Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Мобильная связь проникла в нашу жизнь даже глубже, чем может показаться. На примере МТС и Velcom студенты уже изучают экономику. Конкурентная борьба этих операторов мобильной связи привела не к компромиссу, а к "потрясающему" снижению цен.

Вообще-то цены на мобильные услуги снижаются постоянно — с учетом инфляции. Последний год убедительно показал: никакой другой параметр не имеет для белорусского потребителя такого значения, как стоимость. Ни количество подключенных, ни качество связи, ни набор дополнительных услуг не помогают Velcom привлечь нового абонента — по темпам роста абонентской базы компания МТС не имеет равных в нашей стране. И, разумеется, в условиях такого жесткого соперничества первым поднять цены было бы равносильно самоубийству. Более того, чтобы удержать своих "неустойчивых" абонентов, компания Velcom была вынуждена снизить цены почти в два раза. Разговоры у Velcom по-прежнему дороже, но теперь разница почти не заметна — как из-за двенадцатисекундной тарификации и высокого качества связи, так и из-за большего количества клиентов (а значит, и большей вероятности разговоров внутри своей сети).

Однако нынешняя осень войдет в историю Беларуси совсем не этой уступкой абонентам. Произошло значительно более эпохальное событие — мобильники проникли в политику. Прежде операторы сторонились даже тени политических интриг, стараясь потакать своей основной целевой аудитории — молодежи и школьникам. Разве что МТС предлагали льготный роуминг в Росиии. Затем появились первые ласточки — плакаты в метро со станцией "Площадь Ленина". Еще одна не вполне корректная реклама — по радио, с преувеличенно-медленной речью прибалтов. Потом произошло задержание нашими спецслужбами семерых топ-менеджеров Velcom — и понеслось.. Velcom, конечно, открещивается, дескать у нас незаменимых нет, компания работает стабильно и уверенно. Сам президент Беларуси А.Г.Лукашенко пообещал, что будет всячески поддерживать компанию. Даже заметил, что вся эта история получилась в пользу Velcom. Ведь самое главное, чтобы бренд постоянно был на слуху, а что там о нем говорят — это уже не так важно.

Так или иначе пружинка спущена. Мобильники перестали быть просто детской игрушкой, этаким Ронни Макдональдом со сменными панельками. Все газеты называли Velcom не иначе как "совместное белорусско-кипрское ООО МЦС". Потребители, естественно, заинтересовались, кому же принадлежат акции белорусских операторов сотовой связи, какие они платят в казну налоги и какие дивиденды. Оказалось, что 699 из тысячи частей Velcom — в руках кипрского оператора SB Telecom (о чем, к слову, на сайте Velcom почему-то нет ни слова). Печать наклеек "Твая краiна — твой аператар" пришлось остановить.

Тем временем МТС — который, как выяснилось, на 51 процент белорусский, что тоже не особенно афишировалось, — продолжал продвижение тарифного плана для быстро и малоговорящих. "Джинс" — тариф без абонентской платы, но с дорогими разговорами. С подкорректированными периодами действия платежей он позволяет тратить в месяц не более 15 тысяч рублей. Надо сказать, что все шесть основных тарифных планов МТС отличаются между собой не больше, чем пепси-кола, бела-кола, кока-кола и кола-лайт. Выше ежемесячная плата, значит дешевле звонки или десятисекундная тарификация — эта схема проста. Хитрость тут еще и в том, что человек, особенно молодой и мобильный, обычно ждет перемен. Захочется ему разнообразия — не надо переходить к другому оператору, своих тарифных планов с лихвой хватает. Выбор — в этом и есть значение рекламы. Извечный вопрос: Nokia или Motorola?

Пока МЦС и МТС очаровывают белорусскую молодежь, компания "БелСел" тихо и уверенно продвигает марку Diallog и формат будущего cdma2000. Правда, у нас есть подозрение, что в этом самом будущем, когда наступит, наконец, праздник на улице Diallog, появится какой-нибудь еще более продвинутый формат мобильной связи. Пока же Diallog постепенно увеличивает зону покрытия, обеспечивает новые сервисы. В режиме тестовой эксплуатации появились внутрисетевые SMS-ки. "Голосовая почта" от Diallog — это не совсем тот автоответчик, к которому привыкли абоненты GSM-сетей: "Желаете признаться в нежных чувствах и при этом остаться инкогнито? Позвоните по номеру 910 с мобильного телефона Diallog и оставьте голосовое сообщение близкому человеку". Вот так работает эта почта. На руку первому белорусскому оператору сыграли и две новости. Первая — об открытии израильскими учеными способа на лету расшифровывать разговоры в сетях GSM. Правда, для такого перехвата потребуются сложные технические устройства, но теоретическая возможность существует. Вторая — о том, что в России появилась сеть cdma2000, с мая этого года "БелСел" оказывает услуги роуминга в стандарте cdma2000 с питерским оператором "Дельта Телеком", скоро появится роуминг с Москвой.

Open.by