
Сегодня рядового потребителя окружает целое море названий, претендующих на коммерческий смысл. Но можно ли сказать, что каждое из них имеет право именовать себя как минимум торговой маркой (как максимум – брендом)? И каким образом участникам рынка осуществлять безрисковую навигацию по этому безбрежному пространству, не опасаясь встретиться с айсбергом, напороться на подводные рифы или "сесть на мель"?
Что же, в мореплавании не зря существует такая профессия, как лоцман. Только профессиональный проводник способен вывести компанию в "чистое море", гарантируя отсутствие неожиданных препятствий – в том числе юридических. И первым на этом пути бренд должен сопровождать специалист-неймер.

Какие подводные камни таит в себе непрофессиональный нейминг, можно ли доверить разработку названия неспециалисту, и обязательно ли яхта поплывет именно так, как ее назовут, - об этом в интервью порталу TUT.BY рассказала Ольга Кашкан, директор первого в Беларуси агентства нейминга Naming.By:
- Многим компаниям, особенно с разветвленным штатом, кажется, что достаточно объявить корпоративный конкурс на подходящее название для нового продукта или услуги - и проблема решена. Но это совсем не так. Для качественного нейминга недостаточно широкой эрудиции или литературного вкуса: здесь необходим практический опыт работы именно с коммерческими названиями. Найдя "подходящее" по звучанию имя, компании часто забывают о таком важнейшем параметре, как охраноспособность нейма – и это оказывается впоследствии фатальным просчетом. К нам неоднократно обращались клиенты, уже пострадавшие от такого непрофессионализма: к сожалению, потери здесь могут исчисляться не только значительными суммами, но и годами.
Распространенный пример: производитель запускает на рынок продукт под определенным названием, одновременно подав заявку на регистрацию. Как всем известно, процедурная машина работает не мгновенно: по существующим правилам, от подачи заявки до принятия решения проходит 3 года. За это время на "раскрутку" продукта тратится серьезный бюджет, у него появляется своя аудитория, и вроде бы все идет хорошо… пока не приходит убийственный ответ: в регистрации отказано.
Причина чаще всего заключается в схожести с названием, уже зарегистрированным ранее. И что в этой ситуации делать бедному производителю? Пытаться выкупить права на имя? В срочном порядке искать другие варианты? Пробовать обходные пути? А ведь всех этих проблем можно было избежать еще на этапе разработки названия – просто обратившись к профессионалам.
- Услуга проверки названия на патентную чистоту, к сожалению, не настолько востребована на сегодняшний момент, как того требует реальная насыщенность рынка. Практически весь общеупотребимый словарь уже зарегистрирован, но и фантазийные названия не всегда дают "зеленый свет". Проблема в том, что придуманное слово может слишком сильно походить на уже запатентованное торговое имя. Еще хуже, если это смешение происходит в смежных товарных областях.

Кроме того, опытный специалист по патентному праву, получив нейм-список, практически "с листа" может сказать, какие названия имеют шансы на беспроблемную регистрацию, какие можно будет "легализовать" обходными путями, а какие лучше исключить. В этом случае в окончательную заявку попадают лишь прошедшие первичную экспертизу названия, с повышенным потенциалом охраноспособности, что на 99% гарантирует удачный исход.

- Мы, со своей стороны, не настаиваем на последующем обращении клиента к патентным специалистам. Мы просто изначально включили эту услугу – предварительную проверку на охраноспособность – в комплексный пакет, получаемый нашими клиентами при заказе нейминга. Хотя это, конечно, несколько увеличивает время, необходимое для разработки торговой марки "под ключ" (до получения результата проверки имени наша креативная команда не может приступить к разработке слогана, логотипа и упаковки), но качество предоставляемой услуги для нас важнее – мы должны быть полностью уверены в возможности регистрации созданной торговой марки. Уже на презентации нейминга клиент получает на рассмотрение список только из имен, прошедших предварительную проверку на охраноспособность, а выбранный вариант обязательно проходит процедуру окончательной проверки.

###
Информация о компании:
Naming.by – структурное подразделение группы компаний Fabula. Группа компаний Fabula специализируется на брендинге, нейминге, разработке концептуальной рекламной продукции и копирайтинге. Fabula начинала свою деятельность как узкоспециализированное агентство по написанию эффективных рекламных текстов всех жанров. На данный момент группа компаний Fabula включает в себя одноименную студию копирайтинга (fabula.by), брендинговую компанию Jazz Brand (rebranding.by) и первое в Беларуси нейминговое агентство Naming.by.
Контактная информация:
Беларусь, г. Минск, ул. Сурганова, 41, офис 301
Тел. (+375 17) 29 29 123 (многоканальный), (+375 29) 64 69 567 (velcom)
E-mail: info@fabula.by
Skype: fabulaoffice
Мы в социуме:
Twitter FabulaBY