/

В последнее время все чаще и чаще появляются различные проекты и генеральные планы застройки Минска, в которых постоянно фигурируют небоскребы различной высоты и назначения; причем время от времени изображения меняются, одни варианты уступают другим, и возникает путаница. "Народ хочет разобраться, что к чему", - говорил Бывалый в "Операции "Ы" и других приключениях Шурика". Хочет - получите: представляем вторую часть обзора проектов минских небоскребов.

В первой части: "Парус", 
"Маяк Минска", Royal Plaza, Minsk PersPolis…



Что: административно-торговый центр Golden City

Где: территория у станции метро "Староборисовский тракт" между МКАД, проспектом Независимости и Восточным кладбищем
 
Летом 2007-го объявили, что на территории, где раньше было болотце, возведут целый городок, причем территория поделена сразу между тремя инвесторами, а вот проектировочные работы выполняла одна студия – мастерская Виктора Крамаренко, почетного вокзало- и библиотекопроектировщика Минска. Также подключили "Минскградо" и "Минскгражданпроект". Компания "Автодомсервис" заказала торгово-деловой центр с увенчанной золотым шаром 25-этажной высоткой, - отсюда и название Golden City; торговый дом "Ставком" пожелал свой центр и тоже с высоткой; а компания "Простормаркет" намерилась построить гипермаркет "Москва". Сам Виктор Крамаренко упоминает еще и 33-этажную гостиницу. Сейчас, пять лет спустя, в заданном месте строится лишь одно здание (дом № 171 по проспекту), обширную автостоянку сносить не стали. Словом, комплекс получится не таким уж и "голден". Но согласно "Инвестиционному атласу города Минска", Golden City должен быть построен к 2014 году.



 
 


Что: многофункциональный комплекс без названия
Где: за автовокзалом Московский (улица Филимонова, 63)
 
Согласно документу "Перечень важнейших строительных проектов, планируемых к реализации в г. Минске", размещенному на сайте Мингорисполкома, за автовокзалом Московский должен быть возведен некий многофункциональный комплекс неясного пока назначения. И пока идут споры о том, будут ли сносить сам автовокзал в угоду "газпромовского" офиса, мы можем полюбоваться эскизным проектом, выполненным творческой мастерской Бориса Школьникова. К слову, он был подготовлен еще в прошлом году. На сайте мастерской сказано, что заказчиком является компания "Александров-строй", которой "Газпром" предложил компенсировать все издержки, связанные с переносом автовокзала. 
 


 


Что: гостиница Minsk Tower, или же Hotel Minsk
Где: на углу проспекта Независимости и улицы Филимонова, между торговым центром "Александров Пассаж" и Институтом современных знаний
 
Два года назад объявили, что этот проект может стать еще одним символом города. Австрийские специалисты из компании Moser Architekten Ziviltechniker GmbH разработали три "согнутых" здания высотой 57, 162 и 166 метров. Четырехзвездочная гостиница разместится в первых тридцати этажах 43-этажного здания. Тогдашний главный архитектор Минска Виктор Никитин сказал, что надо бороться за этот бизнес-центр на этой площадке, ибо "примерка" проекта к другому месту ни к чему хорошему не приведет. Весной 2010 года стало известно, что управлять гостиницей будет австрийская компания Vienna International Group, генподрядчиком тоже определили фирму из Австрии. Возможно, строительство действительно начнут, а сдать объекты планируется к марту 2014 года. В СМИ упоминали, что проект горожане успели прозвать "семьей башен" – мол, мама, папа и ребенок; на сайте австрийского разработчика проекта он упоминается то как Hotel Minsk, то как Minsk Tower, то просто как "большая башня". Свой проект высотного (раза в два выше теперешнего "Александров Пассажа") углового здания на этом же месте предложил и Борис Школьников.



 
 


Что: многофункциональный комплекс "Радзивилл-Холл"
Где: пересечение улицы Шафарнянской и проспекта Независимости
 
В том же самом документе "Перечень важнейших строительных проектов…" до сих пор фигурирует "Административное здание со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Шафаранянской", которое должна построить компания "Гиперкомм Девелопмент". В составе строящегося бизнес-центра "Порт" она решила возвести два 30-этажных здания "Радзивилл-Холл" с видом на проспект и на кладбище. Как обычно, на нижних этажах – магазинчики и кафешки, на верхних – офисы крупнейших белорусских компаний. В каждой башне – по 5 лифтов, в том числе по два панорамных. Планировалось, что сданы высотки будут ко второму кварталу 2010 года. Однако впоследствии проект заморозили, сам "Порт" еще не сдан окончательно, а на сайте комплекса ни о каком "Радзивилл-Холле" упоминаний больше нет.
 
