Как правильно совершить покупку? Какие требования вправе предъявить потребитель продавцу в случае приобретения бракованного товара? Как выбрать качественные продукты? Что покупатель должен знать о своих правах? На эти и другие вопросы читателям дадут ответ специалисты Белорусского общества защиты прав потребителей, РУП "Научнопрактический центр НАН Беларуси по продовольствию", Минского общества потребителей.

Что вправе потребовать покупатель в случае, если покупка оказалась некачественной?

В законе “О защите прав потребителя” говорится, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать:
 
  • замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерного уменьшения покупной цены товара;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • возмещения расходов по устранению изъянов товара.
Есть и такой товар, недостатки которого устранить невозможно. Как правило, это продукты питания, бытовая химия, косметика. В этом случае покупатель вправе потребовать замены такого товара на другой, но надлежащего качества, либо уменьшения цены, либо расторжения договора купли-продажи и возврата денег.

Как себя вести, если в магазине на ваше устное требование о замене некачественного товара или возврате денег отвечают отказом?

Прежде всего необходимо вызвать руководителя предприятия и попросить у него книгу замечаний и предложений. Вы можете оставить там свою жалобу. Если руководитель игнорирует ваши требования, то в магазине на этот случай должны быть номера телефонов контролирующих органов, куда можно обратиться с жалобой. Если и в этом случае вам отказывают, следует обратиться в адрес магазина с письменным заявлением. И не забудьте составить его в двух экземплярах. Это необходимо для того, чтобы один экземпляр отправить на адрес магазина (письмо должно быть заказным с уведомлением), а второй пусть останется у вас. Почтовую квитанцию обязательно сохраните. Если в указанный срок ответа не последует, вы вправе обратиться с иском в суд.

Покупатель всегда прав?

Многие из нас, наверное, оказывались и в такой ситуации, когда возникало желание возвратить покупку даже безукоризненного качества.

Приобрели в магазине костюм, вроде всем довольны, спешим домой с хорошим настроением. Но уже через пару дней словно прозреваем: и цвет не к лицу, и покрой “не по фигуре”. В этой ситуации закон тоже на стороне покупателя: на размышления в этой ситуации дается 14 дней. В течение этого срока, если более длительный срок не объявлен продавцом, товар надлежащего качества можно возвратить или обменять его на аналогичный другого размера, цвета или фасона.

Но поменять без проблем не понравившийся костюм или бытовую технику можно только в том случае, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Как и в любом правиле, даже таком лояльном по отношению к покупателю, есть исключения. Существует перечень доброкачественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену:
  • ткани;
  • паркет, ламинат, плитка керамическая;
  • чулочно-носочные изделия;
  • изделия из драгоценных металлов с драгоценными и полудрагоценными камнями;
  • бижутерия и другие.
Не позволяйте себя обвешивать

Невнимательные покупатели чаще всего не смотрят на весы в тот момент, когда продавец взвешивает продукты. И даже видя обвес, многие во избежание конфликта не пытаются спорить с продавцом, молча уходят, заплатив лишние деньги. А ведь во всех магазинах и на рынках имеются контрольные весы. Если возникло подозрение, что вас обвесили, не стесняйтесь перевесить товар сами. В случае обнаружения обмана обратитесь к администратору и потребуйте возврата переплаченных денег. Если это рынок, где, как правило, обвешивают чаще, чем в магазине, подойдите к контрольным весам вместе с продавцом и перевесьте продукты.

При покупке продуктов в поддонах или в бумажной упаковке требуйте, чтобы их вес был вычтен. Помните, вы платите за товар, а не за упаковку. Иногда продавцы используют и такой способ обвешивания, как добавление воды или льда в упаковку с продуктом (как правило, с мясом). А покупатель, ничего не подозревая, приобретает эти довески по цене продукта. Не поленитесь, раскройте пакет и попросите взвесить покупку в чистом виде.

Проверяйте деньги, не отходя от кассы

На какие только уловки и трюки не идут недобросовестные продавцы, чтобы обсчитать покупателя.

Сдачу отсчитывают частями и мелкими купюрами, отвлекают внимание разговорами и ненужными советами или называют сумму больше той, что положено уплатить покупателю. Причем умудряются неправильно набрать такую сумму на калькуляторе с виртуозностью пианиста.
В крупном супермаркете на кассе могут пробить один и тот же товар дважды или при взвешивании на электронных весах ввести код более дорогостоящего товара. Такие ловкачи делают ставку на доверчивость покупателя, на его усталость в конце рабочего дня и потерю бдительности.

