1. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  2. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  3. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  4. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  5. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  6. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  7. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  8. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  9. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  10. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  11. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  12. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  13. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  14. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  15. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  16. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  17. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  18. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  19. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  20. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  21. Акции, уходы в стачку и онлайн-концерт РСП. Что происходит в стране в последнюю субботу зимы
  22. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  23. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  24. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  25. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  26. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  27. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  28. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  29. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  30. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го


/

Свершилось - вузы Беларуси переходят на 4-летнюю систему образования. Государство сэкономит на бюджетниках и привлечет больше иностранных студентов, а сами студенты будут на год раньше превращаться в специалистов.

Вопрос только - в каких специалистов? Сокращение срока обучения неизбежно связано с сокращением часов по некоторым предметам, и прежде всего Минобразования сократило гуманитарные дисциплины. Уже принята и вводится в действие "Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования".

Трейлер дискуссии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео (15.28 МБ)

Чем обусловлена необходимость перехода на 4-летнюю систему? Не станет ли новая концепция образования идеологической бомбой замедленного действия, которая подорвет способность студентов формировать независимое мнение по общественно-политическим вопросам? Как сокращение программ повлияет на преподавателей?



Смотрите в программе "Угол подозрения" дискуссию между начальником методического центра РИВШ Светланой Артемьевой и доцентом кафедры философии БГАТУ Игорем Подпориным.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (28.43 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Чем вызвано сокращение социально-гуманитарных дисциплин?
Светлана Артемьева:
Толчком было поручение президента уменьшить сроки обучения за счет сокращения непрофильных дисциплин и часов на их изучение. Сокращение было сделано незначительное – примерно на 150 аудиторных часов. Однако произошло некоторое размывание социально-гуманитарных дисциплин по учебному плану: из соцгума вынесена физическая культура, белорусский и иностранный язык, и это создало видимость большого сокращения. Оставшиеся часы перераспределились между аудиторными часами и самостоятельной работой.

Игорь Подпорин: Преподаватель работает с аудиторными часами. Когда вместо 76 аудиторных часов философии остается 42, это означает сокращение почти вдвое. Мне кажется, неправильно сводить решение таких важных вопросов к политической конъюнктуре. В реальности на некоторых кафедрах это привело просто к сокращению ставок преподавательского состава.

Светлана Артемьева: Реальное количество часов самостоятельной работы занижено: если студент изучает дисциплину объемом 68 часов, то самостоятельно он работает больше, чем 34 часа. Порой эта работа приносит больше пользы, чем сидение в аудитории. Студенту надо дать выбор: когда он выберет из двух дисциплин ту, которая ему ближе, он будет учиться с большей заинтересованностью. Оптимизация социально-гуманитарного цикла как раз и состоит в предоставлении студентам права выбора.

То, что будет преподаваться по философии в каждом вузе каждым преподавателем, сократилось с 76 часов до 42. Но каждый студент сам выберет модуль философской направленности. Если добавить к 42 часам 34 часа модуля, получается ровно 76 часов. К сожалению, зачастую возмущение связано с тем, что преподаватели должны разрабатывать специализированные циклы, которые студенты могут выбрать или не выбрать. Значит, преподаватель должен предложить студенту то, что ему (студенту) нужно.

Игорь Подпорин: Пока речи о выборе не идет. Будет общий курс философии за 42 часов. К концу года появится типовая программа, и преподаватель никак не сможет варьировать содержание. Мне кажется, нельзя обосновывать сокращение тем, что предметы дублируют школьную программу, ведь у общего среднего и высшего образования совершенно разные цели и задачи. Каким образом содержание курса может дублироваться? Вероятно, есть какие-то причины для такой "оптимизации" социально-гуманитарного блока, но я их не вижу.

Светлана Артемьева: Проблема есть, и неправильно сводить ее к политике. Объективная необходимость появилась значительно раньше, когда была введена магистратура без пересмотра содержания первой ступени.

Игорь Подпорин: Сколько я работаю (с 1996 года), я живу в условиях реформы системы образования. Процесс затянулся, и, мне кажется, мы проводим реформы грубовато: что-то лечим, а что-то калечим, причем сейчас покалечим самое главное.

Светлана Артемьева: Чем плохо, если студенту дадут 42 часа философии, как всем, а 34 часа он сможет выбрать из двух курсов? Он изучит философию в том же объеме.

Игорь Подпорин: Он не сможет изучить философию в том же объеме, потому что в социально-гуманитарных дисциплинах роль преподавателя не может быть ничем заменена. Его нельзя заменить ни самостоятельной работой, ни коммуникационными технологиями. Преподаватель должен работать со студентом.

Светлана Артемьева: Поэтому студент сможет выбрать преподавателя, которого ему интересно слушать. Это повлияет на качество образования в лучшую сторону.



