1. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  2. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  3. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  4. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  5. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  6. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  7. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке
  8. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  9. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  10. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  11. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  12. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  13. США ввели новые санкции против России и высылают 10 российских дипломатов
  14. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  15. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  16. Суды и протесты, созвон Лукашенко и Путина, похороны Борткевича. Что происходит в Беларуси 15 апреля
  17. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  18. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  19. Церкви «Новая Жизнь» предлагают выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  20. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  21. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  22. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  23. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  24. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  25. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  26. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  27. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  28. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  29. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  30. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками


Елена СПАСЮК,

Есть в Минске детский сад № 235, который является спасительной пристанью для детей с особенностями психофизического развития. Детей туда возят не только изо всех уголков столицы, но и из пригорода. Минчанам в этом до недавнего времени помогало социальное такси.

И все было хорошо. Однако случился конфликт с водителем, который грубил пассажирам и оскорблял их, родители пожаловались на него в социальную службу, но вместо поддержки получили отказ в подвозе детей в принципе.

Примечательно, что для этого социальная служба нашла основания, сославшись на Программу развития социального обслуживания в Минске на 2011-2015 гг. (утверждена решением № 78 Минского городского совета депутатов от 24 ноября 2010 г.), согласно которой "дошкольные учреждения не входят в перечень объектов социальной инфраструктуры г. Минска и Минского района". Следовательно, служба социального такси может законно игнорировать заказы на подвоз детей-инвалидов в детские сады.

Пять семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, обратились с коллективным письмом в комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома с просьбой помочь. Но профильный комитет столичной мэрии в качестве ответа указал на то, что доставка спецавтотранспортом не осуществляется "…в общеобразовательные средние школы, спецшколы, спецсады…".

Родители также обратились в Офис по правам людей с инвалидностью. Специалисты Офиса направили в Министерство образования письмо с просьбой посодействовать в разрешении сложившейся ситуации. Ответ пришел из управления образования администрации Московского района Минска, в котором указано, что "…организовать подвоз всех детей с особенностями психофизического развития к месту обучения и обратно не представляется возможным даже технически, не говоря о том, что сметой расходов управления образования средства на эти цели не предусмотрены".

Управление образование администрации Московского района указывает на то, что детям-инвалидам и лицам, сопровождающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, предоставлено право на бесплатный проезд. Однако чиновники забывают, что речь идет об особой категории детей, для которых общественный транспорт в большинстве случаев не подходит.

"У моей шестилетней дочери поведенческие проблемы. В транспорте она издает много звуков, стучит по сиденьям. Не все пассажиры это понимают, — объясняет необходимость использования спецтранспорта Наталья Позняк, чья дочь воспитывается в детсаду № 235. — Когда весной было обострение, дочь вообще отказывалась ехать в транспорте. Ведь речь не идет о том, чтобы проехаться пару остановок. Садик находится на проспекте Дзержинского, 75, там сейчас все перекопано, подъезды к нему ограничены. Чтобы проехать небольшое расстояние, нам нужно сделать две пересадки".

Воспитанники сада, как уже отмечалось, живут в разных концах города — и в Уручье, и на Каменной Горке. У многих родителей есть и другие дети, которых надо водить в садики и школы.

Наталья Позняк отмечает, что если бы в садиках по месту жительства были интегрированные группы, "не пришлось бы тратить средства на подвоз детей". Но, говорит Наталья, "в обычном садике не готовы работать с такими детьми". "Оставлять дома детей-инвалидов — тоже не выход", — отмечает родительница.

Уникальность ситуации еще и в том, что городские власти, ссылаясь на местные нормативные акты, игнорируют требования законодательства республиканского уровня. В частности, Кодекса об образовании.

В соответствии со ст. 47 Кодекса об образовании и инструкцией о порядке организации подвоза обучающихся, утвержденной постановлением № 247 Министерства образования от 30.08.2011 г. "…подвоз обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития в учреждения дошкольного, общего среднего и специального образования на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно организуется местными исполнительными и распорядительными органами".

"К сожалению, управление образованием администрации Московского района пытается оправдаться отсутствием технических и финансовых возможностей, а не ищет способы организации подвоза всех без исключения детей с особенностями психофизического развития, — отметила эксперт Офиса по правам людей с инвалидностью Галина Крот. — Администрация Московского района аргументирует это тем, что уже организован подвоз на специально оборудованном автобусе 54 детей-инвалидов во вспомогательную школу-интернат № 7, в детский дом № 3 и обратно в двухсменном режиме".

Согласно законодательству, говорит Галина Крот, подвоз в учреждения образования на специально оборудованном транспорте от места жительства к месту учебы — задача местной власти. Но местная власть, вместо того чтобы решать эту задачу, руководствуясь непонятными критериями, определяет, каких детей-инвалидов будут подвозить к месту учебы, а какие должны добираться самостоятельно. Тем самым нарушается право детей с особенностями психофизического развития на получение дошкольного образования.

Наталья Позняк отмечает, что родителей садик № 235 вполне устраивает: группы не перегружены, к каждой прикреплен дефектолог, условия хорошие. Однако создавшаяся ситуация с подвозом вынуждает тех родителей, которые не могут возить туда детей на общественном транспорте, оставлять их на круглые сутки, то есть фактически переводить на интернатное проживание.

"Мы этого не хотим, а хотим, чтобы наши дети жили дома и имели возможность добираться до садика на социальном такси", — подчеркивает Позняк.

Кстати, эксперты Офиса по правам людей с инвалидностью, пытаясь помочь родителям детей, воспитывающихся в детсаду № 235, внимательно изучили вопрос оказания в Беларуси услуги социального такси и пришли к выводу, что в применении этой услуги в стране нет единообразия — ни в платности-бесплатности, ни в категориях лиц, которые имеют право на пользование данным сервисом.

"Анализ организации сервиса специализированных транспортных услуг показывает значительную разницу в подходах к организации службы социального такси в различных регионах страны. При этом заметно смещение от компенсационного характера сервиса для людей с инвалидностью в сторону некоего вида льготы для широкого спектра категорий граждан. Такой подход в значительной степени сокращает ресурсы сервиса для решения проблемы доступности транспорта для людей с инвалидностью, для которых транспорт общественного пользования недоступен", — делают вывод эксперты Офиса по правам людей с инвалидностью.
-30%
-20%
-70%
-15%
-20%
-20%
-30%
-20%
-10%
-15%
0073011