Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Общество


Министерство финансов работает как минимум над четвертой версией проекта закона о бюджете на 2004 год. Переделывать доходную и расходную части приходится не только потому, что до сих пор не известна цена на газ. Высокие темпы роста ВВП (+6% за 9 месяцев) и инвестиций в основной капитал (+17,5%) радуют государственных финансистов, но не настолько, чтобы сверстать бездефицитный бюджет. При таком буйном росте можно было бы ожидать значительного перевыполнения поступлений по основным налогам, улучшения финансового состояния бюджетников, повышения расходов на образование или социальную сферу. Анализ итогов исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за январь — сентябрь показывает, что этого не происходит.

С самого начала отметим чуть ли не протестантскую бережливость финансовых органов нашей страны по отношению к государственной казне. В отличие от раскрепощенных поляков, которые годами не могут опустить дефицит бюджета ниже 5% ВВП, в отличие от финансово недисциплинированных немцев, хронически превышающих рубеж в 3% дефицита бюджета, наш Минфин при плановом дефиците за 9 месяцев 2003 г. в 1,9% ВВП сработал на 0,8%. Это, пожалуй, один из лучших показателей в Европе. За здоровье Минфина и Министерства по налогам и сборам можно было бы поднять бокал шампанского, если бы в нашей стране оплатой многих текущих расходов не занимались предприятия, которым до сих пор не разрешают снимать с баланса объекты непроизводственного назначения. Ни в польской, ни в литовской экономике частные заводы не будут сверх законных налоговых платежей финансировать содержание санаториев, жилого фонда или домов культуры. Если бы в Беларуси переложить на местные и республиканский бюджеты то, за что они должны платить по определению, то боюсь, что дефицит белорусского бюджета был бы еще больше, чем в Польше.

Есть еще один нюанс. Восхищает точность выполнения правительством прогноза динамики ВВП. При принятии закона о бюджете ВВП за год планировался на уровне 31,7-32,9 трлн. рублей. В отчете об исполнении республиканского бюджета за январь — сентябрь Минфин уже указывает цифру 35 трлн. При этом план 9 месяцев точь-в-точь совпадает с реальным исполнением — 25 565 428 373 тыс. рублей. До последнего знака. Такой точности можно добиться, только если принимать план позже отчета о реальном исполнении бюджета или вместе с ним. Если же считать дефицит бюджета от запланированной в начале года величины, то он, конечно, будет больше, чем "нарисованные" 0,8%.

Специалисты Минфина это, очевидно, понимают. Их склонность к сбережению, очевидно, неким образом связана с тем, что Беларуси до сих пор не попала в список ста самых конкурентных экономик мира. Директорат ропщет, говоря, что с гирями на ногах в виде объектов непроизводственного назначения передовиком капиталистического производства не станешь. Известно, что решение данного вопроса не входит в компетенцию сотрудников Минфина. А вот за аккуратное выполнение плана по доходам и расходам им и премию могут дать. Если судить по формальным признакам, то денежный бонус они действительно заслужили. При всех взлетах и падениях реального сектора (рост экспорта за 9 месяцев — 23,9% при плане 5,5%, импорта — 27,4% при плане 6,9%, розничного товарооборота — 8,8% при плане 6,5%, сельского хозяйства — 3,8% при плане 7%) отчетные цифры республиканского и консолидированного бюджета радуют глаз своей чуть ли не стерильной точностью. За январь — сентябрь поступления по налогам с зарплаты составили 100,7%, по внутренним налогам на товары и услуги — 100%, в том числе по НДС — 100,3%, по акцизам — 99%. Даже по налогам на прибыль и доходы, которые были проблемными в первом полугодии, выполнение составило 102,6% и 103,6% соответственно. В итоге доходная часть республиканского бюджета по всем источникам была выполнена на 100,6%. Просто аптекарская точность, достойная не только высокой премии для руководства, но и тщательного научного анализа.

Если белорусские чиновники ответят на вопрос, как в условиях непредсказуемости внутренних и внешних факторов, сильных структурных дисбалансов и плохого финансового положения можно так точно выполнять бюджет, им, глядишь, и МВФ с Всемирным банком грант на несколько миллионов долларов выпишут, чтобы научили Германию и Францию, как выполнять маастрихтские критерии.

Надо отметить, что при этом Минфин активно пользуется своим правом перекраивать расходы в рамках утвержденных показателей. Административный нож безжалостно сокращает "неприоритетные" расходы. Ради справедливости отметим, что даже органы государственного управления профинансированы только на 95,6% от плана (в основном за счет сокращения по статье "прочие расходы на государственное управление"). Структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью, получили за 9 месяцев 97,8% от плана, судебная власть — 97%, наука — 93,7%. А вот промышленности повезло меньше. Она получила всего 31% от запланированных в республиканском бюджете денег. При этом, заметьте, сумела выдать на-гора 6,6% роста при плане 4-4,5%. Либо белорусские промышленные предприятия имеют иные, более надежные источники финансирования (читай — банки), либо они просто не нуждаются в бюджетной поддержке по существующим правилам. Расходы на сельское хозяйство из республиканского бюджета были профинансированы на 92%, на порядок больше, чем по промышленности, но оно не показало таких же завидных темпов роста, как индустрия.

При политике общего недофинансирования пришлось ужаться и образованию (94% от плана), и здравоохранению (94,5%). Были значительно урезаны расходы и на социальную политику. Объем ее финансирования составил всего 90,7% от плана. Самое сильное сокращение пришлось на статьи "социальная защита граждан" (недофинансирование на 15,5%), "социальная помощь" (36,2%), "пособия гражданам и семьям, имеющим детей" (38,9%). Получается, что правительство, предложив в Палату представителей закон о сокращении социальных льгот, старается лишь узаконить то, что давно делает.

Неужели филигранной работы Минфина с доходами и расходами государства не хватает, чтобы найти 71 млрд. рублей на пособия на детей и 72 млрд. на социальную помощь, чтобы выполнить план по этим статьям? При этом вызывают вопросы, например, расходы на резервный фонд президента. По этой статье было запланировано 123 млрд. рублей. В своем отчете вместо конкретной цифры исполнения Минфин поставил таинственный знак "Х". В разных контекстах он может значить либо "ничего", либо "все". Догадайтесь сами. Странная получается у правительства социальная ориентация экономической политики.

Если бы с государственными финансами в Беларуси было все так хорошо, как в отчете за 9 месяцев, то Палата представителей уже давно бы приняла бюджет на 2004 год во всех чтениях. На дворе почти середина ноября, а проект закона о бюджете все еще в тяжких муках рождения. Может, Минфину и правительству в целом надо задуматься о долгосрочной перспективе белорусской экономики в целом, а не о краткосрочной задаче защиты чести своего мундира?