Помните: кассир при обслуживании должен четко называть причитающуюся с вас сумму денег. А при расчете обязан озвучить и сумму сдачи, вернув ее вместе с чеком. Если все-таки вас обсчитали, требуйте снятия кассы. Сумма денег в ней должна совпадать с суммой на контрольной ленте. Лишние деньги в кассе — ваши и таких же невнимательных покупателей, как вы. Поэтому после того как совершили покупку, не отходя от продавца, внимательно проверьте чек. Не выбрасывайте его тут же возле кассы. Лучше еще раз все перепроверить дома.

Не купите “нофелет”

Значительная доля жалоб и нареканий потребителей приходится на виртуальную торговлю. Особенно на качество приобретенных там мобильных телефонов. Чтобы не купить кота в мешке, необходимо помнить следующее:
  • расплачиваясь за телефон, проследите, чтобы продавец предоставил вам товарный чек, гарантийный талон и обязательно сохраните их. Важно помнить, что даже при отсутствии чека у покупателя будут доказательства приобретения товара у данного продавца, поскольку в техническом паспорте или документе, его заменяющем, сделана отметка о продаже. Но наличие чека значительно упростит ситуацию при расторжении договора купли-продажи, ведь он является подтверждением того, сколько именно вы заплатили за товар.
Если неисправность купленного товара будет обнаружена в течение гарантийного срока, покупатель имеет право потребовать у продавца заменить его на такой же или обменять на телефон другой марки с перерасчетом цены. В этом случае можно также получить услугу безвозмездного устранения неисправности или вернуть товар продавцу, потребовав возврата уплаченной за него суммы.

Отдых без “сюрпризов”

Начинается туристический сезон. Многие уже решили, где проведут свой отпуск, подыскивают отели, выбирают путевки. Не стоит забывать, что туристические услуги — это тоже своего рода товар, который запросто может оказаться некачественным. На что в первую очередь следует обратить внимание, если вы решили обслуживаться в том или ином турагентстве?
  • Узнайте, давно ли эта турфирма присутствует на рынке;
  • присмотритесь, как там обращаются с клиентами;
  • уточните, является ли агентство посредником или само организует туры;
  • ознакомьтесь с образцом договора.

Важно знать, кто отправляет вас на отдых — туроператор или турагент.

Туроператор — это фирма, имеющая собственные связи в предполагаемом месте отдыха, самостоятельно бронирующая гостиницу, фрахтующая самолет, то есть это — фирма-исполнитель. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристического продукта и сопутствующих туруслуг. Одним словом, это фирма-посредник. Если выбор пал на фирму-посредника, выясните, имеется ли у нее договор с туроператором, какие предусмотрены обязательства сторон, кто будет нести ответственность перед вами в случае несоблюдения условий отдыха.

Доказательствами являются любые сведения

Оформляя путевку, проследите, чтобы с вами был заключен письменный договор, в который будут внесены все условия и важные для вас нюансы отдыха, внимательно читайте то, под чем подписываетесь.

Если в другой стране с вами все-таки случилась неприятность или условия отдыха, питания, медицинского обслуживания не соответствуют тем, о которых вы договаривались с турфирмой, а представитель агентства либо принимающей стороны бездействует, знайте, что в одиночку вы ничего не поправите. В этой ситуации постарайтесь зафиксировать все недостатки услуг. Так вам будет проще, приехав домой, предъявить претензии туроператору. Обязательно познакомьтесь с соседями по отелю. Даже если это и граждане другой страны. Возьмите у них данные, чтобы в случае необходимости вы могли получить их свидетельские показания.

Доказательствами являются любые сведения. Это могут быть показания свидетелей, официальные и частные документы, а также переписка и записи делового или личного характера, любительские и профессиональные записи, фотоматериалы.

Договор дороже денег

Бытовые услуги экономят наше время и силы. Но для того, чтобы качество выполнения заказа порадовало, необходимо выбрать надежное предприятие сферы обслуживания.

Например, прежде чем отнести в ателье ткань на пошив платья или костюма, обратите внимание на имеющиеся там образцы готовой одежды. Если какие-то изделия вам понравились, уточните имя мастера.

Заказ должен быть правильно оформлен. В случае, когда вместо квитанции на бланке и чека вам предложат клочок бумаги с невнятной записью, знайте: качество работы здесь может быть тоже сомнительным, или того хуже — вашу обувь или одежду могут потерять в такой горе-мастерской, а с клочком бумаги вернуть их будет не просто. Так что лучше поищите другое место для обслуживания.

Квитанция, договор или расписка должны составляться в двух экземплярах. Один выдается потребителю, другой остается на предприятии службы быта. Составляя договор на обслуживание, проследите, чтобы были четко прописаны все пункты. Чем подробнее составлен договор, тем легче будет отстаивать свои права в случае их нарушения.

Есть или не есть?

Существуют простые и доступные правила определения качества продуктов питания. Знание этих правил защитит от приобретения некачественных продуктов и предотвратит угрозу здоровью.

