1. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  2. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  3. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  4. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  5. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  6. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  7. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  8. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  9. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  10. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  11. Суды и протесты, созвон Лукашенко и Путина, похороны Борткевича. Что происходит в Беларуси 15 апреля
  12. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  13. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  14. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  15. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  16. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  17. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  18. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  19. Церкви «Новая Жизнь» предлагают выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  20. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  21. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  22. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  23. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке
  24. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  25. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  26. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  27. США ввели новые санкции против России и высылают 10 российских дипломатов
  28. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  29. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  30. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке


/

Хамство учеников на уроках в средней школе продолжает вызывать у учителей чувство незащищенности и бессилия. Связано это с тем, что педагог лишен эффективных инструментов управления дисциплиной в классе. В результате саботаж и сорванные уроки становятся нормой, что не может не сказываться на качестве школьной подготовки.

Почему сотрудники Комитета по образованию, директора и завучи отказываются комментировать ситуацию в открытой дискуссии? Что вынуждает руководство школ скрывать случаи правонарушений?



Какие меры могли бы гарантировать дисциплину в школе, как проблема решена в соседних странах и что делать педагогам в сегодняшней ситуации, обсуждают в дебат-шоу "Угол подозрения" школьный учитель физики с 20-летним стажем, репетитор Евгений Ливянт и учительница английского Ева Гилевич.

Трейлер дискуссии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (10.21 МБ)

Полная версия.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (23.20 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

О проблемах школьной дисциплины рассказывают сами учителя. Начнем разговор с примера вопиющего хамства ученика в школе. Ученик четко знает границу допустимого. Он понимает, что учительница не может ударить его. Он откровенно показывает, что учитель лишен каких-либо рычагов воздействия. Ева, были ли вы профессионально подготовлены в вузе к таким ситуациям?
Ева Гилевич:
Меня не учили, как вести себя с подобного рода учениками. Учили только, как мотивировать ученика, чтобы снизить проблемы в дисциплине. Но на практике каждый учитель сталкивается с такой проблемой. Я думаю, самая главная ошибка учителя – вообще вступать с таким учеников в дискуссию, что-то объяснять ему, доказывать. В крайних случаях можно позвонить завучу, социальному педагогу, другому преподавателю. Звонок быстро бы отрезвил такого ученика. Нужно быть более радикальным и не давать ученику даже возможности так себя вести.

Евгений Ливянт: Любая реальная проблема, связанная с образованием: отвратительные учебники, бессмысленные школьные программы, униженное положение учителя, - замалчивается. В системе образования накопилось огромное количество проблем, и самая большая – что это вообще отказываются обсуждать. Придумываются какие-то мифические проблемы, не имеющие никакого отношения к образованию. Сейчас мы весь год будем обсуждать, надо продлевать на две недели учебный год или нет.

Ева перечислила всех, кому можно позвонить в случае хулиганского поведения ученика. Всех, кроме милиции. Мне кажется, в такой ситуации реакция должна быть простой – вызывается милиция.

Мы выходим на юридическую сторону вопроса.
Ева Гилевич:
Я не терплю хамства и не посмотрела бы, что мне говорит администрация. Но проблема не только во мне, а во всех остальных преподавателях. В школе был бы дикий скандал, если бы учитель вызвал милицию без ведома администрации. Все должно остаться в стенах школы. Сор из избы не выносится до последнего момента. От этого страдает учитель и потом ученик.

Евгений Ливянт: Если бы была вызвана милиция, правонарушение было бы записано на школу. Были бы наказаны директор школы и классный руководитель, их лишили бы премии. Поэтому делается все возможное, чтобы скрыть правонарушение в школе. Если в школу придет наркодилер, будет сделано все, чтобы как-то разрулить эту ситуацию, не привлекая милицию. Иначе будут наказаны все.

Ребенок видит безнаказанность, разборки взрослых людей между собой, а он - источник конфликта – ни при чем. На мой взгляд, директор школы, завуч, учителя должны быть не наказаны, а поощрены за то, что этот факт стал достоянием милиции. И, наоборот, их надо наказать за то, что они скроют этот факт. Более того, учителя и директора в этом случае надо защищать. Даже угроза в адрес учителя и директора должна быть наказуема.

Давайте поговорим о легальных способах наказания и поощрения, которые есть в распоряжении учителя. В частных английских пансионах до сих пор практикуются физические наказания в виде ударов линейкой по рукам. Помогут ли физические наказания в школе решить проблему?
Ева Гилевич:
На мой взгляд, у людей иллюзорное представление о поведении детей в школе. Есть разные дети, и когда родители отдают их белыми и пушистыми в школу, они никак не могут поверить, что этот ребенок может нарушать дисциплину. Дисциплина должна быть не только сама по себе, ведь она способствует учебному процессу.

