Снежана Инанец, фото Александра Лычавко,

На днях в администрации Партизанского района обсуждали проект нового большого жилого микрорайона Зеленый Бор. Разместиться он должен за МКАД – к востоку от Минска, недалеко от поселка Колодищи. Строительство планируют начать в 2013 году. Однако жители существующих коттеджных поселков Уютный Угол и Колодищи-2 перспективе соседства не рады. Уж очень много вопросов возникает: железная дорога, которая свяжет Минск и новый микрорайон, может пройти в 50 метрах от их усадеб, неподалеку от коттеджей построят ТЭЦ, а новая автодорога потребует сноса гаражного кооператива… Обо всём этом подробнее в нашем материале.
 
Город прирос четырьмя тысячами гектаров

Стоит отметить, что у проектируемого микрорайона Зеленый Бор название пока лишь рабочее, поскольку уже есть поселок Зеленый Бор, но под Боровлянами. Территория проектируемого района площадью более четырех тысяч гектаров с апреля нынешнего года находится в городской черте. Вот и получается, что у города будет новый крупный микрорайон.
 
Схема присоединенной территории к Минску. Карта увеличивается по клику.
  
На общественном обсуждении нового проекта присутствовали представители УП "Минскградо", отдела строительства и архитектуры Мингорисполкома, а также администрации Партизанского района – с одной стороны. По другую сторону сидели жители поселков Уютный Угол и Полигон (официальное название – Колодищи-2), а также члены гаражного кооператива "Илимский".

 
Автор проекта, архитектор УП "Минскградо" Людмила Ларина сообщила, каким видят Зеленый Бор градостроители:
 
- Территория Зеленого Бора отстоит от МКАД примерно на 3 километра. Планируется здесь построить порядка 4 миллионов 750 тысяч квадратных метров жилья. Население микрорайона составит 160 тысяч человек. Если прибавить население Колодищей, "Ноттингема" и Гольф-клуба, то получается приличный город на 210 тысяч человек. В самом Зеленом Бору планируется создать 60 тысяч рабочих мест, чтобы не всем нужно было ездить на работу в Минск.

Людмила Ларина представляет свой проект.
 
По словам градостроителей, жить там будут не "приезжие", а те минчане, которые сегодня нуждаются в улучшении жилищных условий.
 
Связать Зеленый Бор с городом хотят при помощи городских электричек и скоростного наземного транспорта. Подробнее о том, какими будут эти транспортные проекты, читайте в отдельном материале. Пока остановимся на том, чем именно недовольно население.
 
"Граждане, будьте сознательны!"

На общественном обсуждении некоторые из специалистов так и говорили: квадратный метр в Зеленом Бору будет дорогим, потому что инженерные сети нужно строить специально – почти ничего готового в этом районе нет.
 
Построить котельную хотят на северо-западе от самого поселка, причем на чрезвычайном от него удалении, подогнав при этом ТЭЦ "под бочок" к домам поселка Полигон и Уютный Угол. По словам градостроителей, от ТЭЦ до жилых домов будет не меньше километра, однако по оценкам жителей, пиковая котельная разместится всего в четырех сотнях метров от домов в Колодищах-2.
 
На вопросы жильцов из разряда "зачем нам такое "счастье"?" градостроители отвечали: было рассмотрено несколько вариантов, но нигде, кроме как здесь, ТЭЦ не поставить. К тому же жильцов коттеджных поселков призывают к гуманизму – как-никак новая ТЭЦ будет питать не только Зеленый Бор, но и микрорайон Уручье. Однако жильцы такой упрек грамотно парируют.
 
- При предложенном расположении новой ТЭЦ необходимо строительство дорогостоящих сетей длиной более 5 километров и в одну, и в другую сторону. Я, как гражданин и налогоплательщик, могу дать этому лишь одно название: закапывание денег в землю. Ведь это не только значительное расходование бюджетных денег на прокладку этих коммуникаций, но и затраты на их обслуживание. А оплата теплопотерь в сетях длиной 5 километров в каждую сторону ляжет на плечи плательщиков. И это в то время, когда вся страна затягивает пояса, не говоря уже о планируемом повышении цен на ЖКХ. О какой экономии здесь речь? – говорит председатель инициативной группы поселков Полигон и Уютный Угол Сергей Кадомский.
 
Градостроительный проект детального планирования территории жилого района Зеленый Бор. Карта увеличивается по клику.

 
Схема первого этапа освоения территории проектирования. Карта увеличивается по клику.
 
