Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


11 декабря в минском офисе Всемирного банка был презентован отчет "Беларусь: повышение эффективности управления государственными финансовыми ресурсами", который был подготовлен экспертами банка совместно со специалистами МВФ. Это — первый обзор государственных расходов, который был сделан представителями международных финансовых организаций. В качестве основной проблемы эксперты отметили чрезмерно высокий уровень социальных и квазифискальных расходов.

Представители МВФ и Всемирного банка также говорят о чрезмерной роли правительства в распределении финансовых ресурсов. "Государство по-прежнему играет гораздо более активную роль по сравнению с соседними странами с переходной экономикой, что выражается в относительно большом государственном бюджете и размере других инструментов, с помощью которых государство влияет на распределение ресурсов", — считают авторы обзора.

Эксперты подчеркивают, что ряд тенденций, сложившихся в государственных финансах, представляют собой серьезную угрозу для макроэкономической стабильности. В частности, представители Всемирного банка отмечают, что на госбюджет отрицательно влияют административное повышение зарплаты (напомним, что согласно проекту бюджета на следующий год порядка 48% расходов составят выплаты зарплат, пенсий и пособий). "Ситуация с политикой зарплат взрывоопасна по разным направлениям в краткосрочном плане", — считает старший экономист банка Лев Фрейнкман.

Он также отметил, что "белорусская экономика не может себе позволить попытку переплюнуть по уровню социальных гарантий Западную Европу. Слишком много субсидий, слишком много льгот в социальной сфере". Лев Фрейнкман сообщил, что по данным Всемирного банка, порядка "70% населения получает те или иные виды субсидий и льгот. Объемы социальных гарантий непропорциональны возможностям страны и бюджета". Эксперт также сказал, что хотя государство декларировало переход на адресную социальную помощь, средства часто используются неэффективно.

Значительные прямые и косвенные государственные расходы привели к высокой налоговой нагрузке на субъекты хозяйствования. Представители банка отмечают, что это ставит белорусские предприятия в невыгодное конкурентное положение по сравнению с соседними странами, в частности, Россией и Украиной. "Остальные бывшие республики Советского союза продолжают усилия по улучшению инвестиционного климата. И Беларусь стоит перед необходимостью либо следовать этому примеру, либо постоянно уступать позиции основным конкурентам, страдая при этом от негативных последствий для экономического роста и стабильности", — считают авторы обзора.

Фрейнкман также заявил, что "значительная часть государственных ресурсов остается вне бюджета, вне парламентского и общественного контроля" (имеются в виду значительные объемы внебюджетных фондов, а также непосредственное финансирование предприятиями и банками определенных программ, в частности, социальной сферы). Экономист сказал также, что проблема контроля бюджета обсуждалась с представителями правительства, которые сообщили, что данную функцию выполняет Комитет госконтроля. Лев Фрейкман в связи с этим отметил, что сегодня в мире "внешний независимый аудит бюджета — прерогатива парламента, а не исполнительной власти Мы не навязываем никому изменений в Конституцию, но мировая экономика живет по несколько иным правилам".

Мария ФЕДОРОВА