Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


23 января на заседании Совета Палаты представителей состоялось обсуждение президентского декрета N40 "О некоторых мерах по возмещению ущерба, причиненного государству". Постоянная комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, на рассмотрении которой находился декрет, предложила подготовить проект постановления ПП НС о направлении декрета в Конституционный суд для экспертизы на предмет соответствия Конституции.

Декрет N40 относится к числу наиболее одиозных надзаконных актов, вышедших из-под пера белорусского президента. Основной изюминкой документа является пункт, позволяющий производить конфискацию имущества до суда, что идет вразрез с принципом презумпции невиновности, лежащим в основе нашей судебной системы. Несмотря на то, что этот декрет появился еще 23 ноября 1999г., область его применения была чрезвычайно узкой. По большому счету, его использовали только два раза: в случае с Тамарой Винниковой и Виктором Логвинцом. То, что декрет рано или поздно отменят, было понятно с самого начала. Тем более что к такому шагу официальный Минск должна была подтолкнуть очень жесткая реакция со стороны Запада. МВФ включил отмену декрета N40 в перечень требований, которые должна выполнить Беларусь для получения кредита stand-by.

Поэтому неудивительно, что декрет в конечном итоге оказался на рассмотрении постоянной парламентской комиссии, которая усомнилась в его конституционности. Удивительно то, что документ попал на рассмотрение депутатов лишь сейчас.

По действующей Конституции декреты президента носят временный характер и должны поступать в Палату представителей и Совет республики для утверждения. Декрет N40 появился в ПП НС на следующий день после его подписания. Однако с тех пор по совершенно непонятным причинам комиссии палаты игнорировали его присутствие. Василий Хрол, председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, дал такое объяснение: "Отсутствуют сроки рассмотрения, нет таких положений, что мы должны его за три дня или там за месяц рассмотреть".

Следует отметить, что факт подготовки комиссией Хрола проекта постановления о направлении декрета N40 в Конституционный суд вовсе не означает, что этот документ окажется там. Отдельный депутат либо постоянная парламентская комиссия не могут быть субъектами такой инициативы. Правом направлять декреты в КС обладает лишь Палата представителей в целом. А потому можно ожидать вынесения проекта постановления на одно из пленарных заседаний второй сессии. Белорусское телевидение подробно расскажет об этом заседании, так что власть убьет сразу двух зайцев: продемонстрирует международным организациям свою готовность реформировать нормативно-правовую базу и покажет, что действительно намерена расширять полномочия Палаты представителей второго созыва.

Действительно, до этого не было ни одного прецедента, когда ПП НС направляла бы в КС декреты президента. Сам же Лукашенко, кажется, намерен сделать вид, что появление декрета - ошибка людей, которые с ним больше не работают. Одно государственное СМИ уже запустило в связи с прошедшим 23 января заседанием Совета ПП НС информацию, что авторство декрета N40 принадлежит Александру Пласковицкому. Начальник главного государственно-правового управления администрации президента не скрывает, что принимал участие в работе над декретом. Однако, по словам Пласковицкого, приписывать появление документа только ему - большая ошибка.

Белорусская Газета
,