Зачем вообще нужны социально-гуманитарные дисциплины человеку, который готовится быть инженером и строить мосты?
Игорь Подпорин:
Эти дисциплины формируют социальные и общеобразовательные компетенции. Человек учится работать с собой и другими людьми. Например, он может научиться правилам ведения дискуссии. У современных студентов даже с речью бывает плохо, не говоря уже обо всем остальном. Философия, социология, политология – дисциплины критической направленности. Никакое общество не может жить без слоя интеллектуалов, которые все подвергают критическому переосмыслению. Если представить себе общество без философии, то это будет регрессивное или варварское общество.

Достижима ли эта цель в рамках новой концепции?
Игорь Подпорин:
Реализовывать цель становится труднее и труднее. За 42 часа я могу объяснить смысл философского знания, но для этого мне нужен авторский спецкурс, а не типовая программа.

Светлана Артемьева: Авторский спецкурс будет сверх 42 часов - в виде 34 часов. Философия будет изучаться на 2 курсе, студент изучит типовую программу за 42 часа, сдаст экзамен. Потом вы и ваш коллега предложите ему свой спецкурс, студенты поделятся на две части, и одна пойдет изучать ваш спецкурс, а другая – вашего коллеги.

Игорь Подпорин: Практика, которая сложилась у нас, не предполагает свобод. Надо менять организационные подходы и формы.

Светлана Артемьева: Они тоже прописаны в концепции.

То есть концепцию можно использовать как документ, ссылаясь на который, можно выбрать стратегию поведения на кафедре.
Светлана Артемьева:
Это официально утвержденный документ. В приказе Минобразования о сокращении сроков обучения написано, что преподавание социально-гуманитарных дисциплин должно осуществляться в соответствии с концепцией. Вуз должен предоставить студенту выбор, в таком случае у вас все равно сохранится нагрузка.

Игорь Подпорин: Традиционно принято считать, что социально-гуманитарное знание должно быть приспособлено под потребности конкретной специальности или вуза. Мне кажется, предпочтительнее другая концепция. Гуманитарное знание в современном вузе должно быть оригинальным, отличаться от других дисциплин. У студента должно формироваться представление о том, что есть совершенно другой мир социально-гуманитарного знания, который совсем не похож на техническое знание. Это понимание создает возможность собственного развития.

Светлана Артемьева: Концепция не обязывает вас уходить в специальность студента. Наряду с предложением курса с учетом специфики специальности, есть рекомендация учитывать потенциал ППС.

Дисциплины интегрированы в модули. Например, в модуль экономики входит социология. Исходя из чего делались эти сращения в модули?
Светлана Артемьева:
Была попытка осуществить междисциплинарный синтез. Практически на каждом заседании обсуждались аудиторные часы по дисциплинам, объединение модулей и их название. На данный момент пришли к интеграции педагогики с философией, экономики с социологией.

Ведь мы запускаем систему, на которой будут учиться тысячи студентов. Глядя на структуру университетского знания, студент уже начинает учиться такому банальному методу, как категоризация. Если он видит, что в категорию экономики входит блок социологии, у него может возникнуть вопрос, как такое возможно. Лингвистически это задает престиж дисциплин. Вы учитывали, что по структуре студент может составить определенное представление о предметах?
Игорь Подпорин:
В советское время в курсе марксизма-ленинизма изучалась философия, политэкономия, научный коммунизм. Сейчас – философия, экономическая теория, политология, социология… Эти дисциплины как были самыми мощными по часам, так и остались.

Светлана Артемьева: Концепция составлена рабочей группой, куда входили представители по каждой дисциплине. Велись очень острые дебаты, и пришли к тому, что получилось.

Какие есть мировые системы университетского образования? Какие из них учитывались при разработке концепции?
Игорь Подпорин:
Современные системы образования становятся все более профильно и практически ориентированными. В классической традиции известно три образовательные концепции: немецкая, английская и французская. Немецкая модель готовит ученого-теоретика, английская модель – представителя социальной элиты, высшего сословия, а французская – политически активного человека. На советском пространстве когда-то была заимствована немецкая модель научного мышления, и советские школы были крепкие. К сожалению, эта школа теряется. Произошел отход от идеи классического университета.

И мы движемся в профессионально-практическом направлении…
Игорь Подпорин:
Я не знаю, куда мы движемся.

Светлана Артемьева: Разве в Германии математики изучают философию? И 15 лет назад не изучали. Мы анализировали изучение социально-гуманитарных дисциплин в европейских странах, а также в Казахстане, Украине, России. Объем социально-гуманитарных дисциплин у нас значительно больше, чем в странах ближнего зарубежья. Однако с нынешними реформами появилось какое-то соответствие. В Европе на уровне высшего образования социально-гуманитарные дисциплины практически не изучаются, даже по выбору.