 
А вагоны спустить с горки…

Чуть южнее ТЭЦ собираются разместить железнодорожную сортировочную станцию. Перенос станции Минск-Сортировочный запланирован в рамках генеральной схемы Минского железнодорожного узла. Специалисты отмечают, что сортировочная станция может появиться "и вовсе не возле Колодищей", однако в проекте, выставленном на обсуждение, очевидно – место выбрано именно здесь. "Здесь" - это в пятидесяти метрах от Уютного Угла. Однако транспортники утверждают, что никакого большого шума не предвидится.
 
- На мой взгляд, размещение сортировочной станции и грузовой железной дороги в непосредственной близости от жилых домов является не только нарушением строительных правил, но и здравого смысла, - комментирует TUT.BY от лица всех жителей Уютного Угла Сергей Кадомский. – У нас есть слова главного инженера столичного отделения Белорусской железной дороги Геннадия Лебедева. Специалист говорит о том, что круглосуточное формирование поездов на ней сопровождается постоянным шумом, а это негативно влияет на самочувствие жителей прилегающих жилых районов и вообще на звуковой фон города. И при этом власти собираются вырубить сосновый лес и построить на его месте сортировочную станцию! Теперь она будет портить самочувствие не только жителей расположенных в 50 метрах от железнодорожного полотна домов, но и жителей новых районов! Это же восточные врата Минска и дорога на аэропорт. Инвесторы, внимания которых мы так добиваемся, приехав в Беларусь, увидят в первую очередь не прекрасный сосновый лес, а сортировочную станцию и грузовую железную дорогу - те элементы инфраструктуры, которые в цивилизованных странах относят как можно дальше от жилых районов.
 
На обсуждении взял слово и житель совершенно другого района города – седовласый мужчина.
 
- Я проживаю метрах в пятистах от станции сортировочной, что в Степянке. Днем – ладно, допустимый шум. Но вечером и особенно ночью все так хорошо слышно, что невозможно спать. Визг, лязг вагонов, которые спускают с горки. Я считаю, что люди правильно возмущаются – ни в коем случае нельзя делать здесь сортировочную станцию.
 
Приглашенные на обсуждение специалисты, вопреки доводам жителей, утверждают, что расстояние до сортировочной станции – не менее ста метров, а это и есть норматив. Однако в разговоре с журналистом TUT.BY начальник транспортного отдела УП "Минскградо" Владимир Прищепов признал, что претензии, возможно, и стоит принять:
 
- Действующий санитарный норматив по 100 метрам – не знаю, насколько он адекватен. Надо непосредственно делать замеры, а не тупо выдерживать санитарный норматив…

Владимир Прищепов рассказывает о транспортных связях.


У жителей есть с чем поспорить.


Доцент БГУ, член Координационного совета при Минприроды, кандидат медицинских наук Александр Сыкало уже после общественного обсуждения напомнил вот о чём:
 
- Некоторые нормативы принимались в конце пятидесятых, когда думали о чём угодно, но не о комфорте проживания. Наши строительные нормативы во многих случаях устарели, а мы до сих пор стараемся по ним жить, а не подтягивать их к современным требованиям…

Автодорога – по гаражам
 
Прямо по гаражам кооператива "Илимский" должна будет пройти скоростная трасса, которая соединит столицу и Национальный аэропорт Минск. Любопытно, что она будет в некоторой степени дублировать не так давно построенную улицу Ваупшасова, соединяющуюся с МКАД.
 
- Неужели нельзя сделать небольшой крюк и обойти наши гаражи с юга? – возмущаются владельцы автомобилей. – Давно ж построены, столько денег вложено. Зачем так плевать на частную собственность?
 
Специалисты в ответ снова возвращаются к тому, что "иначе никак". Статус трассы соответствует статусу МКАД, а значит, при проектировании нужно соблюдать особые стандарты радиуса – просто так крюк не сделаешь.
 
Автор проекта Людмила Ларина успокаивает: главное, запроектировать, а там, если что, можно будет и эстакаду над гаражами построить. Однако к такому предложению владельцы гаражей относятся с большим подозрением – вряд ли утвержденный проект кто-то захочет изменить.

Кусочек проекта скоростной магистрали до Национального аэропорта Минск.
  
Странное оставило впечатление обсуждение проекта. Послушаешь специалистов "Минскградо" – вроде, все гладко. А как представить, что век вековать вблизи ТЭЦ и сортировочной станции – становится не по себе…

 
Жители долго не хотели расходиться…

{banner_819}{banner_825}
-20%
-40%
-10%
-20%
-80%
-20%
-10%
-30%
-27%