Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  2. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  3. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  4. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  5. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  6. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  7. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  8. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  9. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  10. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  11. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  12. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  13. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  14. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  15. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  16. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  17. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  18. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  19. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  20. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  21. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  22. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  23. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  24. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  25. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  26. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  27. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  28. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  29. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  30. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания


Снежана Инанец, фото Александра Лычавко,

Журналисты TUT.BY проделали путь от Минска до Бреста на поезде Москва - Варшава в кабине электровоза ЧС4Т с бортовым номером 709. О том, как работается людям, которых пассажирам из вагонов не видно, а также о том, что могут разглядеть в темноте на путях те, кто всегда впереди, читайте в нашем материале.
 
"Ну все, теперь спокойной езды нам не будет"
 
В 23.04 пятницы, 25 мая, мы встретились с машинистом Игорем Николаевичем и его помощником Александром у гостиницы Белорусской железной дороги. Вообще-то встречу назначили на 23.00, но по выправке журналисты не машинисты, и, как ни старались, а все-таки замешкались на несколько минут.
 
Новые знакомые провожают нас в депо. Там вместе с ними мы проходим комнату за комнатой.

 
Первое дело - пройти инструктаж. В наш век его проводит не человек, а компьютер. Каждую неделю в особую программу загружаются новые вопросы, на которые машинист и его помощник должны ответить перед очередным рейсом, чтобы получить отметку о прохождении инструктажа и выйти в путь максимально подготовленными.




 
На руки машинисту выдается маршрутный лист - в него нужно проставить все отметки о поездке: дату, номер локомотива, время явки, время входа в депо и выхода из него, отметки о прохождении контрольных точек-станций. Сюда же заносится время отправления локомотива, время прибытия и некоторые другие параметры, о которых нам предстоит узнать только в конце пути.

 
Игорь Федоров держит в руках именную книжечку. Похожая есть у помощника.
 
- Это наш формуляр. Здесь записываем, какие неприятности были на Белорусской железной дороге, чтобы помнить. Мы отмечаем, и нам отмечают все наши огрехи. Результаты контрольно-инструкторских проверок тоже заносятся в формуляр. Хватает одной книжечки года на два, а то и на три, - рассказывает машинист.



 
В том же окошке локомотивные бригады получают кассеты. На них записывается информация о ведении поезда, об управлении тормозами. Для удобства нынешние рейсы до Бреста и обратно запишут на две кассеты. По возвращении в Минское локомотивное депо их нужно сдать на расшифровку. К слову, на некоторых локомотивах, как и в самолете, записывается разговор, но это не тот случай.
 
Дежурный по депо выдает локомотивным бригадам и уведомления об изменениях в расписании и о том, с какой скоростью ехать, если вдруг состав придется пустить по другому пути.
 
По словам фельдшера, которая на наших глазах проверяет Игоря Николаевича и Александра "на трезвость", через здравпункт столичного локомотивного депо за сутки проходят 210-220 человек.



 
- Отстраняем все больше по давлению, профессиональная болезнь машинистов - гипертония. Стрессы дают знать о себе: постоянное напряжение в дороге, какие-то аварии, - рассказывает медик и заносит данные о предрейсовом медосмотре в базу.
 
- В этот момент в депо в Бресте уже знают, прошли или нет мы медицинский осмотр, есть или нет в бригаде замены, - уточняет Игорь Николаевич, давление которого сегодня, как у космонавта - 120/80.
 
Раз в месяц локомотивные бригады получают в депо свой график работы. Особенность железной дороги - незакрепленность конкретных локомотивов за бригадами. То есть сегодня мы едем до Бреста на "девятке", а завтра после одиннадцати Игорь Николаевич и Александр вернутся в Минск в локомотиве "сто двенадцатого" поезда. По графику можно посмотреть, какие и когда поезда ты поведешь в этом месяце. Такая система очень удобна, хоть на первый взгляд нам вовсе так не показалось.
 
- Зачем закреплять? Больше дорог - больше практики. Локомотивная бригада не должна ездить постоянно в одном и том же направлении. К тому же, нужно уметь работать в разные смены, - объясняет машинист.







