Екатерина Синюк,

Стимулировать инициативу учителей и повысить их престиж можно с помощью творческих конкурсов, которых у нас в стране много, заявил недавно на пресс-конференции в Минске заместитель министра образования Казимир Фарино. Надо, чтобы учителя чувствовали себя востребованными, также сказал замминистра. Только ли конкурсы могут решить проблему и что надо учителям для счастья? TUT.BY решил пообщаться с самими учителями и выслушать их мнение.

Об учительских финансах

Как ни странно, денежный вопрос оказался не в числе самых главных проблем учителей. Многие отмечали, что зарплаты с момента кризиса уже подтянулись. "У меня в районной школе, где я уже в 15.00 свободна, выходит 3 млн! Я вообще пока довольна!" - поделилась учительница одной из школ в Брестской области.

Но не все готовы так "пищать" от радости. Многие учителя, общаясь с TUT.BY, рассказывали, что 3 млн заработать непросто: не имея классного руководства и премий за различную внеклассную, а также "добровольно-принудительную" работу, такой суммы не получишь. "У нас в школе, например, обычный учитель английского, имея 1,5-2 ставки, получает в среднем 2 млн, максимум - 2,2 млн. И по нашей школе это средняя зарплата", - говорит педагог школы областного центра. Не слишком довольны и многие молодые школьные психологи и социальные педагоги: у них оклад составляет 600-650 тысяч, а зарплата не поднимается выше 1,2-1,3 млн.

Об "избытке" обязанностей

Главной проблемой учителя сегодня считают чрезмерное количество обязанностей. Председатель ТБШ Тамара Мацкевич отмечает: "У белорусского учителя остается имидж несвободного человека, потому как учитель у нас занят не только профессиональными обязанностями, учитель вынужден делать много лишней работы".

Как рассказал TUT.BY учитель математики одной из белорусских школ Валентин Петрович, по совместительству классный руководитель 10-го класса, обязанностей, помимо преподавательских, – действительно много. "Согласно "Кодексу об образовании", учителя – это лица, которые осуществляют педагогическую деятельность, под которой в том числе понимают и реализацию "программ воспитания". На основе кодекса разработаны рекомендации Минобразования – уже конкретно для классных руководителей. Именно они берут на себя эти функции по воспитанию.

Учитель из Минска: "Меня лишили премии за то, что дети не захотели платно питаться в школе"

TUT.BY ознакомился с теми самыми рекомендациями Минобразования. Их, например, издает мозырское издательство "Белый ветер". Вот что удивляет и что особенно не нравится самим учителям.
 
Итак, классный руководитель: "организовывает получение учащимися горячего питания", "обучает школьника планировать учебный день, соблюдать режим дня, выбирает оптимальный режим учебной нагрузки". Классный руководитель "ведет в установленном порядке документацию класса", "создает комфортные психологические условия на уроках". Отдельная глава в рекомендациях – "Работа с семьей". Классный руководитель "проводит диагностику семейных отношений, микроклимата семьи", "изучает быт ребенка, условия воспитания, обучения". Подпункт в этой главе гласит, что классный также "выявляет малообеспеченные, неполные семьи".
 
"В этой же главе говорится, что классный "оказывает наибольшее содействие и осуществляет первостепенный контроль за детьми из этих семей, планирует более частые посещения с целью оказания помощи, профилактики правонарушений! - попутно комментирует учитель Валентин Петрович. – Вы действительно думаете, учитель обязан этим заниматься? У нас разве нет правоохранительных органов?"
 
На основе психолого-педагогического тестирования классный руководитель "привлекает учеников к творческой деятельности (спецкурсы, кружки по интересам)"; "вовлекает родителей в коллективную трудовую деятельность, стимулирует их участие в походах, спортивных мероприятиях". Это тоже обязанность учителя.
 
"Заставляют ходить на разные зрелищные и спортивные мероприятия, - отмечает педагог. - Приходит приказ, в котором сказано, сколько человек нужно в такое-то время отправить на выступления гандбольной, футбольной или баскетбольной команды. Бывает, что могут снять с уроков, но даже если после уроков, то дети не хотят идти всё равно. Им ведь надо, как минимум, зайти домой, покушать, отдохнуть".
 
Отказаться от той же работы с семьями детей тоже невозможно, и все классные руководители такую работу проводят. Учитель отмечает, что классный руководитель, конечно, должен познакомиться с семьей ребенка. Здесь он видит другую проблему – часто приходится звонить родителям, однако у учителей нет такого соцпакета, который бы покрывал расходы на телефонные разговоры. "Если везешь детей на мероприятие, никто автобус, конечно, не предоставляет, едем всем классом на общественном транспорте, и проезд учитель тоже вынужден оплачивать себе сам", - также рассказал педагог.
 
