязан быть частью мирового потока знаний.

Благородная цель. Правильные рассуждения. Это если мы говорим об общей теории, о благих намерениях. Когда чиновник говорит тебе о важности информации, ты, поддавшись порыву чувств, рисуешь самые радужные перспективы: крупные предприятия вне зависимости от формы собственности бесплатно подпишут на Financial Times и Economist, на "Коммерсантъ" и "БГ", подключат к Интернету и научат работать отделы снабжения, рекламы и сбыта, за счет местных бюджетов оплатят создание web-страничек и разместят их рекламу как в стране, так и за рубежом. Для полного счастья можно за счет бюджета оплатить обучение топ-менеджменту у ведущих мировых консалтинговых и аудиторских фирм (JP Morgan, Moody’s, Standard & Poor’s, Price-waterhouseCoopers и др.). Форм информационной помощи много. Были ли бы деньги.

Информационный рынок сегодня - это десятки миллиардов долларов, если не брать Интернет и печатные СМИ. Госслужащие в любой стране не могут конкурировать по своему потенциалу в качестве продавцов информации с частными компаниями. Редкий американец поменяет годовую зарплату в консалтинговой фирме в $70-100 тыс. на бюрократическое кресло за $30-40 тыс. Порядок цифр в России или в Беларуси другой, но принцип тот же. Но американцы делают информационную революцию, а мы пытаемся лишь влиться в создаваемый другими поток. Причем наш чиновник вдруг решил, что он лучше знает, как это делать.

Можно ловить ветер сетями

У нас государство редко допускает мысль, что рынок может сделать что-то лучше и дешевле, особенно в сфере информации. Белорусская советская система не предоставляла информацию и анализ, а пичкала нас пропагандой. За 10 лет не многое изменилось. Вот только спрос на идеологически окрашенную пропаганду упал, а на глубокий анализ вырос. Появились частные мозговые центры, предложившие растерявшимся чиновникам современный анализ политических, экономических и социальных процессов. Независимые исследовательские центры говорили со своими зарубежными иностранными коллегами на одном языке. Они были гораздо мобильнее, знали иностранные языки, были открыты для восприятия новых знаний. Тот же процесс происходил на рынке консалтинговых услуг и текущей информации. Во всех постсоветских странах появились частные информационно-аналитические издания, сразу завоевавшие авторитет среди государственных и частных компаний. Бурно развивался и прикладной консалтинг. Лучшие юристы, финансисты, аудиторы, бухгалтеры, нотариусы, не имеющие возможности реализовать свой потенциал в жесткой госсистеме, открыли свои компании. Да, было много "пены", но останься у нас рынок, к сегодняшнему дню мы бы имели авторитетные, раскрученные брэнды. Они сами по себе составляли бы гордость страны. Но отношение нашего государства к закону как таковому превратило нотариусов, юристов, аудиторов в не нужный авторитарной стране класс.

С мозговыми центрами государству справляться сложнее. Душили проверками - не задушили. Отсекали от информации - они все равно ее получали от внешних источников. Игнорировали участие в конференциях - себе же хуже сделали. Не замечали социально-экономических диагнозов - получали те же из Москвы, Вашингтона и Брюсселя. С газетами так же поступили, как и записано в Конституции - как с равными. Лишили доступа к информационным источникам, рекомендовали госчиновникам и директорам не общаться с "продажной" прессой, запретили давать рекламу в независимых изданиях. К тому же в несколько раз увеличили для частников операционные издержки (распространение, аренда и т.д.). Государственный информационный демпинг продолжается. Рыночными способами с независимой аналитикой и консалтингом справиться не удалось. Решили прибегнуть к излюбленным инструментам давления и насилия. Принудительная подписка на "благонадежные" издания и "убедительные просьбы" участвовать в семинарах и курсах стали нормой для государственной PR-кампании своих изданий или проводимых под их "крышей" семинаров.