 
- И часто вам ночные смены выпадают?
 
- Частенько. Так повелось, что международные поезда и из Европы, и из России все чаще выходят вечером – значит, Минск проезжают как раз ночью.
 
Когда бригада получает последние нужные отметки, мы выходим на ночную платформу, разговариваем. Вдруг слышим громкое: "Скорый поезд девятый Москва-Варшава опаздывает на 15 минут". Игорь Николаевич сверяется с часами:
 
- 15 минут опоздание. Ну все, теперь спокойной езды нам не будет...
 
- Придется нагонять?
 
- Да. Но все, конечно, не нагонишь. Тут хоть бы уложиться в свое время. Может, какие пять минут и возьмем.
 
"Девятка"

Наконец на перроне показывается задержавшийся еще на русской стороне поезд. Пассажирский электровоз ЧС4Т – модернизированная версия локомотива ЧС4, выпущенного в начале 60-х. У новой версии в отличие от прототипа кузов не пластиковый, а стальной, что когда-то решило большую проблему: серьезно уменьшилось влияние на локомотивные бригады электромагнитного излучения от контактного провода. Выпускали электровоз этой версии на чехословацком заводе "Шкода", с 1973 по 1986 – для советских железных дорог.





Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео (2.57 МБ)
 
ЧС4Т –709 с фирменным логотипом Российских железных дорог прибыл из депо Северо-Кавказской железной дороги. Когда Игорь Николаевич сообщает нам об этом факте, улыбаемся: о кавказских корнях как-то сразу подумалось при взгляде на характерную форму носа локомотива…
 
- У этой красавицы, надо сказать, норов ого-го! Правду говорю: другие спокойные, а эта, бывает, показывает нам с Сашей характер, - смеется машинист.
 
Однако пока гордая "красавица" белорусам покоряется, несмотря на периодические капризы. Думается, причина в ласковом обращении да вместе с тем в твердом характере тех, кто имеет с ней дело.
 
Электровоз у предыдущей бригады принят, работа систем проверена. Как-никак "теремок" (так этот локомотив называют в обиходе железнодорожники) в этом рейсе прошел уже много километров из Вязьмы.
 
- Так, Саша, минута готовности, - говорит Игорь Николаевич, - с Богом!
 
Кажется, именно с этого момента и до самого перрона станции Брест-Центральный бригада - на пределе внимания. Помощник называет системы, которые должны быть включены, машинист, проверяя, повторяет, давая понять, что все в порядке. Локомотив трогается с места.



 
Где-то между станцией Минск-Пассажирский и остановочным пунктом Столичный локомотивам, выходящим из Минска, полагается проверять работу тормозной системы.
 
- Здесь особое место, на подъезде к нему мы должны двигаться со скоростью около 30 километров в час. А потом начинаем тормозить. Вот сейчас, вы видели, я ехал 31 километр в час, а потом сбросил скорость на 10 километров в час. Засекаем тормозной путь, смотрим, уложились ли в положенный предел… Да, при набранной скорости это менее чем 150 метров - тормозной путь в пределах нормы. Едем дальше, - комментирует свои действия машинист.
 
Борт оснащен ижевским комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ). Система эта умная: принимает и обрабатывает сигналы спутниковой навигации и контролирует скорость движения. Красные цифры - предельная скорость, допустимая на данном участке. Зеленые - та скорость, с которой движется машинист. При приближении к критической отметке раздается звуковой сигнал. В этот момент машинисту полагается коснуться особенной "кнопки бдительности" - дать понять, что не уснул и контролирует ситуацию.





Рассуждаем о скорости, с которой могут двигаться по белорусской железке поезда. Можно хныкать и кивать на скоростные линии Европы, но 140 километров в час, а именно так может двигаться ЧС4Т , адекватная скорость для наших дорог.
 