Евгений Ливянт: Проблема в том, что нет законов. Отношения в школе между родителями, учениками, учителями и администрацией строится на основе культуры тех, кто общается. Нет нормативов, инструкций о том, что делать учителю в той или иной ситуации. Имеющиеся законы написаны настолько общо, что не имеют никакого отношения к реальной жизни. Физические наказания мне непонятны, у меня нет аргументов "за".



Ева, как вы считаете, нужны ли физические наказания? Могло бы это помочь решить проблему?
Ева Гилевич:
Я думаю, что это могло бы решить проблему. Пример английской школы с наказанием линейкой – хороший. Уверена, многие родители дома дают детям подзатыльники. Но в школе почему-то этого не должно быть. Речь не идет о том, чтобы нанести ребенку физическое увечье, избить его. Речь идет об отрезвлении ребенка, который дошел до крайности и не может прийти в себя. Это делается при всем классе: остальным неповадно, ему стыдно.

Евгений Ливянт: Я не соглашусь, потому что физическое наказание применяется от отчаяния, от того, что мы не знаем, как быть. Как должен поступить преподаватель в случае опоздания ученика на урок? Он не должен руководствоваться интуицией, это не должно зависеть от пола учителя. Должна быть точная юридическая процедура. В большинстве стран мира так и есть: существует регламент наказаний за опоздание, курение, сквернословие.

Ева Гилевич: В нашей системе образования надо все прописывать. Сейчас прописаны только права и обязанности учеников и учителей, но не прописано наказание в случае нарушения правил. На последней страничке дневника записываются замечания учителя – это смех, никто туда не заглядывает.

В этих условиях очень важную роль играет администрация школы. С другой стороны, это минус: почему учитель должен зависеть от человеческого фактора? Школе важны показатели успеваемости, и учитель оказывается в тупиковой ситуации. Для ребенка это не мотивация – вести себя хорошо. Ну, прочитают ему мораль, что дальше? Я считаю, что это должны решать люди с большим опытом, которые занялись бы юридической стороной вопроса: правами и обязанностями.

Евгений Ливянт: Вообще в таких ситуациях страдают хорошие ученики. Они пришли в школу учиться, а вместо этого они выслушивают выяснения отношений с учеником. Ученик срывает урок, опаздывает, и часто это делается специально. Мне кажется, что в такой ситуации учителю должно быть запрещено выяснять отношения. Все, что он должен сделать, это зафиксировать факт нарушения дисциплины.

Ева Гилевич: Преподаватель будет записывать протокол нарушений, как инспектор ГАИ. Ему не надо будет говорить, хорошо это или плохо, он просто констатирует факт. Дальше все происходит после уроков и, в зависимости от степени тяжести правонарушения, в присутствии ученика, учителя, классного руководителя, директора, родителей. Если ситуация совсем нехорошая, то милиции. Вполне возможно, ученик опоздал по уважительной причине. Проводится открытое гласное разбирательство за и против.

Когда я стал достаточно опытным учителем, у меня был главный принцип на уроке: вы можете делать все что угодно, кроме одного – мешать остальным. Можно было есть булочку, но при этом нельзя было чавкать. Можно было спать, но при этом не храпеть. Я был зациклен на том, что должен учить тех, кто пришел учиться. Но как я могу научить физике человека, который не хочет ее знать? Зато те, кому это было интересно, занимались, поступали, и тогда им не были нужны репетиторы.

Мы сейчас плавно перешли к вопросу, почему у некоторых учителей даже в этой ситуации полного бесправия все-таки на уроках какой-никакой порядок. Может быть, потому, что некоторые учителя тоже ведут себя крайне грубо?
Евгений Ливянт:
Мы же не знаем, после какого случая учитель вспылил, что было до этого. Ученик срывает урок, а преподаватель делает дело, которое любит и хочет делать. Был случай в одной гимназии, когда учительница вылила на голову ученика колу и посыпала чипсами. Шок. А давайте подумаем, как на уроке оказались чипсы и кола и почему она так сделала. В этот же день она уволилась – сорвалась. Притом что о ней всегда были хорошие отзывы, и ее ученики поступали без репетиторов. На ее место пришли слабые учителя, и ученикам пришлось заниматься дополнительно.

