Елена СПАСЮК,

Вопрос о вхождении Беларуси в Болонский процесс, как известно, заморожен до 2015 года. Если белорусские власти действительно заинтересованы в сближении отечественной и европейской систем высшего образования, то в ближайшие годы должны решиться на реформы и провести их. Помочь государству готов общественный Болонский комитет. 

Беларусь не сможет войти в Болонский процесс и присоединиться к единому Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО), как минимум, до 2015 года. В Европе не принимают особую белорусскую идеологию высшего образования.

Члены общественного Болонского комитета заявляют, что "вступление Беларуси в ЕПВО является отличной возможностью не только обеспечить интернационализацию нашего образования в плане более интенсивного обмена студентами, но и вывести нашу высшую школу на уровень современных международных стандартов качества".

Как отметил в комментарии для Naviny.by член общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев, без проведения реформ в сфере высшего образования на основе целей, ценностей и основных направлений политики ЕПВО говорить о присоединении нашей страны к Болонскому процессу не приходится.

Общественный Болонский комитет готов способствовать диалогу всех сторон, заинтересованных в присоединении к ЕПВО: "Мы готовы участвовать в разработке программы реформ и мониторинге состояния белорусского высшего образования. Наш комитет в случае позитивных перемен видит свою роль в том, чтобы содействовать восстановлению доверия к белорусской системе высшего образования в глазах партнеров по ЕПВО".

Вопрос доверия, подчеркнул Владимир Дунаев, — один из самых важных на сегодня: "Не доверяют, потому что Минобразования транслирует информацию о том, что Болонская декларация не является полноценным договором, поэтому ее можно не соблюдать. Складывается впечатление, что можно вступить, но при этом можно не соблюдать".

Реформирование же системы высшего образования невозможно без изменения схемы управления, уверен профессор Дунаев. Реформирование должно помочь уйти от доминирования государства в образовательном процессе и обеспечить возможность полноценного участия в нём всех субъектов — вузов, студентов, их родителей, работодателей — на партнерских началах.

По мнению Владимира Дунаева, заботу о реформировании высшего образования должны взять на себя и государство, и вузовская общественность, и гражданское общество. Общественный Болонский комитет считает, что "без широкого общественного участия мы не добьемся переключения нашей высшей школы на задачи, которые призваны решать вузы в современном обществе. А как показывает исторический опыт, это невозможно без признания европейских академических ценностей".

Решающим фактором при принятии решения отложить вопрос присоединения Беларуси к Болонскому процессу, отмечает Дунаев, стало не отсутствие у нас того, что именуют Болонской архитектурой высшего образования — системы бакалавр - магистр или каких-либо других технических элементов, "а конфликт белорусских и европейских академических ценностей".

"Белорусская сторона продемонстрировала явное пренебрежение фундаментальными императивами жизни современных университетов, — говорится в заявлении общественного Болонского комитета, — такими как академическая свобода, институциональная автономия и общественное участие в управлении высшим образованием. Не обозначая готовности ослабить чрезмерную централизацию управления высшей школы в пользу самоуправления вузов, отказаться от использования университетов для целей политических репрессий против оппонентов власти и инакомыслящих, не предоставив работодателям, студентам, родителям возможность участвовать в определении стратегии вузов, Беларусь не сможет стать полноправным членом ЕПВО".

Общественный Болонский комитет подчеркивает, что "когда Минобразования утверждает, что решение не принимать Беларусь в Европейское пространство высшего образования было политическим, то не следует доверять таким оценкам". В действительности все обстоит противоположным образом. Именно политизация белорусской системы высшего образования, превращение ее в инструмент политических расправ и давления на студентов и преподавателей помешала нашей стране вступить в Болонский процесс в 2012 году.

Если Минобразования заинтересовано в интеграции нашей высшей школы в ЕПВО, то первое, что ему необходимо сделать — это признать конфликт академических ценностей и обозначить пути его преодоления. Европа ждет от белорусской стороны не столько полной перестройки системы высшего образования, сколько правильного обозначения вектора перемен.

Услышат ли власти общественный Болонский Комитет? Владимир Дунаев отмечает, что в кулуарах, на неформальных встречах вопрос реформирования высшего образования представителями министерства обсуждается. Чтобы разговоры перешли в русло принятия решений, необходимо, считает Дунаев, всем заинтересованным сторонам — государству, третьему сектору, в том числе экспертам общественного Болонского комитета, — сесть за круглый стол. И тогда можно будет говорить, что хоть какой-то диалог намечается. 
 
-38%
-20%
-40%
-10%
-85%
0067150