- У нас очень много кривых и поворотов, а повороты снижают скорость, не разогнаться. Чтобы спрямить пути, нужны огромные деньги. Думаю, появление скоростных поездов пока возможно лишь на участке от Барановичей до Бреста - он достаточно прямой, удобный. К тому же вот какая интересная вещь: я анализировал расписание поездов у нас и в Европе. Так могу сказать, что мы, по сути, едем с той же средней скоростью, что их локомотивные бригады. Да, мы вроде как движемся медленнее, но у нас - короткие остановки. У них же хоть остановок и мало, но они очень длительные: меньше, чем по 20 минут я не видел. В связи с этим наша скорость приближена к европейскому уровню, - рассказывает практик белорусской железной дороги более чем с 20-летним стажем.
 
Да и в целом, чтобы повысить скорость движения поездов на Вильнюс и на Гомель, сначала нужно полностью электрифицировать эти направления. Белорусская железная дорога к этому медленно, но верно идет. Что касается сложности электрифицированных участков, то более жесткий график приходится выдерживать электровозам, которые двигаются на Оршу. На Брест ехать все-таки проще.
 
"Без меня мир неполный..."
 
- Мужики - спьяну, старики - по медлительности, девочки - от неразделенной любви. У меня их уже 11, - Игорь Николаевич сам затрагивает самую страшную для машинистов тему.
 
По свидетельству железнодорожников, белорусы, в сравнении с недавним прошлым, в последние годы стали соваться под поезда "што дурныя". Машинист называет опасные места. Их много, но на участке Минск - Брест одно из самых неприятных - остановочный пункт Курасовщина. На Оршанском направлении дурная слава у остановочного пункта Загорье.
 
- Там почему-то рядом с железнодорожным полотном работало кафе, там спиртное продавали. Не знаю, правда, работает ли сейчас, но на той остановке не повезло и мне. Это было лет 10 назад. Я ехал поездом №1. Вижу - мужик приложил ухо к рельсам. Быстрей по тормозам, но сам-то надеюсь до последнего, что он просто так… послушать вибрацию… А он нет - голову на рельсы. И не убрал. Ничего от него не осталось. А мужик уже был седой. И все это на глазах у людей: дело было около семи утра, все ждали электричку, - рассказывает Игорь Федоров.
 
Александр Хованский, помощник, хоть работает всего два года, а печальный счет тоже успел открыть. Как и многие-многие его коллеги.
 
- На главном ходу до Бреста, пожалуй, нет локомотивной бригады, у которой бы не было такой беды, - вздыхает машинист.
 
Большинство встреч с поездами на рельсах заканчиваются смертью. Тормозной путь у состава, который несется на хорошей скорости - не меньше 700 метров. Когда поезд останавливается, обычно то, что осталось от тела, уже далеко позади.
 
Внутри локомотива можно увидеть такие предупреждения: "Машинист! Помни: проезд запрещающего сигнала приводит к преступлению!"
 
- К этому привыкнуть невозможно. Это ужасно, и ужаснее всего то, что с каждым годом количество таких случаев растет. Ну, я понимаю, когда старик зазевался, но когда молодой - этого я не понимаю. Недавно у коллеги такое случилось в Руденске… Молодой человек шел по путям - плеер в ушах, на голове капюшон. Маневровым тепловозом парню отрезало ноги.
 
После каждого случая машинисты пишут объяснительные своему руководству и транспортной прокуратуре. Потом описанный ими материал совмещают с расшифровкой кассеты - правда ли, что было именно так.
 
Говорят, что для локомотивных бригад собираются построить специальный реабилитационный центр. И, надо сказать, давно пора - неслучайно самые страшные сны у машинистов именно после таких вот смертей…
 
Часто попадают под колеса электровозов и тепловозов лисы и косули.
 
Именно локомотивная бригада связывается с "большой землей", если на станцию нужно вызвать милицию, а такое почему-то нередко случается перед станцией Пуховичи. Именно машинист связывается с "большой землей", если к поезду нужно подать скорую. Многих удается спасти.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео (16.75 МБ)
 
"Эти ночи как через сито прогоняют людей"
 
Игорь Николаевич старается идти как можно ближе к максимальной скорости в попытке нагнать растерянное до него время. Помощник машиниста то и дело встает с кресла и вытягивается по струнке, вглядываясь в светофоры. Светофоров много, но только некоторые огоньки горят для нашего пассажирского электровоза, лишь их надо брать в расчет. Александр по памяти называет обозначение конкретного светофора и разрешенную скорость - Игорь Николаевич кивает головой и повторяет фразу помощника.
 