Что может сделать чиновник местного или республиканского уровня, если бизнесмен или директор госпредприятия не отзовется на его "человеческую просьбу"? Арсенал средств у него самый широкий: прислать проверку, провести аудит правильности выполнения требований лицензии, соответствия режима работы предприятия с нормами пожарной, санитарной и даже экологической безопасности. Можно увеличить обязательную норму заготовки сена или уборки территории вокруг арендуемого помещения, пересмотреть договор об аренде, объем "добровольных" пожертвований в честь субботника и т.д. Каждый предприниматель может расширить этот список.

Государственные пиарщики

Интересно, есть ли в должностных обязанностях работников Мингорисполкома занятие рекламой и продвижением журнала "Директор"? С конца 2000г. различные минские компании получили письма за подписью зампреда Ерохова с убедительной просьбой подписаться на данное издание. Для придания экономического и аналитического веса приводятся фамилии редколлегии, куда в т.ч. входят известный экономист и топ-менеджер Брестского облисполкома Долголев, замминистра промышленности Сивчик. Есть здесь и президент Белорусского союза предпринимателей и нанимателей Быкова, которая, надеемся, не подозревает о форме организации подписки на "Директора".

Мотивация людей, стоящих за журналом, становится понятнее, когда читаешь вторую часть письма-рекомендации Мингорисполкома: "Редакция журнала совместно с комитетом по экономике Мингорисполкома планирует проведение семинаров для директоров предприятий, на которых будет предложено обсуждение наиболее актуальных тем, поднимаемых журналом. О вашем желании принять участие в цикле семинаров и принятом решении о подписке на журнал "Директор" прошу информировать комитет по экономике". Как известно, зарплаты у чиновников маленькие. Журнал и тем более семинары - прекрасная форма получения дополнительного заработка. Кто смеет противиться информатизации населения в период глобализации?

"Кадры индустрии" решают все

Не менее интересные письма получили предприятия в начале января 2001г. из администрации Ленинского района Минска. К чести авторов проекта, они не утруждали себя мягкими вербальными формами и рубили сплеча. "В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь Вы, как наниматель, обязаны обеспечить безопасные условия труда на производстве для своих работников (ст. 55 и 225). Постановление Министерства труда от 4.05.1998г. N46, приложение 2 п. 4 предписывает нанимателю прохождение аттестации по охране труда". Сидит частная фирма в арендованном у государства помещении, "производит" груду бумажек, требуемых тем же государством для оформления каждой сделки, а наниматель обязан думать о высоте потолков, количестве света, розетках и т.д. Самообразование как форма получения знаний нашими чиновниками в принципе не предусмотрена. Они не додумались раздать бесплатно всем предприятиям брошюры о "безопасных условиях труда", чтобы при несчастном случае наниматель не мог сказать, что он чего-то не знал, тем более что незнание не освобождает от ответственности.

По логике чиновников Ленинского района, наемные рабочие готовы работать в любых условиях, чтобы только платили, что у них нет чувства ответственности за свою жизнь и здоровье. Более того, они полагают, что именно инструкциями и угрозами можно добиться безопасных условий труда. Угроза администрации Ленинского района пряма, как резиновая дубинка: "В случае, если вы не пройдете проверку знаний, администрацией района будет принято решение о приостановлении деятельности Вашего предприятия на основании вышеуказанного постановления". Чем не повод для ликвидации компании? Чем не инструмент в конкурентной борьбе? Только благожелательный чиновник может спасти вас от этой участи. Есть государственное учебное учреждение Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности "Кадры индустрии" Минпрома. По поручению комиссии Мингорисполкома по проверке знаний по охране труда он проводит краткосрочные курсы. Программа рассчитана на 30 часов. После окончания курсов и сдачи экзамена выдается удостоверение. Вышеописанное удовольствие стоит 49.600 рублей без НДС. При этом счет-фактура прилагается к грозному тексту.

Представьте себе реакцию на такое письмо иностранного инвестора, которого убедили вложить в Беларусь некие деньги. Он наверняка скажет: "Лублу я ваши шютказ". Когда у него заблокируют счет и опечатают производственные и/или офисные помещения, реакция будет несколько иной.

Белорусская Газета