 

 
Что: гостиница "Беларусь"
Где: улица Сторожевская, 15
 
В январе 2008 года в минской ратуше Александру Лукашенко презентовали проект реконструкции гостиницы "Беларусь". Точнее, ее собирались снести и на ее месте поставить новый комплекс. Главный архитектор Минска Виктор Никитин доложил президенту, что уже и инвесторы нашлись. А студия Виктора Крамаренко подсуетилась и нарисовала проект: три башни высотой 40-45 этажей, в двух из которых будет непосредственно гостиница, а в третьей – деловой центр. Несмотря на то что Александр Лукашенко тогда же высказал свое мнение – "Не готов сказать, что нужно снести гостиницу "Беларусь". Давайте сделаем достойный ремонт и сделаем ее бюджетной гостиницей для простых жителей", - от идеи сноса не отказались. В начале августа того же года министр архитектуры и строительства Александр Селезнев ввел общественность в заблуждение, сказав: "Построенное в 60-х годах здание гостиницы "Беларусь" морально устарело. Это видно каждому, кто заходит внутрь. В таком месте должна стоять гостиница уже совсем другого уровня". Уважаемому Александру Ильичу было бы полезно узнать, что 75-метровую гостиницу открыли только в 1987 году, а в 2007-ом была проведена косметическая реконструкция. Но все же "трехгранник" уцелел, и осенью 2010-го стало известно, что по проекту реконструкции зданию надстроят 23-й и 24-й этажи (доведя высоту объекта до 83 метров) и в придачу пристроят два панорамных лифта. Ремонтные работы начались в январе 2011-го, с апреля гостиница закрыта для посетителей; а в октябре выяснилось, что "Минотель" попросту "не потянет" все, что задумали. В итоге от двух дополнительных этажей отказались, а панорамный лифт "прикрутят" лишь один. Откроется отель в 2013 году. Американская студия Костаса Кондилиса Kondylis Architecture в свое время тоже предложила проект "Беларуси" в виде похожего на долото отеля и опоясывающего его низенького здания, перекинутого даже через Свислочь.
 


 
 


Что: национальный выставочный центр "БелЭкспо"
Где: проспект Победителей, 14
 
К весне 2008 года КУП "Минскградо" разработало концепцию градостроительного развития проспекта Победителей. В этом проекте была и тройная высотка на месте гостиницы "Беларусь", и много другого интересного. Что касается "БелЭкспо" то его собирались, как мы говорили выше, вынести за пределы МКАД, на Брестское шоссе, а саму "ромашку" преобразовать в молодежный развлекательный центр и дополнить многоэтажным общественно-торговым комплексом. Тем временем павильон сейчас закрыт на реконструкцию (хотя работы на самой "ромашке" уже закончились), а рядышком идет какое-то очень уж засекреченное строительство некоего административного здания. Но о высотке, которая должна была разместиться по другой бок от выставочного павильона, на месте автостоянки со скульптурой Меркурия, никаких разговоров никто не ведет. Зато теперь заговорили о том, что рядом с "БелЭкспо" может появиться площадь Государственного флага.
 
 
 


Что: Многофункциональный комплекс зданий
Где: пересечение проспекта Пушкина и улицы Харьковской
 
Группа компаний "Тапас" совместно с НПО "Эльвира" разработала проект многофункционального комплекса зданий, за который по результатам Третьего Минского международного биеннале молодых архитекторов "Леонардо 2009" получила диплом Российского союза архитекторов. О реальных перспективах двух башен под 40 этажей высотой ничего не говорится.
 


 
 


Что: молодежный центр с гостиницей
Где: территория мебельной фабрики в пределах улиц Гусовского, Кальварийской и Пинской
 
Год назад на инвестиционном форуме во Франкфурте-на-Майне молодые сотрудники "Минскградо" показывали свои перспективные идеи застройки Минска. Женская четверка (Юлия Шут, Оксана Плинь, Ирина Павлович и Юлия Кривченя) предложили вынести фабрику "Минскпроектмебель" и построить на ее месте молодежный центр с гостиницей. Как обычно, проектом было обещано много всего, а главный фасад имеет изломанный динамичный силуэт, в зависимости от угла зрения приобретающий разные очертания. Если честно, больше напоминает осколки стекла. И гостиница в 41 этаж с таким же "битым" фасадом тут же. Но вероятность возведения этого комплекса слегка превышает нулевую.
 
 
 


Что: жилой комплекс "Каскад"
Где: между улицами Кальварийская, Скрыганова, Бирюзова и железной дорогой
 
Площадка на месте тюрьмы давно интересовала инвесторов, архитекторов и дизайнеров. Творческая мастерская Виталия Белянкина подготовила проект двух яйцеобразных зданий высотой почти 30 этажей, но иностранное предприятие "Юнивест-М", которое получило право на застройку и готово инвестировать 350 миллионов долларов, выбрало проект студии Бориса Школьникова. В нем среди прочего предусмотрена и башня высотой около 27 этажей. Строительство началось в июле 2008 года, окончание работ назначено на 2015-й, вот только здания, что уже вырисовались на местности, слегка ушли от первоначального проекта, а на сайте "Юнивест-М" среди картинок проекта уже нет запланированной высотки. 
Проект Виталия Белянкина


 
Проект Бориса Школьникова
 

 
Что: культурно-деловой центр
Где: на участке между улицами Максима Танка, Клары Цеткин и Кальварийской
 
На одном из проектных изображений небоскреба "Парус" через дорогу от оного присутствуют две высотки.