Локомотивные бригады проходят серьезные психологические тесты. Среди них - тесты на совместимость, на возможность работать плечом к плечу с конкретным человеком. Бывает, после нескольких поездок машинист или помощник приходят к психологу - мол, перераспределите, мы несовместимы. Редко, но такое случается. У Игоря Николаевича не случалось. Федоров и Хованский - команда.
 
Когда навстречу идет грузовой, помощник делает шаг вправо, к машинисту. Оставаться на своем месте у левого окна ни много ни мало - опасно для здоровья. В кабину с грузовых платформ на скорости может сорваться что угодно - бывало, и бревна летали.
 
- Помощниками работают в основном молодые ребята, - рассказывает Игорь Николаевич. - Машинисты - это люди после тридцати. Если ты до 30 лет отсюда не удрал, то ты уже здесь прикипел. На белорусской железной дороге 17 локомотивных депо. Случайные люди если и есть, то их единицы. Эти ночи как через сито прогоняют людей: остаются только те, кто это дело может выдержать. А могут выдержать только те, кому это нравится.
 
Объяснить, отчего сам пошел в машинисты, Игорь Николаевич не может. Оно и понятно - сложно объяснить природу вещей, которые кажутся сами собой разумеющимися.
 
- Могу сказать, что если мальчишка интересуется техникой и у него горят глаза и руки растут, откуда надо - ему тут самое место.
 
Когда-то у третьеклассника Игоря, который пришел заниматься на Детскую железную дорогу, тоже горели глаза и руки росли, откуда надо - через несколько лет мальчишке доверили водить узкоколейный тепловоз ТУ2.
 
Но вот какое дело: Игорь Николаевич, как случается порой с особо ответственными родителями, очень переживает, что сын хочет пойти по стопам отца. А ведь у Антона Игоревича тоже и глаза горят, и руки в порядке, и технику железнодорожную он знает назубок…
 
Как догнать время
 
660 тонн - столько весят локомотив и вагоны. Мягко управляя такой массой, машинист приближается к станции Брест-Центральный. Пассажиры наверняка спят, хоть в небе уже забрезжило раннее утро. При подъезде к станции Игорь Иванович опускает пантограф - невысокие железнодорожные мосты не позволяют электровозу пройти с поднятыми "рогами".

 
Байка в тему

Поезд Москва-Варшава. Стою в тамбуре, курю. Рядом - мужик со своей блондинкой. Беседуют. Мужик объясняет: "В Брест прибываем в ноль-сорок, уезжаем в два с копейками".
Блондинка: "А чего так долго?"
Мужик: "Пока пассажиры таможенный досмотр пройдут, пока колеса на поезде поменяют..."
Блондинка: "А зачем колеса менять?"
Мужик: "На зимние... В Европе с этим строго". 
В конце пути бригада выглядит уставшей - сказывается напряжение. Еще полчаса - и нас отведут в комнаты отдыха для машинистов, где можно будет зарыться в одеяло и на несколько часов уснуть. А пока - поезд останавливается, выполнив свою миссию. 

Помощник машиниста Александр промывает лобовое стекло локомотива - он проделал долгий путь… Вот-вот приедет пан, который поведет поезд в Варшаву. Состав с пассажирами отцепили от локомотива и уже отправили в специальный гараж, поставят на новые вагонные тележки, приспособленные к узкой колее.
 
Игорь Николаевич заносит в бортовой журнал необходимую отчетность. Отправление со станции Минск-Пассажирский - 0.33, с опозданием на 11 минут из-за позднего прибытия. Прибытие на станцию Брест-Центральный - 3.44, с отставанием на 2 минуты. Итого "девятка" нагнала целых девять минут.
 
- Видите, а вы говорили - максимум пять минут нагоним, - напоминаем машинисту.
 
Игорь Николаевич скромно улыбается и почти молчит в ответ. Чай, не впервой догонять время.



-10%
-20%
-50%
-50%
-25%
-20%
-50%
-20%
-65%
-40%