По его словам, в обязанности классного руководителя также входит "индивидуальная работа с детьми". А точнее: выявление на основе психолого-педагогической диагностики группы изолированных детей; детей, склонных к совершению аморальных поступков. И далее - создание индивидуальных планов работы с этими детьми. Здесь же – "изучение социума ребенка, его окружения, наклонностей".
 
Многие учителя подчеркивают: если вдруг в окружении ребенка появится "кто-то не такой", а потом с этим ребенком что-то случится, то могут и учителя обвинить в том, что вовремя не выявил "не того друга" в окружении ребенка.
 
В обязанность "выявления творческих способностей" входит всё, к чему только можно принудить учителя", негодует Валентин Петрович. И в первую очередь это участие в конкурсах. "Конкурсы инициируются или местным районным отделом образования, или какими-то сторонними организациями: МЧС, Белпочта и т.д. Меня, например, назначают исполнителем приказа. На практике часто получается, что действительно ученик не хочет, но пишет, потому что я поручаю. Вы же понимаете, написать "абы что" тоже нельзя, а где таланта набраться? Поэтому, бывает, приходится писать самому", - рассказал учитель столичной школы.
 
Учительские премии и "Учитель года". Престиж или инструмент влияния?

Учитель одной из столичных школ рассказал TUT.BY, что в их школе недавно ввели для учителей рейтинговую систему, в соответствии с которой каждый учитель зарабатывает баллы. Они зависят от участия учителя в общественной работе: учитываются победители в конкурсах, олимпиадах и т.д. "В целом идея неплохая, есть стимул что-то делать, ведь от этого зависит размер премии. Но обидно, что если ученик ничего в результате не занял, то это даже может быть не отмечено…"
 
Кстати, о премиях. Премия у учителей бывает двух видов: ежемесячная постоянная и в зависимости от отдельных заслуг. К примеру, ежемесячная премия классного руководителя составляет 10% от оклада. “Отдельно доплачивается, если ученик отличился. Например, за мальчика, который занял место на конкурсе чтецов, – 150 тысяч дали!" - делится Валентин Петрович.
 
Однако, как отметила в беседе с корреспондентом TUT.BY лауреат конкурса "Учитель года" (2009) Галина Сухова, в этой погоне за талантами таится опасность. "Сейчас критерий качества работы учителя – вундеркинд "на выходе". Но не могут быть все талантливыми, и неталантливые ученики ничем не хуже".
 
То есть заработать премию не так-то просто, а вот лишиться ее очень легко. Педагог одной из школ Фрунзенского района Минска сообщила, что её, например, совсем недавно лишили премии за то, что в её классе "слишком мало человек" захотели платно питаться. "Мне сказали: "Как так, у вас же в обязанностях – обеспечить учеников горячим питанием!".
 
А недавно педагогу-организатору из минской школы срезали треть заработка за… низкие показатели по пионерам
 
Многие педагоги, с которыми мы общались, жаловались, что к лету приходит новая проблема: как "загнать" детей в школьные лагеря? "Нам пришло распоряжение из министерства, чтобы в школьном лагере было 50 человек. Почти никто не хочет, а угрожают лишением премии.
 
Так как же профессию учителя сделать престижной?

Как отметила в беседе с корреспондентом TUT.BY лауреат конкурса "Учитель года" (2009) Галина Сухова, профессия станет престижной, если учитель будет чувствовать себя комфортно: "Учитель должен четко понимать, чего от него хотят на выходе. От белорусского учителя принято требовать слишком много, и во всех бедах общества также обвиняют в первую очередь учителя".
 
"Конкурсы наподобие "Учитель года", в котором я участвовала, – действительно создают определенный авторитет. Я на себе это ощутила. Таких конкурсов, как и различных педагогических кружков, нужно больше, это надо развивать. Но для повышения престижа этого слишком мало". И сам "Учитель года", считает Сухова, существует не столько для повышения престижа профессии, сколько для распространения передовых идей в педагогике.
 
Тамара Мацкевич, в свою очередь, подчеркивает: профессиональные обязанности учителя – всё-таки учить. "Белорусский же учитель больше похож на социального работника: он смотрит за детьми из неблагополучных семей, смотрит, заплатили ли родители учеников за газ и свет, организовывает уборку территории, красит пол в классе, делает ремонт в школе и т.д".
 
Тут учителя сошлись в едином мнении – "затычки в каждую бочку" никогда не смогут завоевать престиж в обществе. 
-50%
-10%
-50%
-20%
-25%
-25%
-50%
0071694