Елена СПАСЮК,

Министерство образования подводит предварительные итоги централизованного тестирования. Пока они особой тревоги по поводу падения образовательного уровня выпускников школ вроде бы не вызывают. Однако всегда найдется парочка "но"…

Стобалльников стало больше

ЦТ по русскому языку сдавали 90 587 человек, по белорусскому - 43 953 человека. Это заметно меньше, чем в прошлом году, когда для тестирования по белорусскому языку записалось 53 168, по русскому - 96 589 абитуриентов. Поскольку один из государственных языков сдают все абитуриенты, можно сказать, что в централизованном тестировании 2012 года приняли участие около 135,5 тысячи человек против почти 150 тысяч в прошлом году.

По данным РИКЗ, результаты выполнения тестов по русскому и белорусскому языку незначительно отличаются от прошлогодних. 100 баллов получили по русскому языку 19 абитуриентов, по белорусскому - 7 абитуриентов (в 2011 году, соответственно, 7 и 5). Ноль баллов у трех участников ЦТ по русскому языку и у одного - по белорусскому. В прошлом году не набрали баллов по белорусскому языку 3 испытуемых, а по русскому - 9 абитуриентов.

Не преодолели порог в 7 баллов (столько нужно набрать, чтобы иметь право подавать документы для поступления в вуз) около 3% от общего числа участников тестирования.

На централизованном тестировании по математике 46 абитуриентов получили 100 баллов (в минувшем году - 33). Вместе с тем не преодолели порог в 7 баллов 11,27% от общего числа абитуриентов. 796 участников ЦТ по математике прошли испытание на 0 баллов.

Традиционно сложным оказалось испытание по физике. Не набрали 7 баллов более 9% - 3915 абитуриентов. На 100 баллов написали ЦТ по физике два человека.

100 баллов получили 17 участников централизованного тестирования по химии. Ноль получили три абитуриента, а 30 человек (0,2%) не преодолели порог в 7 баллов. В целом же результаты выполнения теста оказались выше прошлогодних, отметил директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Николай Феськов.

То же можно сказать и о ЦТ по биологии. 7 абитуриентов получили 100 баллов, в то время как в прошлом году высший балл набрал только один абитуриент. Уменьшилось число абитуриентов, получивших ноль баллов - 3 против 11. Порог в 7 баллов не преодолели 0,15% участников тестирования.

Результаты по истории Беларуси оказались выше прошлогодних. Максимальный 100-балльный результат получили 16 абитуриентов, а нулевой - один абитуриент. Порог в 7 баллов не смогли преодолеть 0,05% участников тестирования.

Только три человека не набрали минимальные для поступления в вуз 7 баллов на ЦТ по всемирной истории новейшего времени. "В целом результаты выполнения теста выше прошлогодних. Высший балл на ЦТ по всемирной истории новейшего времени был 99, а минимальный - 2 балла. Абитуриентов, которые бы не справились ни с одним из предложенных вопросов, нет", - цитирует Николая Феськова БЕЛТА.

Результаты ЦТ по иностранным языкам сопоставимы с результатами прошлых лет. В текущем году 100 баллов получили два участника тестирования по английскому языку и два - по немецкому. Максимальный балл по французскому и испанскому языкам составил 98, его получили по одному участнику тестирования. Не смогли правильно выполнить ни одного задания по английскому языку четыре, по немецкому - два человека. Не набрали 7 баллов 0,1% абитуриентов по английскому языку, 0,04% - по немецкому и 0,08% - по французскому.

Последним предметом, который сдавали абитуриенты, была география. Абсолютных результатов не было. Максимальный балл (98) получили три абитуриента, минимальный балл (3) - два. При этом восемь участников тестирования по географии не набрали 7 баллов.

Если судить по числу абсолютных результатов, в этом году абитуриенты сдали ЦТ чуть ли не лучше, чем в прошлом году. Однако есть мнение, что, во-первых, тесты по большинству предметов стали максимально соответствовать школьной программе, во-вторых, за очень хорошую подготовку благодарить большинству абитуриентов надо не школу.

Сенсацией вступительной кампании - 2012 стала выпускница из Новолукомля >>>

Тесты по математике и русскому - идеальны

Репетитор по русскому языку с 15-летним педагогическим стажем (восемь лет готовит абитуриентов к ЦТ) Анжелика Салонович сама в этом году сдавала ЦТ, чтобы увидеть, как все проходит, и оценить содержание теста до его опубликования в сборнике. Получила 100 баллов и претензий к качеству тестовых заданий не имеет. "Мне попался пятый вариант, который был идеален. В нем не было ничего, выходящего за рамки школьной программы. Кроме того, как и было обещано, темы, затронутые на третьем этапе репетиционного тестирования, были представлены на ЦТ", - рассказала Анжелика Салонович Naviny.by.

Сдать ЦТ по русскому языку на хороший балл вполне реально, считает Салонович, ссылаясь не только на свой опыт, но и на успех своей ученицы, которая сделала лишь одну ошибку и заработала 98 баллов.

По мнению репетитора, "тесты становятся проще год от года. Когда сегодняшние ученики видят задания к ЦТ 2005-2006 годов, хватаются за голову". А это может свидетельствовать и о том, что качество подготовки к ЦТ в школе не улучшается.

Репетитор отметила, что подготовка к изложению (такой экзамен сдают по окончании средней школы) и ЦТ для поступления в вуз требуют разной методики и подхода.

