Текст: Анна ТОЛКАЧ, фото: Игорь МАТЮК,

Российский поисковый отряд обратился за помощью к белорусским коллегам: на дне Ладоги найдена баржа с советской техникой, нужна консультация по ее подъему. На просьбу тут же отозвался Игорь Матюк — водолаз, знаменитый белорусский специалист по подъемам техники. Его уникальная технология позволяет поднимать многотонные грузы подручными средствами.

Искатели отправились на Ладогу в феврале и жили в палатке на замерзшем озере почти два месяца. Летом стать на якорь и дождаться хорошей погоды тут непросто. До берега — 12 километров, к нужному месту добирались на специальном непотопляемом автомобиле, который сами же и собрали.
 
— Прямо под нашей базой на глубине 12 метров лежала уникальная железнодорожная баржа времен Великой Отечественной. Она под завязку загружена гражданской техникой и оборудованием: вагонами, цистернами, генераторами. Немцы долго охотились за ней и затопили осенью 1942 года, баржа так и не дошла до осажденного города, — рассказывает "Р" Игорь Матюк, руководитель поисковой группы Минской районной организации воинов-интернационалистов.
 
Ладожское озеро времен войны — последняя надежда Ленинграда. "Дорога жизни" была единственной для блокадного города транспортной магистралью на Большую землю. Сегодня дно Ладоги — кладезь для музеев. Не один десяток раз Игорь Матюк с коллегами нырял в ледяную воду, чтобы исследовать баржу. На дне мужчинам довелось увидеть нечто уникальное: судно оказалось огромным, 50 метров в длину и 9 — в ширину, и это потому, что оно предназначалось для перевозки железнодорожных вагонов. На самой барже есть даже 4 железнодорожных пути, на которых стоят вагоны, цистерны и даже тепловоз. Все это еще предстоит поднять.
 
На первом этапе российские и белорусские коллеги вытащили из воды на лед два многотонных трактора, один из которых СТЗ 15/30, выпуска с 1930-го по 1937-й. На похожем работала ударница Паша Ангелина. Еще — электростанции на пару и останки одного из матросов.
 
Находки поднимали исследователи каждый день. Однажды они достали со дна ящик, где были инструменты, газеты, чистые конверты, которые владелец так и не успел заполнить, мундштук… Каждая такая вещь — историческая ценность.
 
Кстати, многотонный груз можно вытащить и вдвоем. Игорь Матюк сконструировал из подручных средств подъемный кран.
 
— С одной стороны система блоков, с другой — укосина, которая выполняет функцию стрелы крана. Между ними — лебедка. Геометрия, 7-й класс. Но эти блоки надо правильно закрепить на льду, — объясняет Игорь Матюк.

Баржа для перевозки вагонов не единственная находка поискового отряда. Этим летом специалисты поднимут еще одну затонувшую баржу, на которой перевозили людей. В народе ее прозвали ладожским "титаником" из-за большого количества жертв. Белорусы уже внимательно изучили историю судна по рассказу одного из выживших в катастрофе. В последний рейс баржа № 725 вышла в ночь на 17 сентября 1941 года. Начался шторм, и вскоре в обшивке борта обнаружили трещину. На сигналы SOS среагировали фашистские самолеты — сначала разведчики, а затем истребители-бомбардировщики... Точное число погибших в катастрофе баржи № 725 вряд ли когда-то станет известным из-за отсутствия полного учета пассажиров. Некоторым из них повезло: буксир "Орел" подобрал среди волн 216 человек, но на барже, по некоторым данным, было 1500 пассажиров...
 
У белорусских поисковиков большие планы и на родине. Недавно они выяснили местонахождение знаменитой боевой машины КВ, на подобной ходил в бой танкист Колобанов. Хотели поднять ее, но этап согласований с различными ведомствами растянулся на всю зиму. К активистам Минской районной организации ветеранов-интернационалистов уже подключился ДОСААФ. И специалисты хотят не только вытащить из болота технику, но и отреставрировать, а затем бесплатно передать новому музею Великой Отечественной. Надеемся, что в ближайшее время вся документация будет собрана и уникальная находка предстанет перед общественностью.
------------------------------------------
Блиц-опрос в тему: Еще не все потеряно
А приходилось ли вам что-то или кого-то искать и чем закончились поиски? Такой вопрос мы задали нашим респондентам.
 
