/

На днях вышли опубликованные сборники с задачами, которые абитуриенты решали на централизованном тестировании в этом году. Несколько преподавателей физики во главе с Евгением Ливянтом уже оценили задачи ЦТ. "Несмотря на то, что качество тестов по математике и физике на репетиционном и централизованном тестировании в последние годы постоянно улучшалось, тест по физике в этом году был просто отвратительным", - говорит Ливянт.

По словам специалиста, формулировки нескольких задач были неряшливы и некорректны. Авторы попытались придумать свои задачи вместо того, чтобы взять их из общеизвестных сборников, но у них этого не получилось.

"Я не утверждаю, что плохое качество теста является основной причиной низких результатов на ЦТ по физике. Наоборот, даже при идеально составленных задачах большинство абитуриентов написали бы тест по физике плохо. Но это всё равно не является оправданием для авторов теста, которые, как мне кажется, отнеслись к составлению задач для ЦТ как к конкурсу художественной самодеятельности", - говорит Ливянт.

В предыдущие годы в тестах по физике не было такого количества некачественных задач, отмечает он. "Раньше я иногда находил не более одной задачи в тесте, к условию которой можно было предъявить претензии. А в этом году некоторые задачи вообще не соответствовали Программе вступительных экзаменов.

А11.



Точечный отрицательный заряд q0 движется параллельно оси Ох, проходящей через неподвижный точечный отрицательный заряд q1 и неподвижный точечный положительный заряд q2 (см. рис.). Если q2 = -q1, то зависимость потенциальной энергии W заряда q0 от его координаты х приведена на графике, обозначенном цифрой:

1) 1;   2) 2;   3) 3;   4) 4;   5) 5.

Недостатки задачи:

1) По условию задачи непонятно, почему заряд движется по прямой. Траектория движения заряда должна быть  достаточно сложной, если только на заряд не действуют какие-то силы, о которых в условии ничего не сказано. 2) Что означает вектор v на чертеже – начальную скорость заряда или его постоянную скорость?

3) О какой потенциальной энергии идет речь? Не бывает потенциальной энергии заряда! Можно говорить о потенциальной энергии взаимодействия движущегося заряда с остальными (неподвижными) зарядами, или  о потенциальной энергии взаимодействия движущегося заряда с одним из неподвижных зарядов, или  о потенциальной энергии взаимодействия системы зарядов. Авторы, вероятно, хотели, чтобы был найден график энергии взаимодействия движущегося по прямой заряда с неподвижными зарядами. В этом случае предполагается, что правильный ответ 4.

А15.



Математический маятник совершает свободные гармонические колебания. Точки 1 и 3 – положения максимального отклонения (см. рис.). Если в точке 3 фаза колебаний маятника φ3 = π, то в точке 1 фаза колебаний φ1 была равна 1) 0;  2)π/2;  3) π;  4) 3π/2;  5) 3π.

Недостатки задачи: Что такое "положение максимального отклонения"? Такого словосочетания нельзя встретить ни в одном учебнике или задачнике. Вероятно, речь идет о "положении максимального отклонения от положения равновесия".

А16.



На рисунке изображен глаз человека. Если луч АВ пройдет через точку, обозначенную цифрой …, то у человека дефект зрения – близорукость. 1) 1;  2) 2;  3) 3;  4) 4;  5) 5.

Недостатки задачи: 1) В условии должно быть написано не "луч АВ", а "луч света АВ". С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2. 2) В условии должно быть написано: "после преломления в зрачке луч пройдет через точку" или  "после прохождения через зрачок луч пройдет через точку", так как на границе раздела двух сред происходит не только преломление, но и отражение света. По крайней мере, в условиях всех задач по геометрической оптике, которые я встречал, такое уточнение было. 3) Эта задача не соответствует Программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения.

В7.

На рисунке изображен график зависимости температуры ТН нагревателя тепловой машины, работающей по циклу Карно, от времени τ. Если температура холодильника тепловой машины tх = -3°С, то максимальный коэффициент полезного действия ηmax машины был равен …%.

Недостатки задачи: Тепловая машина не может работать по циклу Карно, если во время её работы будет меняться температура нагревателя. "Физики" в этой задаче нет – только математическая формула, в которую надо подставить числа.

В10.

Проволочное кольцо радиуса r = 3,0 см и массой m = 98,6 мг, изготовленное из проводника сопротивлением R = 81 мОм, находится в неоднородном магнитном поле, проекция индукции которого на ось Ох имеет вид Вх = kх, где k = 2,0 Тл/м, х – координата. В направлении Ох кольцу ударом сообщили скорость, модуль которой v0 = 3,0 м/с. Если плоскость кольца во время движения была перпендикулярна оси Ох, то до остановки кольцо прошло расстояние s, равное … см.

Недостатки задачи: 1) Задача абсолютно не соответствует Программе вступительных экзаменов. В ней указано, что абитуриент должен решать задачи на "равномерное движение прямолинейного проводника в однородном магнитном поле". Никаких других типов задач, связанных с движением проводников, в теме "Магнетизм" не указано. В данной же задаче кольцо (а это не прямолинейный проводник) неравномерно движется в неоднородном магнитном поле.  2) Для корректного решения задачи необходимо указать:

- что действием силы тяжести можно пренебречь;

- материал, из которого изготовлен проводник;

- что кольцо тонкое.

3) Фраза "проволочное кольцо… изготовленное из проводника сопротивлением R…" не совсем точна и требует указания о способе изготовления проводника и о геометрии проводника до изготовления кольца. Лучше было записать так: "тонкий однородный прямолинейный проводник согнули в кольцо, соединив концы проводника". 4) Но и после всех этих уточнений в этой задаче для учеников нет никакого физического смысла. Если абитуриент и найдет решение этой задачи, то оно будет не физическим, а математическим – из нескольких подходящих формул будет выведена конечная формула. Вряд ли решивший задачу абитуриент сможет физически корректно объяснить причину остановки кольца.

Полный список претензий к тесту вы можете найти здесь. Претензии также отправлены в Республиканский институт контроля знаний, поскольку именно авторские коллективы РИКЗ занимаются составлением задач для абитуриентов на централизованное и репетиционное тестирование.

Ливянт подчеркивает, все задачи, которые даются абитуриентам, должны иметь полное соответствие Программе вступительных экзаменов в вузы. Например, в программе сказано, что в условии задачи не должно быть "лишних" величин, то есть величин, которые не используются при решении задачи. "Условие должно быть достаточно полным, чтобы сюжет задачи однозначно понимался абитуриентом, а правильное  решение приводило к однозначному ответу. Формулировки должны быть физически корректны и соответствовать определениям в школьных учебниках и справочниках", - считает преподаватель.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-30%
-30%
-10%
-10%
-10%
-20%
-10%
-10%
-55%