В первую очередь необходимо обратить внимание на информацию, указанную на упаковке. Это своеобразная визитная карточка, в которой содержатся сведения о составе, сроках хранения и дате изготовления того, что вы намерены приобрести.

Предприятия розничной торговли не имеют права принимать на реализацию продовольственные товары без сертификата качества. Поэтому продукты лучше покупать там, где имеются сертификационные документы и соответствующие условия для хранения товара, а не в местах несанкционированной торговли. Гарантию того, что творог, мясо или грибы, купленные с рук, свежие, вам никто здесь не даст.

Итак, приобретая продукт на рынке или в магазине, прежде всего:
  • проверьте целостность упаковки;
  • внимательно прочтите информацию на ней;
  • обратите внимание на срок годности продукта;
  • присмотритесь к условиям хранения товара — соответствуют ли они требованиям, указанным на упаковке.
С каждой неудачной покупкой не побежишь к эксперту. Но определить качество продуктов, как говорится, на глаз совсем несложно и самому.

Правильно выбираем мясо

Доброкачественное мясо должно иметь приятный запах, ровную, блестящую поверхность. Свежесть незамороженного мяса можно определить следующим способом: надавите на него пальцем, после этого вмятина должна мгновенно исчезнуть. Жир у свежего мяса белого цвета. Серый жир свидетельствует о недоброкачественности продукта. Обнаружить несвежесть мяса помогает пробная варка, во время которой многое подскажет запах и вид бульона. Из доброкачественного мяса получается прозрачный и ароматный бульон, на поверхности которого плавают крупные “блестки” жира; бульон из несвежего мяса мутный, с неприятным запахом и мелкими “блестками” жира. Доброкачественное остывшее и охлажденное мясо покрыто тонкой подсохшей корочкой. Ее цвет — бледно-розовый или бледно-красный. При ощупывании поверхности мяса рука остается сухой. Свежесть замороженного мяса можно определить только после оттаивания, поскольку оно не имеет специфического мясного запаха.

Не попадитесь “на крючок”

Покупая рыбу, внимательно ее осмотрите. У доброкачественной рыбы чешуя блестящая и плотно прилегающая к коже. Плавники и хвост у нее не должны быть сухими или склеившимися. Жабры у свежей рыбы — ярко-красные или бледно-розовые, глаза — незамутненные и немного выпуклые. При нажатии на такую рыбу пальцами на ней не должно оставаться вмятин.

Испорченная рыба выглядит матовой и бесцветной, а чешуя ее плохо счищается, глаза мутные, впавшие, жабры бурые или серые, покрытые слизью с запахом разложения.

Свежая речная рыба имеет типичный рыбный запах. Морская не имеет ярко выраженного запаха или приятно пахнет морем и йодом. При покупке живой рыбы из аквариумов следует обратить внимание на ее поведение. Здоровая, как правило, остается подвижной и в аквариуме, старается держаться на глубине. Она покрыта тонкой прозрачной пленкой слизи, без механических повреждений и пятен.

Выбираем ягоды и фрукты

Клубнику выбирайте без повреждений, черных пятнышек и вмятин. Важно, чтобы листики “венчика” были свежими и плотно прилегали к ягоде. Ягоды черники должны иметь однородный цвет и желательно быть крупными. Если на них сизый восковой налет, значит, ягода собрана недавно и не претерпела никаких механических воздействий, пересыпания.

Качественные яблоки — твердые, без пятен и вмятин. Бананы должны быть ровные, светло-желтого цвета. На кожуре спелых бананов может быть небольшое количество темных точек. Такие плоды бывают даже вкуснее бананов с чистой кожицей. Считается, что точки появляются в то время, когда плод полностью созрел. Вообще-то лучше приобретите немного недозревшие, желтые с зелеными кончиками бананы, при комнатной температуре они быстро дозреют. Не покупайте бананы с коричневой кожицей — они на вкус сухие.

Молочные продукты

Кефир

У свежего качественного кефира консистенция однородная, цвет молочно-белый или имеет едва заметный кремовый оттенок. Если на поверхности выступила полупрозрачная жидкость, выделилась сыворотка, а сам напиток приобрел резкий щиплющий запах, значит, он забродил. Лучше такой кефир не покупать, а если купили, не употребляйте в пищу.

Йогурт

Обратите внимание на дату выпуска и срок годности продукта.

Длительный срок его хранения достигается либо за счет термической обработки, в процессе которой заквасочные культуры погибают, либо за счет добавления консервантов.

Как правило, йогурты с небольшим сроком хранения не содержат консервантов вообще или содержат небольшое их количество.
В йогуртах с длительным сроком хранения могут присутствовать ароматизаторы и красители, а также другие пищевые добавки, которые используют для придания продуктам цвета, консистенции, аромата, вкуса. Чем меньше “Е” на упаковке, тем лучше. Следует избегать необычайно ярких цветов и слишком выраженных ароматов этого продукта.
0067851