Один из создателей обновленного в 2002 году облика парка Челюскинцев проводит экскурсию по сбывшимся и несбывшимся планам благоустройства одного из самых притягательных мест Минска.

Наш экскурсовод – Ольга Кветковская, архитектор и ландшафтный дизайнер. Ольга принимала активное участие в благоустройстве парка им. Челюскинцев в 2002 году во время работы в УП "Минскпроект". Этот проект и его реализация получили Титул лучшего парка развлечений стран СНГ на международном конкурсе "Хрустальное колесо – 2010".


Вход



 
Обратите внимание, каким мог бы быть вход. Мы, когда увидели этот проект, за несколько дней предложили свой вариант, его в итоге и построили. Наш проект входа делался по эскизу архитектора Сысоева из его личного архива.
 

 
В парке была ограда, по которой не нашли никаких документов. А на входе в Ботанический сад кусочки ограды остались. Я просто обмерила ее всю, и сделали точно такую же. Она отлично вписалась в архитектуру. Но на Ботаническом острые пики, а для парка я специально острие срезала, боялась, что кто-то полезет.
 

 
Когда делали арку, нам сказали: сосны не рубить, выкручивайтесь, как хотите. Если не получится – все, ничего не будет. С этим очень жестко. На входе табличка: историко-культурная ценность. Это ж полный новодел, не оригинал. Этого точно не было, все делалось в начале двухтысячных.
 
Аллея


 
Это исторический парк, поэтому до начала реконструкции тут проводились исследования, делали справку. Зона аттракционов – это общественная территория, ее можно менять, а в исторической зоне нельзя даже дорожек новых прокладывать.


По аллее от главного входа должны были стоять эти скульптуры в стиле советских годов: доктор, тетенька с мороженым, шахтер – они такие стильные были.
 
Во всех исторических парках используют скамейки, которые называют "московские диваны". Берется чугунная основа, а на ней можно менять деревяшки, если дерево испортилось – просто и недорого. Наши изготовители делают эти формы.
 

Светильники здесь питерской фирмы, очень изящные и хорошего качества. Сейчас уже есть разнарядка только белорусское ставить, а тогда можно было заказывать. Урны старые, подходят по времени, по стилю.
 
В такой среде благоустройство нужно спрятать, все должно быть максимально удобно. Детали не должны слишком притягивать внимание. Ты уходишь от города, и хочется, чтобы ничего не давило на тебя. Признаки города надо по возможности убирать.
 
Цветочница


 
Аллею должна была завершать достаточно большая скульптура "Пропеллеры", она тут очень хорошо бы смотрелась.
 

 
Важно вписать скульптуру в масштаб места, окружения. В этом и заключается работа скульптора и архитектора, поэтому в городской скульптуре всегда двойное авторство – скульптора и архитектора.
 
Аллея к развлекательной зоне


 
Эту плитку до парка в Минске массово не использовали. Потом ее в другом варианте начали укладывать – возле гостиницы "Минск", вокруг фонтана. Но там она иначе смотрится. Здесь более уместна: в бору, кругом сосны, когда иголочки падают, лежат, очень естественно смотрится, очень приятно.
 
Торговые палатки



Торговые палатки делали индивидуально. Площадки под них разные, под каждую площадку делался определенный павильон.
 

Но все равно теперь стоят стандартные пластиковые шатры с загончиками.
 
Зона аттракционов

Для каждого парка делается своя гарнитура: светильник, урна, скамья, бортик. Это обязательная детальная отработка, все детали придумываем новые. Но изделия вообще не патентуют. В итоге завод-изготовитель начинает клепать наши изделия, ставить по всему городу. Это самое обидное: ты же делаешь для определенного места. Очень важно, чтоб объекты ассоциировались только с этим парком, а они повально везде появляются.
 

 
Скамьи тут очень удобные. Только у нас очень плохой климат для деревянных элементов, большие конструкции уже после одного сезона начинает "вести".
 

 
Фонари в зоне аттракционов мне не очень нравятся, но в их внешнем виде есть намеки на карусели. Свою функцию они выполняют: тут хорошее ночное освещение.
 

 
Урны в развлекательной зоне мне не нравятся. Причем было много эскизов, но выбрали именно такие, клоунские.
 
Скульптуры


 
На месте старого кинотеатра "Радуга" должен был стоять корабль, челюскинцы и пингвины вокруг.
 

 
Зона аттракционов фактически заканчивается фонтаном, это был такой акцент – в центре фонтана скульптура, тетенька с флажками.
 
 
Авторы

Над благоустройством всегда работает авторский коллектив. Сначала разрабатывается общая концепция, а потом каждый делает свое. Парк Челюскинцев делали архитекторы Алексей Голяков, Людмила Белякова, Ольга Кветковская, Елена Ведилина, Лариса Пилипенко, Светлана Хвесько.

Архивные материалы предоставлены Ольгой Кветковской.
Фото: Алексей Литвинко
{banner_819}{banner_825}
-35%
-20%
-50%
-30%
-20%
-10%
-10%
-50%