Александр ФАЙЗУЛЛИН, начальник отдела по раскрытию преступлений прошлых лет управления уголовного розыска Гомельского УВД:
 
— Помню, мы искали маньяка, который начиная с 1991 года насиловал и грабил женщин. Он "засветился" в Гомеле, Гомельском, Буда-Кошелевском, Рогачевском районах. Сначала связали четыре эпизода, произошедшие на протяжении 2000—2005 годов, потом подтвердили, что этот же человек напал на девушку в 1991-м. Это был серийный насильник, и мы очень старались его найти. В итоге в 2007 году наконец его удалось задержать. Мы доказали его виновность по 20 эпизодам, хотя женщины не всегда заявляют о таких случаях, поэтому я уверен, их было гораздо больше.
 
Максим ТАРНАЛИЦКИЙ, автор проекта о неизвестной Беларуси "Meridian’28":
 
— Однажды во время поисков польской фортификации в районе Барановичей местные жители рассказали нам о таинственных подземных ходах и большом памятнике посреди леса. Подобные байки можно услышать почти в любой деревне, поэтому мы пошли в указанный квадрат с большим скептицизмом. И действительно, обнаружили огромный памятник у лесной дороги и те самые подземные ходы. Выяснилось, что это польская огневая группа "Крепость" (огневые позиции, связанные между собой подземными ходами). Ее перестроили из бывшего немецкого опорного пункта времен Первой мировой войны.
 
Дмитрий ГАВРУК, заместитель начальника Взрывотехнического центра внутренних войск МВД:
 
— Мы практически каждый день ищем взрывные устройства. Например, нам сообщили, что возле магазина по улице Гамарника стоит подозрительная сумка. При проверке оказалось, что в ней не взрывное устройство, а строительные материалы. Не знаю, случайно их кто-то там оставил или специально. В день таких мелких вызовов поступает 4—5. Крупные же объекты — школы, магазины — "минируют" реже. Приблизительно раз в полгода находится "шутник", который сообщает, что "заминирован" железнодорожный вокзал. Обычно, пока саперно-пиротехнические расчеты проверяют камеры хранения, залы ожидания и билетные кассы, звонившего уже успевают найти.
 
Денис ДУК, заведующий кафедрой истории Полоцкого университета:
 
— У меня, как у каждого археолога, который проводит раскопки в городах, есть мечта найти храм. Ищу я церковь Полоцкой школы зодчества XII века. Сейчас известно о существовании 10 таких церквей, но я уверен: их было гораздо больше. Как доказательство — в 2007 году на Полоцком городище мы нашли "следы" одного из таких храмов. Теперь его осталось раскопать. А это уже дело техники.
 
Владислав РУСИН, инженер ОАО "Белгорхимпром":
 
— Я искал любовь. Точнее, девушку, которая мне очень понравилась. Два года назад я ехал в автобусе № 59 и увидел симпатичную незнакомку с голубыми глазами. Я так и не решился к ней подойти, а она вышла через пару остановок. Целый день думал о ней, а потом решил ее найти. Расклеил больше сотни объявлений с ее описанием: на остановках, возле универсама, где она вышла, в подъездах близлежащих домов. Мне стали писать девушки, которые спрашивали, не их ли я видел. Но они были совсем на нее не похожи. Много людей заинтересовалось этой историей, мне звонили, предлагали свою помощь. Но свою голубоглазую попутчицу я так и не нашел. Чуть позже со мной связался литовец, которому тоже понравилась незнакомка, и просил совета, как организовывать поиски. И у него они, кстати, увенчались успехом.
 
Блицопрос провели Евгения БЕРЕЗЮК и Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА, "Р"
































-25%
-25%
-25%
-25%
-10%
-10%
-40%
-25%
-40%
-10%
0070970