Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Общество


23 января на заседании Совета Палаты представителей состоялось обсуждение президентского декрета N40 "О некоторых мерах по возмещению ущерба, причиненного государству". Постоянная комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, на рассмотрении которой находился декрет, предложила подготовить проект постановления ПП НС о направлении декрета в Конституционный суд для экспертизы на предмет соответствия Конституции.

Декрет N40 относится к числу наиболее одиозных надзаконных актов, вышедших из-под пера белорусского президента. Основной изюминкой документа является пункт, позволяющий производить конфискацию имущества до суда, что идет вразрез с принципом презумпции невиновности, лежащим в основе нашей судебной системы. Несмотря на то, что этот декрет появился еще 23 ноября 1999г., область его применения была чрезвычайно узкой. По большому счету, его использовали только два раза: в случае с Тамарой Винниковой и Виктором Логвинцом. То, что декрет рано или поздно отменят, было понятно с самого начала. Тем более что к такому шагу официальный Минск должна была подтолкнуть очень жесткая реакция со стороны Запада. МВФ включил отмену декрета N40 в перечень требований, которые должна выполнить Беларусь для получения кредита stand-by.

Поэтому неудивительно, что декрет в конечном итоге оказался на рассмотрении постоянной парламентской комиссии, которая усомнилась в его конституционности. Удивительно то, что документ попал на рассмотрение депутатов лишь сейчас.

По действующей Конституции декреты президента носят временный характер и должны поступать в Палату представителей и Совет республики для утверждения. Декрет N40 появился в ПП НС на следующий день после его подписания. Однако с тех пор по совершенно непонятным причинам комиссии палаты игнорировали его присутствие. Василий Хрол, председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, дал такое объяснение: "Отсутствуют сроки рассмотрения, нет таких положений, что мы должны его за три дня или там за месяц рассмотреть".

Следует отметить, что факт подготовки комиссией Хрола проекта постановления о направлении декрета N40 в Конституционный суд вовсе не означает, что этот документ окажется там. Отдельный депутат либо постоянная парламентская комиссия не могут быть субъектами такой инициативы. Правом направлять декреты в КС обладает лишь Палата представителей в целом. А потому можно ожидать вынесения проекта постановления на одно из пленарных заседаний второй сессии. Белорусское телевидение подробно расскажет об этом заседании, так что власть убьет сразу двух зайцев: продемонстрирует международным организациям свою готовность реформировать нормативно-правовую базу и покажет, что действительно намерена расширять полномочия Палаты представителей второго созыва.

Действительно, до этого не было ни одного прецедента, когда ПП НС направляла бы в КС декреты президента. Сам же Лукашенко, кажется, намерен сделать вид, что появление декрета - ошибка людей, которые с ним больше не работают. Одно государственное СМИ уже запустило в связи с прошедшим 23 января заседанием Совета ПП НС информацию, что авторство декрета N40 принадлежит Александру Пласковицкому. Начальник главного государственно-правового управления администрации президента не скрывает, что принимал участие в работе над декретом. Однако, по словам Пласковицкого, приписывать появление документа только ему - большая ошибка.

Белорусская Газета