1. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  2. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  3. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  4. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  5. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  6. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  7. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  8. Умер Ларри Кинг
  9. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  10. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  11. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  12. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходило в Беларуси 23 января
  13. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  14. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  15. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  16. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  17. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  18. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  19. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  20. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  21. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  22. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Столичная милиция сообщила о 100 задержанных
  23. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  24. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  25. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  26. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  27. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  28. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  29. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  30. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников


Александр АЛЕСИН,

Современные самолеты, которые Владимир Путин пообещал передать белорусским ВВС, — это, практически не сомневаются эксперты, партия истребителей "Су-30", которыми в свое время пользовались индийские ВВС и которые после ремонта на авиазаводе в Барановичах остаются на белорусской территории. Дискуссионным остается фактически лишь один вопрос — чем будет расплачиваться Минск.

Стране нужны нормальные самолеты

Как сообщил 21 сентября журналистам Александр Лукашенко, делясь подробностями своей последней встречи с российским коллегой в Сочи, одной из основных на переговорах была тема военно-технического сотрудничества Беларуси и России, и в этом направлении достигнут ряд конкретных договоренностей. В том числе — относящихся к укреплению белорусской составляющей Единой региональной системы ПВО двух стран.

"У нас совместная ПВО. Мы по военно-воздушным силам оговаривали много вопросов. Я попросил поддержки и ее получил. В ближайшее время мы получим современные самолеты для того, чтобы нести дежурство на границе", — сообщил Лукашенко.

Необходимость обновить парк авиационной техники вызвана тем, что у многих самолетов заканчивается ресурс, пояснил глава государства: "В военное время мы их поднять можем, но в мирное время нужны новые нормальные самолеты".

Высокопоставленные белорусские чиновники, военные и представители ВПК и ранее неоднократно говорили, что назрела необходимость приобрести современные машины для поддержания ударных возможностей ВВС и войск ПВО. Особенно — с учетом критического физического и морального износа ряда машин советского производства. Это стало проявляться в участившихся случаях летных происшествий, в том числе и с тяжелыми последствиями. Дело дошло до того, что встал вопрос о списании всех фронтовых бомбардировщиков "Су-24".

Что же касается самолетов, о которых договорились Лукашенко и Путин, то уже практически нет сомнений, что имелись в виду так называемые индийские истребители "Су-30".

В пользу этой версии говорит и публикация в российской газете "Ведомости". "Новые истребители для ВВС Беларуси, которые пообещала Россия, — это бывшие индийские машины "Су-30", принадлежащие корпорации "Иркут" и хранящиеся в Барановичах", — сообщило недавно издание.

О том, что принадлежащие корпорации "Иркут" (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации — ОАК) 18 бывших индийских истребителей "Су-30К" могут приобрести с целью повышения своего потенциала ВВС Беларуси, "Ведомостям" сообщили менеджер ОАК и источник, близкий к Минобороны России.

18 самолетов "Су-30К" поступили в Беларусь из Индии еще осенью прошлого года. Эти машины были переданы Москвой Дели "во временное пользование" в 1997-1999 годах. После эксплуатации в Индии самолеты было решено отремонтировать и модернизировать до уровня "Су-30КН" на 558-м авиационном ремонтном заводе в Барановичах.

По данным газеты "Коммерсант", за обновленные самолеты Россия предполагает выручить не менее 270 млн долларов (то есть порядка 15 млн за единицу), что в сравнении с рыночной стоимостью 18 новых самолетов этого типа (более 1 млрд долларов) выглядит совсем незначительной суммой.

В числе потенциальных покупателей назывались Судан, Эфиопия, Венесуэла, Аргентина и Вьетнам. В некоторых изданиях упоминалась и Беларусь. Однако даже цена в 15 млн долларов за самолет выглядела чрезмерной для белорусского бюджета.

Что касается безвозмездной передачи самолетов Минску или неденежной формы расчетов за них, то этому противились высокопоставленные чиновники из "Рособоронэкспорта". Что и понятно: в таком случае они лишаются своих посреднических процентов.

При таких обстоятельствах можно было надеяться только на жест доброй воли со стороны Кремля, априори заинтересованного в прочности своего западного форпоста. С возвратом в президентство Владимира Путина, который категорически не приемлет любого варианта выноса в Европу передовых позиций американской ПРО, такой оборот дела многим экспертам стал казаться вполне реальным.