Хорошие учителя не ставят высокие оценки, которые хотелось бы. И родители делают все, чтобы принципиальный, требовательный учитель ушел. На его место приходит послушный, которым можно манипулировать, которому можно давать советы, угрожать увольнением, и он ставит нужные оценки.

Ева Гилевич: Учитель не должен брать на себя роль дрессировщика. Роль преподавателя - преподавать, а не читать мораль. Действительно, хорошие ученики часто страдают. Потому что, чтобы привести в чувство одного из класса, нужно время.

Евгений Ливянт: Министр образования предложил продлить учебный год на две недели, как это сделано в Германии. Но давайте посмотрим на всю немецкую систему образования. Там не заставляют всех учиться. Идет ранняя дифференциация: те, кто хотят учиться, идут по одному направлению, для тех, кто не хочет грузиться сложными науками, существует другое направление. А у нас стройные колонны, отменили профильное образование.

Нарушение дисциплины происходит потому, что ребенку плохо. Он не понимает, что происходит на доске, чувствует себя неполноценным, это вызывает агрессию. То, что закрыли профильное образование, это преступление. Наоборот, надо было сделать еще больше профилей, предложить еще больше вариантов.

Ева Гилевич: Соглашусь по поводу профильного образования и дифференциации. Сегодня ученик знает, что в любом случае закончит школу. Школе нужны показатели. Если они кого-то оставят на второй год, выгонят, за этим последуют какие-то санкции для администрации. Получается замкнутый круг, и ребенок не участвует во всем этом. Какая у него мотивация получить оценку? Поступают сейчас с такими баллами, что я за голову берусь.



Как учитель может взаимодействовать с родителями, и помогает ли это?
Евгений Ливянт:
Ситуация кардинально изменилась с советских времен. Учитель – это как каста неприкосновенных в Индии. Их презирают, не уважают. Отношение многих родителей к учителям - как к бесплатному обслуживающему персоналу. Чуть что – угрожают увольнением. Если в классе находятся родители, которые начинают душить хорошего учителя, вынуждают его уволиться, не делайте вид, что вас это не касается. Он уйдет, а на его место придет нынешний выпускник пединститута, а это катастрофа. Проходные баллы туда ниже 100. Сейчас пединститут – место для абсолютных неудачников. Ваш ребенок останется без хорошего учителя, а вы потом будете вынуждены обращаться к репетиторам и тратить деньги!

Ева Гилевич: Необходимо повысить престиж учителя, и родители его тоже создают.

В школах некоторых стран есть специально нанятый сотрудник, который занимается вопросами дисциплины. Вам известны такие примеры?
Евгений Ливянт:
В Финляндии примерно такое же количество жителей, сопоставимое количество природных ископаемых. Но там учитель – престижнейшая профессия. Человек с контрактом учителя решает все материальные проблемы семьи. Поэтому в финских школах работают 40% мужчин.

Конечно, потрясающий пример Грузии. Когда я прочел интервью на тот момент министра образования в Грузии Дмитрия Шашкина, я был потрясен: как люди комплексно, всесторонне, качественно подошли к системе образования. Мне кажется, наше Министерство образования должно договориться с Министерством образования Грузии, чтобы нашим чиновникам разрешили приехать туда и изучать их опыт.

В большинстве грузинских школ работают двое мужчин и одна женщина, задача которых – регулировать отношения между учениками и учителями, учениками друг с другом и осуществлять охрану всей школы. Если происходит факт правонарушения, учитель просто его фиксирует. Дальше проблему решают специально обученные приставы. Это очень престижная высокооплачиваемая работа. Они знают, где нужен разговор, где психологическое внушение, где это уже преступление, и надо привлекать полицию. Никаких физических наказаний там нет. Там прописанные юридические процедуры, и они работают. И потрясающая статистика: количество опозданий на уроки, срывов уроков, курения в стенах школы, преступлений сократилось на 80-90%. Там еще куча проблем: были случаи, когда работников безопасности видели пьяными. Их сразу же увольняли. Но люди ищут решение реальных проблем.

Ева Гилевич: С помощью приставов с учителя снимается бремя дрессировщика. У него появляется возможность полноценно вести урок. Надо повысить и мотивацию учителя. В Турции очень большие заработки, решаются социальные, жилищные проблемы. Повысится престиж профессии – и в университетах будет совсем другой конкурс. Но первый шаг к решению проблемы – это признание того, что она существует.

Наш корреспондент опросил минчан на улице, как они относятся к физическим наказаниям в школе.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (19.43 МБ)
-30%
-10%
-20%
-80%
-25%
-14%
-20%
-15%
-20%
-20%
0073011