Да, была идея построить два небоскреба на пустыре перед магазином "Радиотехника". Разработала проект подмосковная компания "Центрпроект" по заказу "Итера-Инвест-Строй". В составе комплекса должны были появиться две башни высотой 171 метр (40 этажей) и 214 метров (50 этажей). А к "Парусу" через улицу был бы перекинут мостик. На сайте "Итера Девелопмент" проект до сих пор фигурирует (в порядком измененном виде), заявлено о том, что получено решение о согласовании места размещения объекта и о предоставлении участка площадью около 6 гектаров. Начало строительства обозначено как 2-й квартал 2008 года, а к концу этого года высотки уже должны сдать. Забор на месте стройки действительно стоит, но за три прошедших года там не выросло ни одного этажа.
 






 

 
Что: комплекс "Минск-Сити"
Где: на территории аэропорта Минск-1
 
История с "Минск-Сити" длинна и запутана. В 2006 году институт "Минскградо" предложил проект детальной планировки территории аэропорта, где были предусмотрены два небоскреба. В следующем году у проекта появился стратегический инвестор – группа компаний "Итера", потом свой проект предложило московская творческая мастерская Игоря Лозинского, а в октябре 2008 года затеяли международный тендер-конкурс, в котором приняли участие шесть крупных архитектурных компаний и институтов, еще несколько студий в конкурсе не участвовали, но нарисовали свои проекты потехи ради. Победителем признали проект Лозинского с гигантской 80-этажной башней в форме аиста, который будет "взлетать" в окружении нескольких более приземленных небоскребов. Компания "Итера" грозилась вложить в проект 30 миллиардов долларов. Долго ли, коротко ли, но вот к началу нынешнего года стало очевидно, что подрядчик не справляется: было построено всего четыре "мапидовских панельки" и подготовлен проект одного офисного здания, - освоение средств составило всего 0,5% от обещанного. В феврале 2012-го договор с "Итерой" был разорван (но три дома ей разрешили достроить), а президент заявил, что не против передать строительство Китаю. Когда "взлетит" аист-небоскреб – неизвестно.
 
Проект "Минскградо"


 
Проект-победитель
 

 
Что: логистический центр "КМК Логистик"
Где: национальный аэропорт Минск
 
Международный логистический центр "КМК Логистик", проект которого разработал Денис Корабков, победил на республиканском конкурсе в 2008 году. Компания должна была вложить 1,6 миллиарда долларов, но, как заявил летом 2009-го начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Кучинский, компания уже больше года не вела переговоров по реализации проекта, и ее приоритет аннулировали. Право построить логистический центр получила бельгийская компания AOI n.v., занявшая на конкурсе второе место. Но у нее в проекте не предусмотрено строительство высотки в три с половиной десятка этажей.
 
 
Помимо расписанных здесь проектов небоскребов, на различных архитектурных конкурсах и форумах часто выставляются дизайн-проекты с неясной перспективой различных зданий и комплексов (как водится, многофункциональных). Среди них – немало прожектов небоскребов. Это и 33-этажный жилой комплекс на пересечении проспектов Победителей и Машерова (студия Виктора Крамаренко); и теннисный центр по улице Франциска Скорины (мастерская Виталия Белянкина); и еще один бизнес-центр на улице Филимонова – там же, где может быть построена австрийская "семья башен" (эскизы нарисовали студия Бориса Школьникова и архитекторы Анна и Ирина Соколовы); и административно-издательский комплекс по улице Могилевской (снова Виталий Белянкин); и 27-этажный административно-деловой центр на пересечении улиц Маяковского и Денисовской (мастерская Вальмена Аладова); и общественно-торговый центр на улице Клары Цеткин, и многие другие "бумажные" проекты.
 
Возможные места возведения небоскребов
 
В развитых странах принято считать небоскребом здание, которое имеет высоту от 150 метров и более. Среди существующих в Минске зданий таких нет, и даже среди проектируемых их будет немного. Сейчас самый высокий в столице эксплуатируемый дом – это комплекс "Белбыттехпроекта" по улице Мельникайте (дом № 2), который строился в 1976-1982 годах. Это 24-этажное здание высотой 90 метров получило народные прозвища "флакон" (за форму верхней части), "Белхард" и "Ксерокс" (по размещенным логотипам компаний). Впрочем, самый первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, был и вовсе десятиэтажным и вырос всего на 42 метра.
 

{banner_819}{banner_825}
-15%
-15%
-15%
-10%
-45%
-50%
-10%
-15%