Нет опасения, что наши дипломы не будут признаваться в Европе?
Светлана Артемьева:
С признанием возникали как раз другие вопросы: что у нас 25% учебного времени тратится на то, чего нет в Европе. Можно ли признать наш диплом, если одна четверть времени тратится на то, что нельзя назвать специальностью? Есть признание двух видов: академическое и профессиональное. Цель академического признания – для продолжения учебы. Наши дипломы всегда признавались без вопросов. Цель профессионального признания – трудоустройство. Оно регулируется национальным законодательством, и часто в сторону того, чтобы ограничить приток приезжих. Всегда отдается предпочтение своим, но по большому счету, окончательное слово остается за работодателем.

Можно ли ожидать, что будет еще большее сокращение социально-гуманитарных дисциплин?
Светлана Артемьева:
Мы пришли к выводу, что соцгум нельзя больше сокращать. Сейчас объем в целом сохранен, просто мы предлагаем выбор.

Игорь Подпорин: Я не понимаю сравнения с советским временем. Среди социально-гуманитарных дисциплин тогда была история КПСС, диамат, истмат, политическая экономия, научный коммунизм, научный атеизм, марксистко-ленинская психология, педагогика. Их было больше по количеству, и только философия преподавалась 2 года.

Светлана Артемьева: Когда мы стали отдельной республикой, нам перестали сверху спускать планы, у нас очень раздулся соцгум. Он стал занимать до 35% учебного времени. В 2008 году мы вышли на приемлемый уровень.

Игорь Подпорин: Все равно проблема остается. Как социологам можно что-то преподать за 18 часов? На мой взгляд, странно, что у некоторых студентов БГУ нет логики, этики или эстетики. Люди старшего поколения говорят чуть ли не об идеологической диверсии.

Светлана Артемьева: На данный момент для 5-ти лет обучения имеется только 1 курс по выбору. Для обучения 4-4,5 года выбора совсем нет, потому что все вакансии заняты обязательными дисциплинами. Поэтому нужно было изыскать резервы на курсы по выбору. За счет этого сократилась обязательная часть дисциплин. Будет 34 часа, которые все будут читать одинаково, а в конкретном вузе конкретная кафедра будет предлагать курсы по выбору, которые будут длиться тоже 34 часа. Вместе это будет те же 68 часов.

На первый модуль отводится 4 специализированных модуля. На самом деле всего их 8, и каждый студент выбирает 4. Но у каких-то вузов цель - сохранение преподавательских кадров. Например, в вузе на данный момент преподается этика. Если мы напишем модули по два часа, то у нас неизбежно пропадет этика. Потому что если будет два модуля по выбору, то один предложит психолого-педагогическую тематику, а второй – философскую. В этой ситуации можно предложить три курса по выбору, но для четности, этот модуль надо с чем-то параллелить и предлагать тематику другого модуля и этику. Или можно сделать четыре модуля, и дать два философских модуля на выбор и один психологический и один педагогический, в том числе этику

Многие вопросы станут понятны спустя год. Что будет происходить потом? Система поменяется уже для нынешних или для будущих студентов?
Светлана Артемьева:
Вряд ли она поменяется кардинально, но какие-то коррективы будут вноситься, в том числе для уже учащихся студентов. Концепция – не окончательный вариант, это переходная модель, которая с учетом реализации в 2012/2013 учебном году и отработки возникших проблем закрепится в виде стандарта по циклу СГД.

Напоследок прошу ваш ответить на вопрос, который по сути дела является вопросом о смысле социально-гуманитарного знания для жизни конкретного человека. Вопрос задал Алесь Эдуардович: "Я иногда думаю, когда биография Набокова поможет мне в моей теперешней жизни?" Для чего человеку нужны все социально-гуманитарные тексты в его практической жизни?
Игорь Подпорин:
Социально-гуманитарный текст не лопата, не трактор и не автомат. Это вопрос о значении слов и знания как такового, о кругозоре и расширении сознания. Биография Набокова нужна, чтобы понять, что есть какая-то совершенно другая биография. Она нужна, чтобы можно было самоопределиться, поняв, что есть такое знание, такие идеи и такие биографии. На самом деле о многих идеях мы прочитали в книгах.

Светлана Артемьева: Конечно, гуманитарное знание нужно. Кроме того, что мы должны научить граждан выполнять какие-то производственные функции, нужно дать им что-то большее. И это большее как раз социально-гуманитарные дисциплины.

Если представить, что человек – это текст, то он инкорпорирует разные тексты, и они становятся частью его собственного текста, который действует каждый день. Сюда включаются даже те тексты, с которыми человек не согласился. Все, что мы когда-то узнали, так или иначе влияет на наши действия и поступки, даже если мы не помним этой самой биографии Набокова.

Опрос

К чему приведет сокращение социально-гуманитарных дисциплин в вузах?

1 642 голоса
-20%
-15%
-50%
-50%
-50%
-50%
-15%
-15%
0072356