Марина Воробей,

Объём бытовых услуг на одного жителя Беларуси в 2011 году по отношению к 2010-му вырос на 13%. На прачечные, обслуживание в парикмахерских и т.п. каждый житель нашей страны за прошлый год потратил почти 360 тыс. рублей. Какое место среди услуг занимает ремонт?

Самое что ни на есть значительное. Прирост к прошлому году, по данным Национального статистического комитета, дал ремонт почти всех групп изделий. Самый большой — у ремонта бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры (+21,7%). Неужели стиральные машины, пылесосы, утюги, которые белорусы так активно покупали по старым ценам, незамедлительно ломались? На 12,8% в 2011-м по отношению к 2010-му году мы стали больше пользоваться услугами по ремонту транспортных средств (наверняка сказалась массовая закупка бэушных автомобилей).
 
Прирост в 18,9% дали услуги по ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий. Повышение спроса в этой группе было в два раза больше, чем на услуги по ремонту и пошиву швейных изделий (притом что Белстат включил в последнюю категорию еще и меховые, кожаные вещи) — 9,2%.

Последние данные немного удивляют. Разве трикотажные вещи вообще целесообразно ремонтировать? Они редко расходятся по шву, но скорее появляются дыры в полотне. Оказывается, прорехи в трикотаже латают, и изделие приобретает почти новый вид. Индивидуальный предприниматель Дмитрий Василевский, который оказывает целый комплекс услуг по ремонту, объясняет меньший прирост на ремонт швейных изделий в сравнении с трикотажными так: "То, что разошлось по шву, ну и вообще многое из швейных изделий, можно починить и самому. С вязаными вещами сам человек намается, а покупать новую нет средств, вот и несет в мастерскую. Нам сегодня вообще несут то, что посложнее — починить собственноручно не удастся".

Действительно, многие готовы ради экономии сами зашить дырочки и разлезшиеся швы. У меня есть знакомые, которые последние десять лет не доставали швейные машинки, а сегодня штопают пододеяльники, подшивают платья. А подруга даже научилась обновлять облезший цвет старых вещей, правда вместо химчистки красит их дома. Черные, зеленые, серые красители покупает в хозяйственном отделе универмага.
 
О том, что наш человек-умелец и обувь сам себе чинит, говорила на пресс-конференции, посвященной бытовым услугам, и заместитель министра торговли Ирина Наркевич. Но все равно "ремонт кожаных изделий в мастерских — услуга очень востребованная. В связи с кризисом многие не могли купить себе новые вещи, доставали старые — ремонтники были завалены обувью и сумками". Сегодня в обуви можно не только поменять замки, каблуки, набойки. Есть услуги по реставрации кожаных изделий — это полное восстановление вещи. Даже дыры можно залатать с помощью жидкой кожи.

Ремонтировать можно все, что угодно. Мастерские предлагают (а раз предлагают, значит, и спрос есть) такие услуги, что порой диву даешься: замена подошвы, ремонт валяной обуви, восстановление кожи на изношенных участках, снятие пилинга с одежды...

"С нынешними ценами дешевле не покупать, а отремонтировать даже изношенные вещи, — говорит Дмитрий Василевский. — Сейчас много случаев, когда приносят обувь, порванную во многих местах. Плюс требуется замена подошвы, молнии. Казалось бы, проще купить новую пару. Многие как послушают, что нужно сделать с ботинками, сразу отправляются в магазин, на рынок. А потом опять к нам возвращаются. Оказывается, выгоднее ремонтировать".

Действительно, цены на некоторые непродовольственные товары в 2011 году выросли гораздо сильнее (в целом по этой группе товаров рост составил 112%), чем на бытовые услуги (от 30 до 100%).

Как ремонтники выживают с такими низкими тарифами? Ведь нужно закупать материалы, стоимость которых тоже росла, платить за электроэнергию и т.д.

"Квартиру не построишь, новую машину купить нереально, — рассказывает владелец одной из минских мастерских. — Но прожить можно. В отличие от других сфер у ремонтников и в кризис есть работа". А вот что касается ремонта обуви, цены на который сдерживаются, владельцы точек пессимистичны: если ситуация не поменяется, они перестанут оказывать эту услугу. Мол, чинить обувь сейчас совсем невыгодно.

Хоть в общем спрос на услуги по ремонту в связи с кризисом и повысился, есть и обратные примеры.

Как рассказывают специалисты, совсем перестали обращаться с часами. "Даже с заменой батареек. Вроде как сегодня у всех есть мобильники, но до кризиса спрос был". Нечасто приходят и с очками. Спрос уменьшился за счет того, что в ремонт совсем не несут солнцезащитные. Еще пример: настоящей проблемой для швейных ателье стало то, что люди не приносят укорачивать брюки. "Раньше это была одна из наиболее востребованных услуг. Сегодня брюк несут мало, наверное, не покупают", — рассказывает сотрудник ателье.
Получается, покупаем меньше, ремонтируем больше. Но все, что можно, чиним сами. Такая вот белорусская действительность.
 
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-10%
-10%
-20%
-10%
-15%
-62%
-15%