"Получается, лебедь, рак и щука: подготовка к изложению тянет в свою сторону, а к ЦТ - в свою. Школа не готовит к ЦТ, для этого есть подготовительные отделения вузов, частные репетиторы и школьные факультативы. Результаты тестирования мало интересуют школьного учителя. На мой взгляд, за редким исключением, в случаях успешной сдачи ЦТ речь идет не о заслуге школы. Как правило, хорошие результаты формируются работой у репетитора", - отметила Анжелика Салонович.

Репетитор по математике и физике Евгений Ливянт опросил своих учеников (их было около 80 человек) и составил впечатление об уровне сложности тестов по математике и физике в этом году. Ливянт считает достоинством тестов то, что невозможно было угадать ответ: "Нельзя было, прочитав варианты ответов, сразу выбрать правильный. В любом случае нужно было решить задачу".

Таким образом, методом тыка тест по математике и физике в этом году сдать было невозможно, уверен Евгений Ливянт.

Тесты по математике, говорит Ливянт, были качественные, возможно, лучшие за все последние годы: "Задания соответствовали школьной программе. Под этим я подразумеваю соответствие знаниям, умениям, навыкам, которые должны были быть приобретены в школе. Самые сложные задачи, которые были в ЦТ по математике, есть либо в учебниках, либо в популярных сборниках для подготовки к ЦТ. При этом несколько заданий были такими, что на их решение нельзя натаскать: вроде как они и стандартные, но чуть не так сформулировано, и нужно приложить больше усилий для решения. Мне как преподавателю нравится такой подход".

Евгений Ливянт отметил, что считает результаты ЦТ по математике адекватными. С одной стороны, есть много людей, которые не справились с заданиями и не прошли барьер в семь баллов, с другой, для тех, кто готовился, тест был посильный.


Физика - ЦТ или олимпиада?

Если по математике ученик мог теоретически готовиться и без репетитора, то по физике нет. "При двух уроках физики в неделю это нереально", - считает Евгений Ливянт.

Кроме того, Ливянт настаивает, что тест по физике был очень сложный, а задача В-10 вообще не соответствует программе для поступающих в вузы. Аналогов ей нет ни в учебниках, ни в общеизвестных сборниках: "Это же не олимпиада! Есть программа для поступающих, это официальный документ. Мы читаем ее так: все что не разрешено, то запрещено. Иначе в ней нет смысла".

На ЦТ по физике, считает Ливянт, "произошел массовый отказ абитуриентов от сдачи ЦТ". По данным РИКЗ, значительное количество абитуриентов покинули аудитории в первые полчаса испытания. Абитуриентка Александра, которая сдавала ЦТ по физике в одном из корпусов БНТУ, рассказала, что через 30 минут после начала теста (продолжительность три часа) аудиторию покинули 70 из 93 человек.

Чтобы получить 7 баллов, участникам тестирования по физике необходимо было выполнить всего лишь 3-4 задания из 30. "Многие не смогли правильно выполнить задания, которые не должны были вызвать каких-либо вопросов у тех, кто нормально изучал физику в школе", — цитирует БЕЛТА директора РИКЗ Николая Феськова. Он подчеркнул, что все задания централизованного тестирования по физике были разработаны в строгом соответствии с требованиями программы вступительных испытаний.

В таком случае очевидно, что школьная подготовка не соответствует требованиям РИКЗ. Ливянт отмечает, что если абитуриенты массово покидают аудиторию, значит, тест им непосилен: "Мне кажется, что составители теста по физике забыли, что школьная программа - это не только знания, но и умения и навыки. У школьников, которые не учились в физических классах, нет ни умения, ни навыков решения многих из предложенных на ЦТ по физике задач".

Евгений Ливянт также отметил неопределенность ситуации с использованием на ЦТ по физике калькуляторов. По мнению репетитора, РИКЗ снял бы вопросы на эту тему, если бы опубликовал для примера фотографии тех из них, которые можно использовать, и тех, которые использовать нельзя.

На сайте РИКЗ сообщается, что "под калькулятором понимается электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами, которое не является средством хранения, приема и передачи информации, имеет исключительно цифровой дисплей (не допускающий отображения графической информации) и способно осуществлять основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление корня любой степени)".

Евгений Ливянт утверждает, что если дать прочитать этот текст старшеклассникам, а затем предложить им разложить стопку калькуляторов на "правильные" и "неправильные", абсолютное большинство из них ошибется.


Плотный график

Еще одной проблемой для абитуриентов стало расписание тестов. Между тестом по русскому языку (14 июня) и по математике (17 июня) было всего два дня, а между историей Беларуси (24 июня) и иностранными языками (26 июня) и вовсе один.

Ливянт рассказал о своей ученице, которой вырезали аппендицит сразу после теста по русскому языку. Математику она перенесла на резервный день, а к физике уже восстановилась: "Получается, что случись приступ раньше, год был бы для девочки потерян, так как она пропустила бы два теста, а в резервный день можно написать только один. Значит, надо составить расписание так, чтобы между тестами у абитуриента была неделя".

Если бы абитуриенты получили право сдавать в случае ЧП или болезни два экзамена в резервные дни, навряд ли для РИКЗа это стало бы непосильным испытанием. А вот у многих абитуриентов, которые по тем или иным причинам не смогли сдать больше одного экзамена, остался бы шанс получить студенческий билет. 
-10%
-18%
-20%
-99%
-15%
-20%
-15%
0067704