Ведь один из вариантов модернизации "Су-30К" по программе "КН" предусматривает возможность интеграции в комплекс бортового вооружения ракет российского тактического комплекса Club-А (в частности 3М-14АЭ) c дальностью стрельбы до 300 км. В этом случае белорусские "Су-30КН" можно будет рассматривать в качестве потенциального средства нейтрализации объектов ЕвроПРО при размещении их на территории Польши.

Еще одной важной причиной, которая заставляет Россию идти на усиление потенциала военно-воздушных сил Беларуси, является намеченное на 2013 год размещение в Польше ударных истребителей ВВС США F-16. Вдобавок Польша и сама располагает значительным количеством истребителей F-16. Несколько лет назад ею были закуплены у США 48 таких боевых машин. Эти F-16 модификации C/D Block 52 обладают расширенными возможностями для нанесения ударов по наземным целям и специально предназначены для прорыва насыщенной системы ПВО.

Как следует из высказываний высокопоставленных российских дипломатов и военных, появление в Польше дополнительного количества ударных самолетов станет совершенно новым элементом стратегии продвижения натовской военной инфраструктуры к российским границам, что предполагает соответствующий военный ответ.

Теперь очевидно, что в рамках такого ответа наряду с передачей Минску дополнительного количества ЗРК С-300 последних модификаций (о чем не так давно сообщалось в прессе) может быть предусмотрена и передача белорусским ВВС современных боевых самолетов.


Крылья в обмен на колеса

Однако с деньгами у Беларуси туговато. И потому специалисты дискутируют, в частности, относительно возможных способов расчетов за самолеты. Эксперты, на которых ссылаются "Ведомости", называют два наиболее вероятных способа, которыми Беларусь может расплатиться за истребители с Россией.

Одна из версий — это предоставление российской стороне на безвозмездной основе территории для размещения в районе города Лиды базы оперативно-тактических ракет "Искандер-М", потенциальной целью для которых станут будущие объекты ЕвроПРО в Польше.

Согласно другой, более прагматичной версии (которой, в частности, придерживается и информатор "Ведомостей", близкий к Минобороны России), Беларусь получит межгосударственный кредит на оплату самолетов, а погасит его поставками шасси колесных тягачей для российских ракет и других военных систем. Так уже было в случае поставки Минску бригады ЗРК С-300 в 2005-2006 годах.

В этой связи интересна та часть рассказа Лукашенко о встрече с Путиным, в которой речь идет о договоренности относительно участия белорусских предприятий наравне с российскими в тендерах на размещение государственного оборонного заказа Российской Федерации.

До сих пор в России действовал порядок, в соответствии с которым белорусские комплектующие, поставляемые для российской военной техники, считались имеющими иностранное происхождение. "Мы договорились, что этого быть не должно", — подчеркнул Лукашенко.

Есть все основания предполагать, что обсуждение этой темы на столь высоком уровне было спровоцировано недавней публикацией в газете "Известия". Суть ее заключалась в том, что в соответствии с негласным указанием с самого верха Министерство обороны РФ намерено перевести свои Вооруженные силы с тяжелых шасси производства Минского завода колесных тягачей на аналоги российской разработки (Брянского и Камского автомобильных заводов).

Предполагалось, что именно эти автозаводы безо всяких тендеров должны получить большую часть заказов на специальные колесные шасси для комплексов "Искандер" и реактивных систем залпового огня "Торнадо".

Однако, как полагает ряд экспертов, упомянутая публикация во многом является блефом, рассчитанным на то, чтобы сделать белорусское руководство более сговорчивым в плане передачи под российский контроль ведущих предприятий отечественного машиностроительного комплекса, в том числе минских автозавода и завода колесных тягачей.

На самом деле ситуация такова, что на обозримую перспективу белорусские колесные шасси и тягачи останутся основной транспортной базой для значительной части российского наземного подвижного вооружения и военной техники. Так как на адаптацию систем вооружений к другой колесной базе потребуется масса времени и денег, которые и в нефтеносной России — отнюдь не лишние. Тем более что, по признанию самих представителей Брянского автозавода, быстрого перехода с минских шасси на российские не получится. Даже если окончательное решение об этом будет принято до конца 2012 года, все равно потребуется от пяти до семи лет на проведение опытно-конструкторских работ, испытаний и доработку шасси.
 
-20%
-30%
-20%
-20%
-10%
-15%
-15%
-25%
-50%
0071674