Можно ли считать нормальной ситуацию, когда большинство взрослых людей помнят не более 20% того, чему их учили в школе? Или это проявление универсального закона, с которым невозможно бороться?
 
Закон Парето, или принцип 20/80, — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето. В наиболее общем виде закон формулируется так: "20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата".
 
На Западе закон Парето часто используют в программах подготовки различных специалистов, в первую очередь менеджеров, маркетологов. Его рекомендуют как инструмент для повышения эффективности деятельности и оптимизации ее результатов. Правильно выбрав минимум самых важных действий (задач) и сосредоточившись на их выполнении, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата. При этом часто бывает так, что дальнейшие усилия и улучшения неэффективны и существенно результат не меняют.
 
Приводимые в законе Парето цифры приблизительны. Иногда распределение бывает и более жестким (10/90 или даже 5/95). Выбор чисел 20 и 80 является данью заслугам Парето, выявившему в XIX веке конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80% доходов у 20% семей.
 
Принцип 20/80 носит универсальный характер, и его часто применяют для самых разных ситуаций. Вот несколько известных, недоказуемых, но интуитивно принимаемых вариантов:
 
20% людей владеют 80% богатств, а остальные 80% людей – лишь 20%;
20% людей используют 80% возможностей редактора MSWord, а остальные 80% людей – лишь 20%;
20% книг прочитано в 80% всех случаев прочтения, а на остальные 80% книг приходятся оставшиеся 20% случаев;
20% земной территории содержит 80% запасов полезных ископаемых, а остальные 80% территории – лишь 20%.
 
Читатель и сам может продолжить этот список, придумав пример подобного распределения из близкой ему сферы деятельности.
 
Наша сфера деятельности – образование. И что интересно, мы нашли для нее только один вариант формулировки принципа 20/80.
 
20% детей используют 80% возможностей, предоставляемых системой образования в данной стране, а 80% детей – лишь 20% возможностей.

Оспаривать это утверждение смысла нет – оно вполне походит на правду. Но из него сложно сделать вывод для себя каждому отдельному человеку. А вот несколько других вариантов, как нам кажется, имеют большую практическую значимость.
 
20% людей используют после школы 80% полученных знаний, а 80% людей – лишь 20%.

Эту мысль в той или иной интерпретации не раз повторял себе и знакомым каждый из нас. "И зачем только я это учил?!" - так примерно часто звучат в разговорах на кухне воспоминания о школьных годах.
 
Пойдем дальше.
 
20% пройденного учебного материала используется при прохождении 80% нового материала, а 80% пройденного материала – лишь при прохождении 20% нового.

Вот простой пример, поясняющий данное утверждение. Школьника научили считать в начальных классах, и этим умением он пользуется практически на каждом уроке математики вплоть до выпуска из школы. А вот пройденные задачи на совместную работу для усвоения нового материала не нужны. И сегодня читатели вряд ли вспомнят, что это такое и с чем это едят.
 
Еще одно утверждение, помогающее критическому осмыслению ситуации в современной общеобразовательной школе.
 
20% учебных усилий оставили у школьника в голове 80% знаний и умений, 80% учебных усилий – лишь 20%.

Закон Парето часто критикуют, предупреждая о недопустимости механического подхода к принятию последующих решений. Суть критики примерно такая. Хорошо, мы отказались от 80% неэффективных действий. Но к оставшимся 20% тоже можно применить принцип 20/80, тем самым повысив эффективность. А потом еще раз, и еще. В итоге останется одно, самое эффективное действие. Которое, понятно каждому, никаких результатов не даст.
 
Сторонники соглашаются: эмпирический закон нужно применять осторожно, разбираясь в каждой ситуации отдельно. Разбираться с применением закона Парето в образовании – это тема докторской диссертации по педагогике. Приведем лишь несколько соображений.
 
Наверное, самое глупое, что можно предложить, звучит так: "Давайте пересмотрим школьную учебную программу и оставим в ней лишь 20% действительно нужного учебного материала!". Ни к чему хорошему это не приведет – уровень школьного образования упадет в разы.
 
Не менее глупо полностью игнорировать принцип 20/80, утверждая, что его проявлений в системе образования нет и быть не может. Так, правда, никто пока не утверждает. Пока об этом просто никто не думает и не говорит.
 
Мы бы предложили следующее.
 
Школьникам, хотя бы в старших классах, нужно помочь задуматься, какие 20% школьных знаний наиболее пригодятся им в дальнейшей жизни.
 
Это могли бы сделать работодатели, сформировав для каждой популярной специальности перечень наиболее важных школьных знаний и умений.
 
Школьники должны осознанно уделить таким знаниям дополнительное внимание и время.
 
Родителям стоит заранее, а не только в выпускных классах, позаботиться о дополнительных инструментах помощи своему ребенку по выделению и усвоению наиболее важных знаний, умений и навыков.
 
Тем, кто предоставляет на рынке дополнительные образовательные услуги (курсам, репетиторам), стоит подумать о формировании новой ниши.
 
Система школьного образования должна подумать о механизмах, которые бы позволили нивелировать проблемы, вытекающие из принципа 20/80. Например, ввести в конце года в каждой параллели по ключевым предметам письменный экзамен с жесткими временными ограничениями, включающий только наиболее значимые умения и навыки.
 
Со своей стороны проект REPETITOR.TUT.BY, запущенный при поддержке ассоциации "Инфопарк", белорусского портала TUT.BY, ОАО "Технобанк" и ИП "Велком", с этого учебного года активизирует разработку учебных тренинговых курсов, которые помогут осваивать наиболее важные элементы школьной программы с помощью интернет-технологий. 
 
Официальные партнеры проекта
 
Научно-технологическая ассоциация "Инфопарк
Белорусский портал TUT.BY
Мобильный оператор "Велком
 
Генеральный партнер проекта
ОАО "Технобанк
 
-80%
-20%
-10%
-10%
-10%
-10%
-80%
-20%
-10%
-20%
-25%
-40%
0070970