Александр Кутынко, фото автора,

Почти половина маршрутных транспортных средств, перевозящих пассажиров в областном центре, находится на линии более шести лет. В основном это российские "Газели", и их ежедневная эксплуатация сказывается на техническом состоянии.

Впрочем, с учетом нынешних экономических реалий рассчитывать на обновление парка маршруток вряд ли стоит. Не отразится ли это в скором времени на безопасности перевозок? Корреспондент "НС" попробовал в этом разобраться.

Свободных маршрутов предостаточно

По словам главного специалиста по вопросам транспорта отдела коммунального хозяйства Витебского горисполкома Вячеслава Ласского, в городе ежедневно на маршрутах находятся 180 машин, хотя сеть разработана на 300 единиц. Это значит, что сейчас свободными остаются 120 маршрутов, которые могли бы полностью "закрыть" государственный общественный транспорт. Ведь, как правило, предприниматели занимают наиболее доходные линии с большим пассажиропотоком. По мнению В. Ласского, это нормально. В отличие от общественного транспорта, дотируемого из бюджета, владельцы маршруток должны рассчитывать только на себя. Вообще в последние годы наблюдается тенденция сокращения городских маршруток: бывало, на линии выходило и 240-250 машин.

Что касается технического состояния, безопасности пассажиров, то, по словам В. Ласского, все контролирующие службы уделяют этим вопросам первоочередное внимание. Ведь чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, владельцы маршруток участвуют в конкурсе, где учитывается и год выпуска автомобилей, и их комфортность, а наличие договоров на предрейсовые медосмотры водителей и технический контроль обязательно. Но не секрет, что есть непрестижные маршруты, где конкуренция невелика, а значит, в рейсы уходят машины, которым более 10 лет. К слову, 40% маршруток, колесящих по городу,- 2006 года выпуска и старше, остальные произведены между 2006 и 2009 годами. С отменой запрета на перевозку пассажиров машинами старше десяти лет и выдачей лицензий сразу на 10 лет (раньше до пяти) частным перевозчикам работать стало легче. Но не пострадала ли от этого безопасность пассажиров?

В выигрыше крупные перевозчики

- А как иначе выживать? - делится своим мнением один из владельцев витебского транспортного предприятия, представившийся Владиславом. По его словам, остается одно - экономить на всем и вся, а о каком-то развитии пока забыть. Ведь за последний год резко подорожало топливо, из-за девальвации увеличились расходы на импортные запчасти, да и зарплату водителям необходимо поднять. Все это, конечно, отражается на цене проезда, но пока незначительно: боятся потерять пассажиров, которые в последнее время тоже экономят. Хотя с недавних пор перевозчики могут самостоятельно устанавливать тарифы на проезд. К сожалению, хозяева маршруток в один голос утверждают, что пока не думают об обновлении своего машинного парка. Дело в том, что более-менее доступные "Газели" с высокой крышей сейчас в России не производят, а западные аналоги, конечно, надежнее и комфортнее, но и стоят чуть ли не в десять раз дороже. Относительно уверенно здесь чувствуют себя крупные транспортные компании, у которых есть своя ремонтная база и достаточные оборотные средства. Судя по всему, именно за ними будущее маршрутных перевозок.

Ваши документы?

Готовя публикацию, я принял участие в одном из рейдов транспортной инспекции по Витебской области и Госавтоинспекции, совместно со специалистами оценил состояние городских маршруток. По словам заместителя начальника отдела контроля транспортной деятельности инспекции Владимира Сосновского, пока парк маршруток нельзя считать сильно устаревшим, перевозчики всеми силами стараются поддерживать их в приемлемом состоянии. Да и расслабляться им не дают. В прошлом году транспортная инспекция провела более 200 оперативных проверок. Проконтролировали почти 2,5 тысячи автобусов и микроавтобусов, выявили 387 различных нарушений. Из них грубые (а это непрохождение гостехосмотра, отсутствие предрейсового медосмотра и договора обязательного страхования перевозчика перед пассажирами) составили лишь 12%. Чаще всего водители грешат невыдачей проездных билетов, отсутствием у водителей необходимых документов, несоответствием конструкции автотранспорта техническим нормативам и оформлением, которое нарушает требования Госстандарта.

В свою очередь госавтоинспектор ГАИ УВД облисполкома Антон Валюшкевич отметил, что нередко приходится штрафовать водителей маршруток за "перегруз" (санкции от 1 до 5 базовых величин, за повторность в течение года - от 3 до 10), нарушение рядности движения, скоростных режимов, непропуск пешеходов.

…Чтобы не задерживать пассажиров, рейд проводился на конечных остановках общественного транспорта. Уже первый водитель не смог предъявить документ, подтверждающий обучение по работе с автомобилями на газу. "Дома забыл", - оправдывался он. Вторая маршрутка удивила своим грязным салоном и… напрочь заблокированной аварийной дверью. "Замок вот сломался", - пытался объясниться водитель. Поэтому в путевом листе была сделана соответствующая запись - ему придется отправиться в инспекцию, где составят акт о нарушении. Несколько таких проступков - и может встать вопрос о лишении перевозчика лицензии. В остальных пяти проверенных "Газелях" нарушений не было. Порадовало нас и то, что почти все водители во время стоянки, вооружившись веником и чистящим средством, наводили порядок в салонах.

Нарушений ПДД немного

К счастью, российские телевизионные "ужастики" о лихачах без прав за рулем маршруток - это не наша реальность. Ездить в желтых микроавтобусах довольно безопасно. По словам начальника межрайонного отдела ГАИ УВД облисполкома Александра Степанова, нарушений ПДД, совершаемых водителями маршруток, в общей массе немного. В прошлом году в области зарегистрировано 584 ДТП с участием маршруток, по вине их водителей произошло 84 несерьезных аварии. Во многом, по словам А. Степанова, это объясняется тем, что наниматели серьезно подходят к отбору водителей, обязательно консультируются при этом с Госавтоинспекцией.

Что ж, это не может не радовать. А также остается надеяться, что с каждым годом парк маршрутных транспортных средств нашего города все же будет обновляться. 
-90%
-15%
-40%
-40%
-15%
-20%
-15%
-20%
-10%
-10%
-50%
0070970